Конспект урока по окружающему миру "Природная зона края. Хабаровский край" в 3-4 классе комплекте
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру "Природная зона края. Хабаровский край" в 3-4 классе комплекте

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
09.10.2023
Конспект урока  по окружающему миру "Природная зона края. Хабаровский край" в 3-4 классе комплекте
Урок разработан для 3-4 класса комплекта
природная зона края. Хабаровский край.docx

3 класс

Раздел «О царствах живой природы»

«Охрана растений и животных  Нанайского района» .

4 класс

РАЗДЕЛ «Наша Родина на планете Земля»

«Природная зона нашего края. Дальний Восток».

 

КРАЙ РОДНОЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ

Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своём крае, районе; прививать чувство патриотизма и любви к Хабаровскому краю; развивать познавательную активность, логическое мышление, грамматически правильную речь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психологический настрой на работу.

            Ребята возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших рук, вытяните руку вперёд, представьте на ладошке лучик солнца, почувствуйте тепло лучика, приложите ладошку к сердцу. Ребята солнышко любит только добрых людей, обидите кого-нибудь, уйдёт солнышко из вашего сердца. Будьте добрыми и внимательными, улыбнитесь друг другу и садитесь.

            Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много заданий, интересных встреч. А помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение Н.Забилы

Как велика моя страна, как широки её просторы,

Озёра, реки , и поля, леса , и степь, и горы …

Раскинулась моя страна от севера до юга ,

Когда в одном краю весна , в другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас, луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час встаёт, встречая солнце.

                                                                                             СЛАЙД КАРТА РОССИИ

Как называется наша страна ? (Россия)

Как называется часть России, в которой мы живём ? (Родной край)

Как называется наш родной край? (Хабаровский край)

Что такое малая родина ? (район, село, улица, дом, где я родился и живу)

Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке ?

3 класс

Раздел О царствах живой природы

Охрана растений и животных  Нанайского района .

4 класс

РАЗДЕЛ Наша Родина на планете Земля

Природная зона нашего края. Дальний Восток.

 

Тема нашего урока « Край родной дальневосточный»

Мы с вами много говорили о родном крае, о Нанайском районе,  попробуем сформулировать цель .

Сегодня мы обобщим наши знания о родном крае, узнаем хорошо ли вы знаете свой родной край!!!!!!

Работать мы будем в группах, будем оценивать работу группы сигналами светофора.  Вспомним правила работы в группе.

Послушайте стихотворение замечательного дальневосточного поэта П.Комарова

Хабаровский край- мой дом родной,

Хабаровский край , горжусь я тобой !

Хабаровский край – здесь много чудес ,

Сопки высокие, сказочный лес .

В Хабаровском крае Амур протекает…

Всех лучше Хабаровский край , я это знаю !

 

- Почему П.Комаров гордится своим краем ?

- О каких чудесах пишет П.Комаров ? (перечислить)

 (Амурский тигр, лотос Комарова , петроглифы в с. Сикачи –Алян , Шантарские острова, Амурские столбы,  озеро Амут, озеро Медвежье на плато Дуссе- Алинь , мост через Амур)

Слайды 7 чудес (пролистать слайды)

 

У каждого края , района есть свои символы.

Что обозначают символы Хабаровского края ? (Слайды)

Флаг Хабаровского края  состоит из трёх цветов и  каждый цвет, что-то символизирует.

Голубой – символ красоты, мягкости, величия. В данном случае он символизирует реки, озёра Хабаровского края.
Зелёный – символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует уникальную флору нашего края, леса, поля, тайгу.
Белый (серебро) – символ чистоты, добра, невинности (скромности). Он отображает безоблачное, мирное небо, доброту жителей Хабаровского края.

– Ребята, кто изображён на гербе  Хабаровского края ? (слайд ). 

- А почему  изображён черный медведь?
Медведь – это хозяин тайги. Голова его повёрнута на восток – в сторону восходящего солнца. Глаза зорко стерегут границы края. А защищать и охранять ему приходится большую территорию нашего края.

 

- Сколько административных районов в Хабаровском крае ?

- В каком районе мы живём ?

- Что изображено на гербе и флаге Нанайского района ?(слайд )
(На синем фоне желтый диск солнца и  журавли , летящие ввысь , показывают стремление района к развитию и процветанию)

ОЦЕНИВАЕМ свою РАБОТУ и  ГРУППЫ.

Как я уже сказала,  нами проведена большая работа по теме «Заповедные места родного края и района ».

-  Что-то  полезного принесла вам работа по изучению родного края?

(Мы лучше узнали заповедные места своей малой родины.   Это наше достояние, подлинная сокровищница природы Нанайского района..

 

- Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли?                  (создавать заповедники, парки)

 

Что обозначают буквы ООПТ ?    

(ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ )  (слайд )

(Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)

 

 - С какой  целью были созданы ООПТ в Нанайском районе?

 

ЗАДАНИЕ Выясним,  знаете ли вы ОСОБО охраняемые природные территории Нанайского района

 

ИГРА « Верно - неверно»

- Я утверждаю, что 2020 год объявлен годом лосося. Верно моё утверждение ?  НЕТ неверно  ( 2020 год международный год журавлей, год лосося был в 2019 году)

- Я утверждаю, что в мире существует 15 видов журавлей. Верно моё утверждение ?  верно ( В России 7 видов)

Я утверждаю, что бассейн реки Амур  называют самым журавлиным краем.  Верно моё утверждение ?  верно ПОЧЕМУ? (Обитает 6 видов журавлей)

- Я утверждаю, что в Нанайском районе обитает все 6 видов журавлей. Верно моё утверждение ?  неверно (обитает только 1 вид черный журавль монах)

- Я утверждаю, что самый страшный враг журавлей лисица. Верно моё утверждение ?  неверно (самый страшный враг журавлей-огонь)

 

- О чём должен помнить человек перед тем, как разжечь костёр или бросить непогашенную сигарету ?

 

- Я утверждаю, что заповедники, заказники, национальные парки играют большую роль в охране природы. Верно моё утверждение ?  верно

( Они помогают сохранить  удивительный мир природы )

 

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ.

- Ребята, вы знаете, что природный мир Хабаровского края и Нанайского района не  сравним ни с одним регионом нашей страны по разнообразию животных и растений. Большая часть территории - это страна горных хребтов, чистых рек и озёр .                      слайд

    - В какой природной зоне находится наш район ? (в зоне тайги)

    - Чем богата зона тайги ? (животным и растительным миром)

 

Работа в группах (панно 3-х цветов , клей , картинки )

1 группа- синий цвет

Учитель: Вопрос –загадка   Назови водоёмы Нанайского района (реки Амур, Анюй, Манома, Пихца, озеро Гасси, Синдинское озеро)

Задание  Назови виды рыб , обитающих в водоёмах района (калуга, осётр и т.д  + кижуч, сёмга, нерка )

Вопрос-загадка:. Как называется памятник природы, который образован в целях сохранения, восстановления  частиковых видов рыб

("Залив Эморонский, протока Эморон") насчитывается более 40 видов  рыб, из которых 25 являются ценными в промысловом значении,   особо охраняемыми  являются места нагула частиковых особей.)

 2 группа – зелёный цвет

Задание  Назови животных, обитающих в Нанайском районе (тигр, гималайский медведь, амурский кот, изюбрь, кабарга, лось …..                                                               )+ лев, зубр.

Вопрос-загадка :Назови памятники природы, которые   образованы в целях сохранения, восстановления  численности амурского тигра и среды его обитания

Памятник природы урочище "Тигровый  дом"

Национальный парк "Анюйский"

 Экологический коридор "Маноминский"

Вопрос-загадка :Назови памятник природы, который   образован в целях сохранения, восстановления  численности дальневосточной черепахи

(Озеро Гасси)

3 группа

Задание   Назови птиц, обитающих в Нанайском районе (орлан-белохвост, орлан-белоплечий, беркут, черный журавль, баклан, рыжая цапля,..,.)+дрофа

Вопрос-загадка: Назови памятник природы, который   образован в целях восстановления    редких и исчезающих видов птиц семейства цаплевых - рыжей цапли

(Остров Лиственный )

Вопрос-загадка: Назови  природный заказник, который   образован в целях сохранения редких видов растительного и животного мира в бассейне реки Пихца - притока озера Гасси 

Государственный природный заказник "Пихца"         В настоящее время комплексный природный заказник Пихца действует, является генофондом многих редких  видов растительного и животного мира, таких как гусиный лук, тис остроконечный, черный журавль, орлан-белохвост и др.

Все 3 панно вывешиваются на стенд

 

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ

 

«Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей, он сын ее».    И.С.Тургенев            слайд  

Природа может жить и без человека, а вот без природы человек не проживет. Он сам - часть природы и все необходимое для своей жизни берет из дома-природы. Живет природа - живет и человек. Значит, природа и человек - неразделимы. Поэтому природу нужно любить и охранять.

                                                                     

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ «Бабочка в  руках» автор и исполнитель священник Андрей Гуров

 

Словарная работа -юнец , старец, монах, вопросил

 

Как вы понимаете выражение «Запомни раз и навсегда, мой милый мальчик, всё в твоих руках….»

 

Всё в ваших руках. Очень важно  изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого и начинается экологическая грамотность. С того, что появляется простое желание проследить за полетом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать. Я хочу  чтобы вы были экологически грамотными людьми.

 

-Человеку у природы можно чему –нибудь научиться ?

 

Учитель читает стихотворение  П. Сергеева

 

Стремительно вникая в опыт древних,

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе- у зверей.

У птиц- учился чувствовать свободу,

У рыб - сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

 

- Как можно защищать природу вам ?

(Соблюдать правила поведения в природе, принимать участие в различных акциях.)

В нашей школе   ведется большая работа по охране природы. Организуются всевозможные проекты, акции, праздники и многое другое.  Школа  принимала участие в акции «Зелёная весна -2019»

 

Просмотр ролика «Зелёная весна -2019»

 

-Участие в акции «Зелёная весна -2019» принесло какую-то пользу ?

(очистили берег Амура вместе с родителями и  жителями села )

 

- «Теперь, когда мы научились летать по небу как птицы, плавать под водой как рыбы, нам остается только одно – научиться жить на земле, как люди».     

                                                Бернард Шоу- англ.писатель и драматург  слайд

-         Что значит научиться жить на земле, как люди ?

 Мы, люди, должны сохранить природу для будущих поколений, чтобы и они могли любоваться и гордиться красотой и богатством нашей планеты.

Я надеюсь, что когда вы вырастите и станете взрослыми, от вас будет зависеть, чтобы наш край стал ещё богаче и краше, а сокровища его природы никогда не увядали.

Подведение итога

 

- Какую цель мы ставили в начале урока ? ( хорошо ли вы знаете свой родной край )

-Достиг цели урок ?

Оцениваем работу своей   группы

 

-Кому бы вы хотели сказать спасибо за работу?

 

Заключительное слово

Человек! Ты царь природы! 
О тебе веду я речь. 
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться, 
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел «О царствах живой природы » «Охрана растений и животных

Раздел «О царствах живой природы » «Охрана растений и животных

Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке ? 3 класс

Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке ? 3 класс

Голубой – символ красоты, мягкости, величия

Голубой – символ красоты, мягкости, величия

Я утверждаю, что 2020 год объявлен годом лосося

Я утверждаю, что 2020 год объявлен годом лосося

Задание Назови животных, обитающих в

Задание Назови животных, обитающих в

Поэтому природу нужно любить и охранять

Поэтому природу нужно любить и охранять

Теперь, когда мы научились летать по небу как птицы, плавать под водой как рыбы, нам остается только одно – научиться жить на земле, как люди»

Теперь, когда мы научились летать по небу как птицы, плавать под водой как рыбы, нам остается только одно – научиться жить на земле, как люди»

Конспект урока по окружающему миру "Природная зона края. Хабаровский край" в 3-4 классе комплекте

Конспект урока  по окружающему миру "Природная зона края. Хабаровский край" в 3-4 классе комплекте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023