Класс: 3
УМК: «Гармония»
Урок: Окружающий мир
Тема: «Питание и органы пищеварения. Как питались наши предки»
Цель: сформировать первоначальное представление о питании и пищеварительной системе человека.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся познакомяться с новым понятием, подробно узнают для чего человеку пища, как переваривается пища и как ее сберечь.
Метапредметные.
Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение, различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; извлекать из различных источников информацию о работе организма для ее представления одноклассникам;
Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства для представления вывода.
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.
Личностные: проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; желание использовать правила здорового питания в своей жизни, желание вести здоровый образ жизни; бережное отношение к своему здоровью; осознание успешности при изучении темы.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
1.Организационный момент
|
– Улыбнитесь друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. Итак, начинаем урок. |
Улыбаются друг другу Настраивают на работу |
|||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания |
Стр.7 № 14 (т) |
Проверка домашнего задания |
|||||||||||||||
3.Актуализация знаний |
-Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
-Что же мы узнали в той теме? -Что заставляет кровь течь? -Чем является сердце для человека? -Как работает наше сердце? - Что такое толчки крови? - Где мы можем его ощутить, послушать?
-Давайте подумаем, для чего человеку необходимо питаться? |
Кровеносная система?
Ответы детей Сердце Насосом Сокращается и расслабляется Это пульс. На запястье, в углублении шеи правее и левее подбородка Для роста, для движения, работы
|
|||||||||||||||
4.Определение темы и цели урока.
|
- Как вы думаете, долго ли может прожить человек без пищи? -Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужны почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае - означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как все время расходуем нашу энергию. - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?
- Какую цель мы поставим на урок?
|
человек - около 30 дней, змеи- несколько месяцев
Об органах пищеварения Сформировать представление о питании и пищеварительной системе человека. |
|||||||||||||||
5. Работа по теме урока |
- Для чего человеку необходима пища?
- Какие же это вещества? Для чего они нужны?
- Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это коллективно (с опорой на иллюстрацию в учебнике с. 34)
- Какой можем сделать вывод? Каждой клеточке организма необходимы витамины. Величиной они с просяное зернышко, а значение их огромно. Об этом мы сейчас и узнаем. - Может ли человек питаться однообразной пищей?
А теперь послушайте сказку: У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед, ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: кто вылечит его дочку, тому он отдаст полкоролевства. Отовсюду сбежались лекари, навыписывали рецепты, но принцессе ничто не помогло. В конце концов нашелся знающий человек, который просто составил для принцессы другое меню. Вскоре принцесса выздоровела. – Правильно ли питалась принцесса? - Давайте составим правильное меню для принцессы: - Завтрак - Обед - Ужин - На доске перечень продуктов: гречневая каша, торт, суп, яблоко, кефир, хлеб, котлета, омлет, чай, компот, картофельное пюре, творог, шоколад. |
С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы
Вывод: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу. Можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Нет. Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным.
Нет
Составляют |
|||||||||||||||
6.Физкультминутка |
Мультимедиа |
выполняют |
|||||||||||||||
7.Продолжение работы по теме урока. |
- Мы выяснили, чем надо питаться, чтобы быть здоровым. А теперь прочитаем текст о том, как организм переваривает пищу стр.36 - Какие органы принимают участие в пищеварении? - Давайте отправимся в путешествие по системе пищеварения. - Показ интерактивного плаката «Органы пищеварения». -Твоё тело получает пищу и преобразует её в энергию при помощи пищеварения. В процессе пищеварения еда расщепляется до молекул, которые наше тело может усвоить, - это питательные вещества. Клетки потребляют питательные вещества и избавляются от ненужных. - Итак, где начинается процесс пищеварения? -Куда продвигается пища?
- Печень вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. А так же обезвреживает некоторые вредные вещества, попадающие в организм. Желчный пузырь – это «мешок», в котором хранится желчь, образованная в печени. Процесс пищеварения продолжается в тонкой кишке. Здесь происходит основное пищеварение. Все полезные для организма вещества сквозь стенку тонкой кишки поступают в кровь. Кровоток разносит их ко всем органам тела. В толстом кишечнике извлекаются минеральные вещества и влага. В кишке остаются лишь плотные отходы. Они перемещаются вниз по прямой кишке. Отходы выделяются в виде фекалий, или кала, через анальное отверстие. Длина твоего пищеварительного тракта от начала до конца составляет свыше 9 метров! В кишечнике одного человека полезных бактерий больше, чем людей на Земле. Миллиарды бактерий помогают переваривать пищу. Вывод: вот таким сложным способом извлекает организм питательные вещества из продуктов. -Самостоятельная работа. Работа в тетради № 2 задание 20. Подпиши на рисунке органы пищеварения. Взаимопроверка в парах. Зубы. - В народе говорят: Кто хорошо жует, тот долго живет. Почему плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения? - У двухлетнего малыша 20 зубов, а у взрослого человека-32 зуба. На сколько взрослый «зубастее» чем ребенок? -Возьмите в руки зеркальца, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту? (зубы, десны) .Одинаковы ли у вас зубы? - Посмотрите на слайд, действительно зубы у человека разные по форме. Почему? Они выполняют разные функции. Давайте попробуем определить их роль: (соединить таблички-заготовки) Резцы - отрезают, откусывают. Клыки - отрывают. Коренные зубы - дробят и перетирают. Несмотря на то, что зубы такие разные, они имеют много общего в строении. Из чего состоит каждый зуб? -А теперь давайте прочитаем полезные советы «Как беречь пищеварительную систему» (стр.37). |
Читают Отвечают
Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Зубы измельчают пищу, язык прижимает её к нёбу, смешивая со слюной. Когда зубы и слюна делают пищу мягкой, язык проталкивает её к глотке. Язык также помогает различать вкус. Вкусовые сосочки на поверхности языка передают сигналы в мозг: сладкое, кислое солёное, горькое. Далее размельчённая пища по пищеводу поступает в желудок. Пищевод – это мышечная трубка, выстланная слизистой оболочкой. Когда пища достигает желудка, мышцы желудка её сдавливают, встряхивают, перемешивают, доводя до кашицеобразного состояния. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока.
-выполняют в ТПО
ответы детей
на 12 зубов
Каждый зуб состоит из трех основных частей. Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта. Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти. Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Коронка сверху покрыта эмалью - это самая твердая ткань организма. Коронка предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Разрушение эмали врачи называют кариесом зуба.
|
|||||||||||||||
Итог урока |
-Для чего человеку необходимо питаться? - Какие питательные вещества нужны организму для роста и развития? - Какие органы входят в систему пищеварения? |
Ответы детей |
|||||||||||||||
8.Рефлексия |
Продолжите фразы: Сегодня на уроке я познакомился с ... Мне было непросто ... Я добился ... У меня получилось ... Хотелось бы ... Мне запомнилось ... |
Продолжают фразы |
|||||||||||||||
9.Домашнее задание |
Стр.39-40 прочитать. Стр. 8 № 17,18 (т) |
Записывают в дневник |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.