Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана растений".
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана растений".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
13.03.2023
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана растений".
На уроке учащиеся научатся объяснять, по¬чему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
3. Конмпект урока по окр.миру 3 кл. Охрана растений.docx

Урок 18.  

Тема:  Охрана растений.

 

Цель: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, по­чему многие растения стали редкими и как нужно охранять расте­ния, оценивать поступки людей по отношению к природе, форму­лировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки памятки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Найди неверное утверждение.

•   Корень находится в почве, всасывает воду и питательные ве­щества.

•   Листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются.

•   Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.

•   Семена образуются из цветка и плода, ими растения размножаются.

2) Выбери правильное описание развития растения из семени.

•   Семя — проросток — растение с цветком — взрослое растение.

•   Семя — проросток с корешком — растение с плодами — взрослое растение с цветками.

•   Семя — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

•   Семя — проросток с корешком — проросток с несколькими листья­ми — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

3) Как расселяются растения? Напиши после названия каж­дого растения, как распространяются его семена.

•   Клен — ....

•   Кислица—....

•   Сосна — ....

•   Репейник — ....

•   Рябина—....

2. Фронтальный опрос

—  Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

—  Как происходит опыление растений?

—  Что образуется на месте цветков после опыления?

—  Как распространяются плоды и семена растений?

—  Какое значение это имеет для растений?

—  Какие условия нужны для прорастания семян?

—  Как растение развивается из семени?

III. Самоопределение к деятельности.

—  Какое значение для животных и человека имеют растения?

—  Нужно ли охранять растения? Зачем?

—  Какие меры по охране растений вы знаете? Сегодня на уроке будем говорить об охране растений.

IV. Работа по теме урока.

 Беседа.

Охрана растений

Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости до­ставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необхо­димый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. По­этому растения нуждаются в охране.

—  Какие правила охраны растений вы знаете?

—  Прочитайте памятку. (Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Правила охраны растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломают­ся, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно от­дают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вя­нут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертва­ми нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.

Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему приле­тают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конеч­но, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

—  Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 82—83. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России.

—  Послушайте рассказы об удивительных растениях.

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными со­общениями на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко», «Купальница», «Кувшинка».)

Лекарственные растения

—  Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

—  Назовите лекарственные растения.

—  Рассмотрите их в учебнике на с. 83.

—  Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных ра­стений.

Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тыся­челистник.

(Учитель проводит викторину на тему «Лекарственные расте­ния» (см. дополнительный материал к уроку).)

Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.

—  Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

—  Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опыли­телей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.

V. Физкультминутка


Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.


VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1(с. 37).

—  Прочитайте задание. Расскажите, какое значение имеют для вас растения.

—  Напишите названия ваших любимых растений.

№2 (с. 37).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

—  О чем говорит первый рисунок? Подберите соответству­ющую запись.

—  Выполните  задание самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

—  Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.

№3(с.37).

—  Почему растения вносят в Красную книгу?

—  Вырежьте и наклейте рисунки. (После выполнения задания проводится самопроверка

по учебнику.)

№ 5(с. 38).

—  Прочитайте задание. Выполните его.

№ 6 (с. 39).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

—  Запишите буквы по порядку.

—  Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения)

—  Почему надо беречь растения?

Итак, охрана природы — наше общее дело. Это известно лю­бому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того, что сохранил жизнь Цветку, доступна каждому.

VII. Рефлексия.

Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.

Графический диктант

Правильное утверждение отметьте знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».

•   Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений. («—».)

•   Самые редкие растения занесены в Красную книгу. («+».)

•   Растение подорожник занесено в Красную книгу. («—».)

•   Заготавливать нужно те лекарственные растения, которые часто встречаются в природе. («+».)

•   В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплотнять почву и не топтать растения. («+».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Уча­щиеся читают и объясняют утверждения, учитель ставит знаки на доске.)

VIII. Подведение итогов урока.

—  Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

—  Что нового вы узнали на уроке?

—  Что люди делают для охраны растений?

—  Прочитайте в учебнике на с. 86 статью о ботаническом саде. (Ученик читает стихотворение.)


На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «стой!»,

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапку тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели...

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 82—85, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 85.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 7 (с. 38-39).


 

Урок 18. Тема: Охрана растений

Урок 18. Тема: Охрана растений

III . Самоопределение к деятельности

III . Самоопределение к деятельности

Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?

Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?

Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими

Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими

На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это

На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023