План- конспект
пробного урока по окружающему миру
на тему: «Семейный бюджет»,
проведённого в 3 Б классе
МБОУ СОШ №67 г. Брянска
студенткой группы 3КПН-19
Кондрашовой Ульяной Сергеевной
Дата: 16. 03. 2022 г.
Классный руководитель _________ (Сапегина Л. В.)
Руководитель группы ___________ (Твердовская Н. П.)
Отметка ____________________
Брянск, 2022
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Семейный бюджет»
Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.
Задачи:
Дидактические: обобщить и систематизировать знания учащихся о структуре семейного бюджета; учить планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет; закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
Развивающие: развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание).
Воспитательные: воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные: развивать умение применять полученные знания на практике; формулировать проблему и находить пути её решения; развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; развивать умение высказывать свою точку зрения; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог; развивать умение работать в паре, группе.
Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование и материалы: презентация, карточки для самостоятельной работы.
Средства обучения: Учебник – Окружающий мир, Плешаков А. А., 3 класс, 2 часть; Рабочая тетрадь – Окружающий мир, Плешаков А. А., 3 класс, 2 часть.
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент |
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели Улыбнулись и присели. - Меня зовут Ульяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
||
Актуализация знаний |
- Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Маму в магазин провожает сын, Пять копеек он дает ей: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить... - Скажите, можно ли купить столько товаров на пять копеек? - Почему нельзя?
- А что же можно купить на пять копеек? - Хорошо. Посмотрите на доску. Какое слово зашифровано? - С каким бюджетом вы познакомились на прошлом уроке? - Что такое бюджет? - Давайте проверим, как вы запомнили эту тему. Для этого пройдём вместе небольшой тест. (тест выполняется по презентации) 1) Деньги, которые поступают в бюджет: ¾ расходы ¾ налоги ¾ доходы 2) Платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства: ¾ доходы ¾ расходы ¾ налоги 3) Деньги, которые тратятся из бюджета: ¾ расходы ¾ налоги ¾ доходы 4) Что составляет бо́льшую часть доходов государственного бюджета? ¾ зарплаты ¾ пожертвования ¾ налоги 5) На что государство не расходует деньги? ¾ на содержание армии и полиции ¾ на образование ¾ на выплату пенсий и пособий ¾ на налоги граждан |
- Нет, нельзя.
- Потому что пять копеек – это очень мало. Ответы детей
- Бюджет.
- Мы познакомились с государственным бюджетом. - Бюджет – это план доходов и расходов.
- Доходы.
- Налоги.
- Расходы.
- Налоги.
- На налоги граждан. |
||
Постановка цели и задач урока |
- Скажите, может ли быть ещё какой-то бюджет, помимо государственного? - Посмотрите на доску и попробуйте отгадать ребус. - Может ли у семьи быть свой бюджет? - Как он будет называться? - Верно. Это и есть тема нашего урока. - Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся? |
- Да, может.
- Семья.
- Да. - Семейный бюджет.
- Узнаем, для чего нужен семейный бюджет, как его можно распланировать. |
||
Первичное усвоение новых знаний |
- Вы знаете, из чего складывается государственный бюджет, исходя из этого, как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? - На какой период составляется бюджет семьи? - Давайте проверим, кто же прав. Откройте учебник на 75-й странице и прочитайте про себя первый абзац. На какой срок составляется семейный бюджет? - Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? - Родители работают и получают что? - Дедушки и бабушки уже пожилые. Они не работают и получают что? - Также у некоторых есть братья и сёстры, они учатся в колледжах или университетах. Что они там получают? - Как вы думаете, в семье могут быть непредвиденные доходы? - Для того, чтобы узнать, какие это доходы, вам нужно посмотреть на картинки, которые изображены на доске. (на доске высвечиваются картинки: выигрыш в лотерею, премия, наследство) - А какие в семье могут быть расходы? Приведите примеры. - Откройте учебник на 76-й странице. Внимательно посмотрите на таблицу, которая там дана. Прочитайте, какие доходы в ней представлены. - Мы всё это назвали? - А какие расходы представлены в таблице? Прочитайте.
- Теперь выполним задание в тетради. Откройте рабочую тетрадь на 48-й странице. Прочитайте, что нужно сделать во втором задании. - Это задание мы будем выполнять по цепочке у доски, начиная со второго ряда. На доске мы будем распределять доходы и расходы в две колонки.
Физминутка Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо) Три наклона, прямо встать. (Приседания) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте) Всем улыбки подарили.
- Следующее задание вы будете выполнять в парах. У каждого на парте лежит карточка. Прочитайте, что вам нужно сделать.
- Я даю вам на эту работу 5 минут. После этого мы будем все вместе слушать ваши варианты и проверять. - Какие товары, по вашему мнению, необходимо приобрести на месяц? - Что вы поставили на первое место в вашем списке? - Почему?
- Какая сумма расходов у вас получилась? - Я вас не предупредила о том, что бюджет вашей семьи составляет 100 монет в месяц. У кого получилось больше этой суммы? В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? - А у кого получилось меньше этой суммы? В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? - Давайте уточним значения этих слов. Прочитайте их с доски.
- Как вы думаете, что нужно сделать с деньгами, если в вашем бюджете образовалась экономия? - А если дефицит? - Как вы считаете, на чём можно сэкономить? - Что мы сейчас с вами составляли? - Примерно такой план должен быть в каждой семье. Как вы думаете, для чего он нужен? |
- Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.
Ответы детей
- На месяц.
Ответы детей
- Зарплату.
- Пенсию.
- Стипендию.
- Да, могут.
- Выигрыш в лотерею, премия, наследство.
Ответы детей
- Зарплата папы, зарплата мамы, стипендия сына, пенсия бабушки, пенсия дедушки. - Да.
- Расходы на питание, на одежду и обувь, на оплату жилья и транспорта, на обучение и лечение, на книги и игрушки, на посещение театров и музеев, на отдых и туристические поездки. - Покажи стрелками доходы и расходы семьи.
Выходят по цепочке к доске и выполняют задание из рабочей тетради
- Выберите товары, которые, как вы считаете, необходимо приобрести на месяц. Определите, что должно стоять на первом месте в этом списке. Посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
Выполняют задание из карточки в парах.
Ответы детей
- Налоги.
- Потому что все добропорядочные граждане должны выплачивать налоги каждый месяц. Ответы детей
- Дефицит.
- Экономия.
- Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами. Экономия – бережливое ведение хозяйства.
- Нужно отложить сбережения.
- Нужно на чём-то сэкономить. Ответы детей
- Семейный бюджет.
- Для того, чтобы правильно вести хозяйство и чтобы не возникало никаких неприятностей. |
||
Первичное закрепление |
- Следующее задание вы выполните самостоятельно. Вам необходимо вписать пропущенные слова. Слова-подсказки у вас даны после текста. ____________- это соотношение доходов и расходов семьи. Доходы и расходы семьи могут быть ___________, так и __________. К запланированным доходам относятся _____________, _________, ____________, а к незапланированным доходам относятся _______, ___________. В семейном бюджете могут образоваться _____________ или _________________. Семейный бюджет чаще всего составляется на ___________. (запланированные, наследство, семейный бюджет, дефицит, незапланированные, зарплата, стипендия, экономия, месяц, пенсия, премия) |
Выполняют самостоятельную работу |
||
Домашнее задание |
- Вашим домашним заданием будет 3-й номер на 49-й странице и 5-й номер на 50-й странице. |
Записывают домашнее задание в дневник |
||
Рефлексия |
- Какую тему мы сегодня прошли? - Что это такое?
- Приведите примеры доходов семьи.
- Приведите примеры расходов семьи.
- Что нужно делать, когда в семейном бюджете образуется дефицит? - А что делать, когда в бюджете образуется экономия? - Вы сегодня отлично работали. Спасибо за урок! |
- Семейный бюджет.
- План доходов и расходов семьи. - Зарплата родителей, пенсия дедушки и бабушки, выигрыш в лотерею, наследство, премия. - Покупка продуктов, поход в кино, покупка лекарств, покупка одежды и обуви.
- Надо начинать экономить.
- Надо отложить сбережения.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.