Конспект урока по окружающему миру в 4 «Е» классе
Тема урока: «Клетка – основа строения и роста живых организмов»
(Окружающий мир, 4 класс (1 четверть).Система Занкова Л.В. Дата: 17.09.2019г
Цель:создать условие для понимания того, что клетка – основа строения и роста всех живых организмов.
Предметные результаты:
-знать строение клетки и зарисовывать её схематично,
-понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов,
-различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная).
Задачи урока:
- строить сообщения в устной форме,
- находить нужную информацию в тексте, использовать её для решения учебной задачи,
-развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием,
- планировать и оценивать собственные действия и действия одноклассников,
- работать в группах и парах, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с терминами (части тела человека, изображенные на с. 18), яйцо куриное, стакан, дольки апельсина и лимона, плакат с фотографиями детей (5пар), электронный микроскоп, интерактивная доска, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель. Прозвенел звонок. Он вновь зовет нас на урок! Отгадайте загадку.
Стоят два кола,
На колах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес дремучий.
Ответ: (Человек)
- Что такое человек?
- Можно ли человека считать частью природы?
- К какому царству природы он относится?
II. Актуализация знаний
1.Работа в парах.
Рассмотрите рисунок на стр.18. Какие органы тела человека вы знаете? Что можете сказать о них? Составьте высказывание о них.2-3 минуты.
2.Игра «Угадай слово». Проверка подготовленных высказываний.Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу таблички с терминами (органы тела человека со с.18) , которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин. Таблички, которые удалось отгадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов коллективно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкование слова, получает штрафное очко.
III. Открытие нового знания.
1.Проблемный вопрос.
-Как вы думаете, почему вы растете? (Ответы учащихся).
На слайде появляются картинки с тремя состояниями веществ.
- Вспомните, что показывают данные схемы. Приведите примеры.
- А из чего состоят вещества?(Молекулы, атомы).
- А из чего состоят живые организмы?(Дети пробуют ответить)
- Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике(на слайде зафиксирован вопрос).
2. Самостоятельное чтение. Игра «К ответу готов!».
- Прочитайте текст с.20-22 (до вопроса).
Выберите самое важное и интересное.
(Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником. Предлагается за 5-7 минут прочитать и просмотреть текст, выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты. Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый. По его рассказу оценивается качество подготовки группы.Дети оцениваются.
Физкультминутка.
3.Краткое изложение сюжета изображенного в иллюстрации учебника. Задание с 22. Рассматривание клеток апельсина, разбитое яйцо в стакане.(с.22)
-Сравнить клетки по строению определить общее в строении.
-Какие есть отличия?Как бы вы их объяснили?
4. Практическая работа.
Рассматривание под микроскопом кожицы лука (вынести изображение на экран с помощью электронного микроскопа). Сравнить с рисунком учебника (с. 20) Выполнитьзарисовку клетки в рабочей тетради.
5.Работа с учебником индивидуально. Чтение текста с. 22 (2-я часть).
-Найдите ответ на вопрос: Как жизнь человека связана с жизнью клетки? (Ответы детей)
6.Игра «Путешествие в Лаконику».
Д: Плакат с заранее приготовленными фотографиями детей в возрасте 3-4 лет и 8-9 (приготовлено 5 пар) Предлагается группе учащихся найти пары. Лаконично и четко объяснить «Какие изменения произошли с детьми за прошедшие годы?»
Учитель:Какова же главная причина роста любого живого организма? Назовите её.
7. Работа в паре. Игра «Экзаменатор». Чтение текста, подготовка ответа на вопрос (с.23- «Как жизнь клетки связана с образом жизни человека?»). Определение причины и следствия.
IV. Домашнее задание.
1) по выбору:
- Желающие могут написать сказку для маленьких с картинками «Путешествие внутри клетки» или подготовить краткий пересказ, используя написанный конспект текста по теме: «Почему человек растет?»
2)составить родословное древо вашей семьи (проект выполняется одну неделю). Схема в тетради поможет вам собрать информацию правильно.
V. Итог урока. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.