конспект урока по орксэ
«добро и зло»
(4 класс)
Тема: «Добро и зло».
Цели: - Сформировать представления о добре и зле
- Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
- Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добро и зло.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
- Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.
Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
УУД
• Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
• Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
• Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
• Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Планируемые результаты
Предметные: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.
Метапредметные:
Познавательные: Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.
Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.
Коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.
Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.
Технологии, методы Технология проблемного диалога, сотрудничества
Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.
Формы деятельности - Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ход урока.
- Сегодня мы с вами будем поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
(Слайд 1)
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец (ДОБРОТА.)
(Слайд 2)
- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
(слайд 3)
- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)
- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта. (работа с толковыми словарями и гаджетами)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
(слайд 4)
- У слова «доброта» есть много родственных слов. Попробуем объяснить их значение.
Работа в паре. Карточки с определениями. Выложить слова в том же порядке, в каком идут слова на слайде, и подобрать к ним определения.
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
- Проверим, как выполнили задание, по эталону. (на слайде)
- А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся. В конвертах у каждой группы лежат пословицы и поговорки о доброте, каждая из них поделена (разрезана) на две части. Вам необходимо их собрать правильно.
Работа в группах
1 группа
Кто любит добрые дела, |
тому и жизнь мила. |
Злой не верит, |
что есть добрый. |
Без добрых дел |
нет доброго имени. |
2 группа
На добрый привет - |
добрый ответ. |
Жизнь дана |
на добрые дела. |
Не одежда красит человека, |
а его добрые дела. |
Проверим, что у вас получилось. Прочитайте.
(Слайд 5 ).
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»?
Поговорим об этом подробнее.
- Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
- Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? (Мы очень травмировали куклу. )
- Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
(Слайд 6).
- Слово имеет очень важное значение в жизни человека. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
- Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет - тяните руки вверх.
-Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
- Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
-Откуда берётся зло? (ответы детей)
( слайд 7 )
- От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Работа с притчей. (слайды 8,9, 10, 11 )
Два волка
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
- Как вы думаете, что ответил мудрый вождь? (ответы детей)
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
- Что ответил дед внуку?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- О чём эта притча? ( о добре и зле, о добрых и плохих поступках. )
- Что олицетворяет тёмный волк? А светлый? (ответы детей)
- Как вы понимаете фразу вождя: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? (ответы детей)
- Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
- Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте попробуем составить правила доброты.
Работа в группах. Пишут каждое правило на полоске бумаги. Потом на доску и анализируем.
(слайды 12 )
Я тоже составила правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым. Совпадают ли наши мнения.
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
- Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (слайды 13)
(Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Дифференцированное домашнее задание
- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.
-Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.