Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений"
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
13.03.2023
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений"
На уроке учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
1. Конспект урока по окр.миру 3 кл.Разнообразие растений.docx

Урок  15.

Тема:  Разнообразие растений.

 

Цель: познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифици­ровать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)... разрушаются. Из... (камней),... (песка),... (глины),... (расте­ний), ... (живыхорганизмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения.

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мел­ких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

(Ответ: 1, 3, 5.)                                                

—  Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Пло­дородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

—  Какая связь существует между горными породами, животны­ми, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав ко­торых входят песок, глина. Растения, животные перегной.)

2. Фронтальный опрос

—  Что такое почва?

—  Из чего состоит почва?

—  Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)

—  Какие живые существа обитают в почве?

—  Как они влияют на ее плодородие?

III. Самоопределение к деятельности

—  Отгадайте загадки.

•   Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: пер­вое — больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дрях­лых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)

•    Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас. (Клюква.)

Цветок — как бубенчик,

Беленький венчик...

Цветет он не пышно,

Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)

—  Что общего между отгадками? (Относятся к царству растений.)

—  Назовите еще представителей царства растений. Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.

IV. Работа по теме урока

1.     Беседа

Разнообразие растений.

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слы­шали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действи­тельно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

- Рассмотрите схему на доске.

 

Растения

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

1

 

 

1.

 

2.

 

2

 

 

2.

 

3.

 

3

 

 

3.

 

На какие три группы можно разделить все растения? (Де­ревья, кустарники, травы.)

Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

Отгадайте загадки.

•   Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

•   Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

•   Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

•   Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

•   Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества

и вода. (Стебель.)

•   Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

2. Работа по учебнику

Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений игол­ки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

Прочитайте текст на с. 70.

На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

Где растут водоросли? (В воде.)

Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим

на перья.)

Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые ра­стения.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 29).

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групццарства растений. Найдите их отличительные признаки, пронуме­руйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

Расскажите о разнообразии растений.

№2 (с. 29).

Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она от­носится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные к хвойным.)

(Учитель может предложить детям усложненное задание по аналогии составить свое задание и предложить выполнить егс другим ученикам.)

4. Работа по учебнику

Прочитайте в учебнике текст на с. 72.

К какой группе относятся растения, изображенные на ил­люстрации? (Кгруппе цветковых.)

Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)

Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение - пло­ды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)

Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс.; видов, папоротников - более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№3(с.29).

Прочитайте задание. Запишите, сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике (с. 72).

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№4 (с. 30).

Прочитайте задание. Запишите по три примера различных видов растений.

(После выполнения задания проводится проверка.)

К каким группам они относятся?

Что интересного вы о них знаете?

№5 (с. 30-31).

Прочитайте стихотворение.

К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе, цветковых растений.)

Но яблоня и дуб - это растения разных ... (видов).

Выполните задание. (После выполнения задания проводится проверка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.) — Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и атласом-определителем «От земли до неба».

Разнообразие растений

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размноже­ние

Особенности жиз­недеятельности

Водо­росли

 

 

 

 

 

Мхи

 

 

 

 

 

Папо­ротники

 

 

 

 

 

Хвой­ные

 

 

 

 

 

Цветко­вые

 

 

 

 

 

Ответ.

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размноже­ние

Особенности жиз­недеятельности

Водо­росли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в основ­ном в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жиз­неспособны, не имеют цветков

Папо­ротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жиз­неспособны, не имеют цветков

Хвой­ные

Стерж­невая или моч­коватая система

Одере­венелый

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все отно­сятся к вечнозе­леным

Цветко­вые

Стерж­невая или моч­коватая система

Травя­нистый или оде­ревене­лый

Ли­стовая пласти­на с че­решком

Из цветков образуются плоды с се­менами

Очень разнооб­разны и много­численны

VII. Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

—  К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

—  Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

—  Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

VIII. Подведение итогов урока

—  На какие группы делятся растения?

—  Приведите примеры растений разных групп.

—  Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

—  Что особенно вам понравилось на уроке?

 

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: № 7-8 (с. 31).


 

Урок 15. Тема: Разнообразие растений

Урок 15. Тема: Разнообразие растений

Кругло, а не мяч; Кисло, а не квас;

Кругло, а не мяч; Кисло, а не квас;

Как называется наука о растениях? (Ботаника

Как называется наука о растениях? (Ботаника

К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе, цветковых растений

К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе, цветковых растений

К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр? —

К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023