Класс: 3
УМК: «Гармония»
Урок: Окружающий мир
Тема: «Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. Вред курения»
Цель: познакомить учащихся с понятием «Органы дыхания» с их структурой и функциями, которые они выполняют, а также влияние курения на них и способы защиты органов.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся познакомяться с новым понятием, подробно рассмотрят их структуру и функции органов дыхания, рассмотрят способы защиты органов дыхания.
Метапредметные.
Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение, различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; извлекать из различных источников информацию о работе организма для ее представления одноклассникам;
Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства для представления вывода.
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.
Личностные: проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; желание использовать правила здорового питания в своей жизни, желание вести здоровый образ жизни; бережное отношение к своему здоровью; осознание успешности при изучении темы.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент
|
- Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение. – Улыбнитесь друг другу. |
Вдыхаю, выдыхают. Улыбаются друг другу |
2.Актуализация знаний |
-Какую большую тему вы начали изучать?
- И уже познакомились со строением тела. Для чего нужен скелет? -Но ведь человеку нужно движение. А кости скелета могут сами двигаться?Что нужно для этого? -А что происходит с мышцами во время работы?
-Этого достаточно для жизни человека?
-А для чего человеку нужен воздух?
-Вспомните из чего состоит воздух?
- Какой газ нужен человеку для дыхания? |
-«Организм человека» - Это опора и защита - мышцы человека
-Они сокращаются и расслабляются - нет, нужно ещё питание, воздух, вода -Чтобы дышать -Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот. -Кислород |
3.Определение темы и цели урока.
|
Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов: сердца, головного мозга, нужен для дыхания. -Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем говорить?
- Для чего нам надо это знать? На какие бы вопросы хотели бы получить ответы, в ходе работы на уроке?
- В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём достигли мы своей учебной цели, нашли ли ответы? |
«Органы дыхания».
-Как мы дышим? Что такое органы дыхания? Как их уберечь? Что значит правильно дышать?
|
4. Работа по теме урока |
- Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания? - Проделаем эксперимент. Задержите дыхание. Кто сколько выдержит? Долго вы смогли выдержать без дыхания? - Какой можем сделать вывод? - Откройте учебник стр.24 Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать на 3-4 минуты, ныряльщики и пловцы до 6 минут. Дыхание – самая драгоценная оберегающая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. -А почему человек дышит непрерывно?
- Чтобы узнать, как мы дышим, давайте исследуем, как происходит процесс дыхания. - На доске названия (Скелет, носоглотка, связки, суставы, мышцы, гортань, сухожилия, трахея, бронхи, лёгкие, нос, кровеносные сосуды, клетки, альвеолы) нужно выбрать те, которые на ваш взгляд связаны с дыханием. -Какие слова вы выбрали? - Расположите слова так, чтобы понять, какой путь проходит воздух в нашем организме. Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие
-По мере путешествия по нашему организму, проверяйте правильную ли цепочку вы построили. схема - Представьте, что вы маленькие пузырьки воздуха и мы отправляемся вместе с воздухом! Делаем вдох и попадаем…? -Правильно в нос и носоглотку. -Что происходит в носоглотке?
Ответить вам поможет шутливый рисунок –подсказка в рабочей тетради ( с. 6 № 12) или заготовить в конверт на каждую группу. -Затем мы вместе с воздухом попадаем в гортань. Прощупайте её в передней части шеи. На что она похожа?
- Гортань участвует в голосообразовании. В гортани есть надгортанник, который во время глотания закрывается маленькой заслонкой, и пища не попадает в лёгкие. А, когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадет в дыхательные пути, и тогда вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. Это очень опасно. Какую поговорку обычно говорят за столом?
- После гортани, куда мы попадаем? -Трахея представляем собой трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две трубочки – бронхи. Бронхи соединяют трахею с правым и левым легким. -Положите ладошку себе на грудь и вдохните. Что происходит с грудной клеткой при вдохе?
-Какая здесь связь с мышцами?
-Чем лучше развиты мышцы, тем лучше дыхание.
-Легкие состоят из бесчисленных крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в легкие, кислород наполняет легочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам, вбирает в себя кислород, отдает углекислый газ, и разносит кислород по телу в каждую клеточку.
-Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие – кровеносные сосуды - клетка |
Ответы детей
Дети выясняют, что в пределах одной минуты
Открывают Вывод: человек не может не дышать.
-Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода.
- Воздух здесь очищается, нагревается и увлажняется
- Она похожа на жесткую ребристую трубку
-«Когда я ем, я глух и нем»
-По трахее в бронхи
-Она увеличивается, расширяется, а при выдохе возвращается на место. -Благодаря мышцам увеличивается грудная клетка
|
5. Физкультминутка |
Разомнемся и понаблюдаем за дыханием. 1) Поочередно поднимаем плечи вверх-вниз 2) «Выписываем» плечами «восьмерку» 3)Приседаем -Как изменилось дыхание? Стало чаще Релаксация под музыку. -Что произошло с дыханием? -Оно успокоилось -Какой вывод можно сделать? -При физической нагрузке дыхание учащается, в состоянии покоя становится реже, приходит в норму.
|
|
6.Продолжение работы по теме урока. Исследование свойств суставов и мышц |
- Ребята, а для чего мы изучаем тему «Органы дыхания»? - Почему?
-Надо помнить, что с похолоданием наступает период эпидемии гриппа и других простудных заболеваний. Воротами для проникновения вирусов в наш организм являются органы дыхания. Как защитить себя от вирусов? - Казалось бы, больше никаких опасностей для нашего организма нет. Но всё не так просто. Органы дыхания очищают воздух от пыли, но не могут защитить организм от ядовитых газов и микробов. - Какой воздух опасен для дыхания?
-Что же делать?
Работа с учебным текстом: - А чем вредно курение? Узнайте об этом из учебника на стр. 26. - Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? - Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже работают. Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему?
-Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в общественных местах. - Интересно, а как относились к курению наши далёкие предки? Прочитайте текст для любознательных на стр. 27. Выскажите своё мнение.
|
- Нам всем нужно научиться правильно дышать. -Чтобы хорошо работали сердце, лёгкие и т. ответы детей
-Выхлопные газы от автомобилей, ядовитые газы от заводов, табачный дым. Дети рассуждают о защите воздуха вблизи заводов, большого количества транспорта. Ответы детей
-Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым дышат окружающие
Высказывают свое мнение |
7.Итог урока |
- Какую тему мы сегодня изучали?
-Что нового и интересного узнали для себя? - Каким образом вы будете защищать сои органы дыхания?
|
Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. Вред курения» Ответы детей. Ответы детей.
|
8.Рефлексия |
– Встаньте, закройте глаза, оцените свою работу. - Повернитесь (к окну) – Я очень старался, активно работал, у меня все получалось. - Повернитесь к стене – Я старался, но не все получилось, как хотелось. |
Оценивают свою работу |
9.Домашняя работа |
- стр.6 № 10 (т) |
записывают |
![]() |
Нос
Носоглотка
Гортань
Трахея
![]() |
Бронхи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.