КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ «ДОБРО И ЗЛО» (4 КЛАСС)

  • doc
  • 23.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.doc

конспект урока по орксэ

«добро и зло»

(4 класс)

 

Тема:  «Добро и зло».

Цели: - Сформировать представления о добре и зле

             - Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

             - Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий  добро и зло.

Задачи.         

Образовательные:

- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

- Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.

 Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

- Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

УУД  

• Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

• Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу. 

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

• Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

• Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Планируемые результаты          

Предметные: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные:  Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.

Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

Коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.

Технологии, методы Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы деятельности           - Фронтальная

                                       - Индивидуальная

                                                   - Групповая

 

 

Ход урока.

- Сегодня мы с вами будем поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

(Слайд 1)

Качество это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество -

Наших сердец                                 (ДОБРОТА.)

 

(Слайд 2)

- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

 (Звучит песня «Дорогою добра»)

 

(слайд 3)

- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?  (ответы детей)

- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта. (работа с толковыми словарями и гаджетами)

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

(слайд 4)

- У слова «доброта» есть много родственных слов. Попробуем объяснить их значение.

Работа в паре. Карточки с определениями. Выложить слова в том же порядке, в каком идут слова на слайде, и подобрать к ним определения.

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

- Проверим, как выполнили задание, по эталону. (на слайде)

- А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)

 Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

 

-  В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.

Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.  В конвертах у каждой группы лежат пословицы и поговорки о доброте, каждая из них поделена (разрезана) на две части. Вам необходимо их собрать правильно.

 

Работа в группах

1 группа

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила.

Злой не верит,

что есть добрый.

Без добрых дел

нет доброго имени.

 

 

 

 

2 группа

На добрый привет -

добрый ответ.

Жизнь дана

на добрые дела.

Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

 

Проверим, что у вас получилось. Прочитайте.

(Слайд 5 ).

1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени?

2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»?

Поговорим об этом подробнее.

-  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.  (Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)

 - Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?   (Мы   очень травмировали куклу. )

- Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.  (Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.

(Слайд 6).

- Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

- Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

-  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет - тяните руки вверх.

-Можно ли назвать добрым человека, который:

• делает что-то полезное для людей;

• делает домашнее задание за кого-то;

• ждёт, когда его позовут на помощь;

• переводит старушку через дорогу;

• накормит бездомного котёнка;

• заберёт обратно подаренную вещь;

 - Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

-Откуда берётся зло? (ответы детей)

( слайд 7 )

- От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

 

Работа с притчей.   (слайды 8,9, 10, 11 )

Два волка

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

 

- Как вы думаете, что ответил мудрый вождь? (ответы детей)

 

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

 

- Что ответил дед внуку?

 

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

- О чём эта притча? ( о добре и зле, о добрых  и плохих поступках. )

- Что олицетворяет тёмный волк? А светлый? (ответы детей)

- Как вы понимаете фразу вождя: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? (ответы детей)

 

- Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

- Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте попробуем составить правила доброты.

Работа в группах. Пишут каждое правило на полоске бумаги. Потом на доску и анализируем.

(слайды 12 )

Я тоже составила правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым. Совпадают ли наши мнения.

• Делись последним с другом.

• Помогай людям

• Защищай слабого

• Не завидуй

• Прощай ошибки другим

Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (слайды 13)

 (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

 

Дифференцированное домашнее задание

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

-Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».