Конспект урока по ОРКСЭ ОПК
Оценка 4.8

Конспект урока по ОРКСЭ ОПК

Оценка 4.8
docx
12.01.2021
Конспект урока по ОРКСЭ ОПК
Как христианство пришло на Русь.docx

Тема: Как христианство пришло на Русь

 

           Тип урока: комбинированный

Ключевые понятия: Церковь, крещение, князь Владимир.

Цель урока Формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи:

 

    1.Формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

2.Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.

3.Воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси-это представление о России, стремящейся к святости

Планируемые результаты:

Личностные: 

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.

Метапредметные:

      Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок.

      Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий  

      и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

      Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и   

      права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий.

       Предметные:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие, осознание духовности в челове­ческой жизни.

Формы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)

 

Оборудование урока: историческая карта Древней Руси, видео, мультимедиа

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.     . Повторение пройденного.

Учитель.

-Как вы думаете, в чём смысл христианства? (Принятие учения Иисуса Христа)

- С родителями вы обсуждали этот вопрос и писали сочинения. Послушайте выдержки из них.

      -Христос жил в той стране, которая называется Израиль, Палестина., Святая земля. Почти через 1000 лет после земной жизни Христа Русское государство приняло православие.

-Как до нашего времени доходили слова Христа?

        Слова Христа люди записали обычным для той эпохи способом – на папирусах. Затем люди веками разносили их по всему миру. Сначала апостолами ( учениками Христа) затем проповедниками. Так, например,  ап. Пётр – в Иудее, Риме, ап. Иаков –в Иерусалиме, Симон Кананит в Закавказье и т.д.

      -Как ВЕРА может изменить человека?

- Приведите примеры из вашей жизни. Как покаяние может изменить человека?

 

    Работа с картой.

 

 -В каких странах и как распространялось христианство? (работа с картой)

- Как мы видим по карте наши соседи с юга-болгары и греки- к тому времени уже стали православными христианами.

    -Как вы думаете, Евангелие сразу разлетелось по всему миру или же христианство постепенно достигает все новых  и новых народов?

- Где была первая столица Руси? Кто правил государством в 10 веке?

Опережающие задания

-Что вы слышали о князе Владимире, крестившем Русь?

-Почему его называли «Владимир Красное Солнышко»?

-Знаете ли вы, что до крещения он был очень жестоким?

-На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

2.     Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

 

-Назовите ключевые понятия.( Церковь, крещение, князь Владимир).

-Как вы думаете, почему в некоторых случаях слово «Церковь» пишется с заглавной буквы? Попробуйте объяснить значение этого слова. Подберите к нему синоним. («Храм»)

-Проверьте по учебнику с.85.

Люди, ставшие христианами объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ.

-Когда слово пишется с маленькой буквы?

-Сделайте вывод.( У слова Церковь два значения: 1 значение – здание; 2значение - сообщество людей)

- Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе)»?

-Сформулируйте тему урока. Какая перед нами стоит цель?

 

- Узнать о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры

- Как думаете, чему будем учиться?

 

3.Изучение нового  материала.                                            

- В кого верили люди в Древней Руси?

-Как называлась эта вера? (язычество) Что вы знаете об этой вере?

- До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим.

  - В первой русской летописи «Повести временных лет» отмечено, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились человеческие жертвоприношения языческим богам на Руси?

Вывод: государству Российскому нужна была единая ВЕРА!

В 10 веке правителем древней Руси был  князь Владимир Святославович Родился князь Владимир в 963 году.

. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью простолюдинка  Малуша, родом из города Любеча. Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди ее окружающие, в том числе и ключница Малуша, были христианами.

Просмотр видео «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» по сочинениям Н.М.Карамзина..

- Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.

-Как вы понимаете смысл Крещения? (Крещение-это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или большую купель) с призванием Бога и надеждой на Его помощь.

-После Крещения человеку надевают крест. Как вы понимаете смысл ношения человеком креста?

- Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа.

Работа в группах.

Найдите в учебнике ответ на вопрос:  «Что изменилось с принятием христианства на Руси» при помощи составления кластера.

-Задание 1 группе выделить главную мысль 1абзаца  на с.86 и записать на шаблоне.

-Задание 2 группе – 2 абзаца с.86

-Задание 3,4 группе-3 абзаца с.86.

-Задание 5 группе – 1 абзаца с.87

- Сделайте вывод, как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление азбуки и книг

,Строительство школ,Что изменилось с принятием христианства на Руси.,Строительство храмов

























тво храмов
,Возникновение церковнославянского языка,Единство народа 

 

 

 

 

 


 


- Прочитайте материал о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в результате крещения он стал другим человеком?

-Какое имя-прозвание и почему русский народ дал князю Владимиру?

4. Закрепление знаний и способов действий

- Почему  мы говорим о событиях того времени как о великом подвиге равноапостольного князя Владимира?

- Какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

 

Сообщение заранее подготовленного обучающегося.

-Приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».

Работа в группах

- Почему нашу страну называли «Святая Русь»

С88 учебника.

Вывод: Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все  мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой. Люди стремились к святости!

 

 

5.Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали?

-Как эти знания могут помочь вам в жизни?

-Всё ли было понятно на уроке? Покажите знаки.

 

6.Домашнее задание.

По выбору.

 С родителями обсудить вопрос

1.«Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества» и написать сочинение.

2. Выполнить задание №5 в тетради. (См. Приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

4

5

1

Повторение пройденного материала

Учитель задаёт вопросы, читает выдержки из сочинений, создаёт эмоциональный настрой.

Проводит экскурс по карте. Даёт опережающие задания

Отвечают на вопросы, размышляют, аргументируют свою точку зрения

5

2

Этап актуализации знаний и постановка учебной задачи

учитель подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач

Учащиеся формируют тему и цели урока

3

3

Изучение нового материала

 

Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации, демонстрирует видео, задаёт вопросы.

Слушают учителя, просмотр презентации,     работают с текстом, ищут ответы в учебнике

8

4

Переход к практической

части

 

 

формируют вид деятельности учащихся, задает вопросы

Работают в группах . Находят ответы в учебнике. Отвечают на вопросы в соответствии с целью и формой диалога, определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение к событиям и действующим лицам, составляют кластер, работают в рабочей тетради.

6

 

Физминутка

 

 

2

5

Работа с учебником

Рассказ учителя о князе Владимире, демонстрация слайдов презентации, направляет деятельность обучающихся

Анализируют иллюстративный материал, размышляют, отвечают на вопросы, формулируют и аргументируют собственную точку зрения, дискуссируют.

5

6

Закрепление знаний и способов действий

 

Задаёт вопросы, направляет обучающихся, ведёт беседу.

Слушают сообщение. Работают в группах с текстом учебника.

размышляют, отвечают на вопросы, формулируют и аргументируют собственную точку зрения

5

10

Итог урока

Учитель проводит рефлексию через анализ и обсуждение пройденного материала

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

4

11

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. [ Б. Х. Бгажноков , О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др. ]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. -    М. :  Просвещение, 2010. – 239 с. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. учреждений

2.  А. Я. Данилюк.. –Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей М.: Просвещение, 2010

3.Карташев А.В. Завет Св. кн. Владимира. Журнал "Путь"

 

4.Кураев А.В.Основы православной культуры 4 класс Учебник «Издательство «Просвещение» 2014.

 

6. Кондаурова Анжела Вячеславовна. Конспект урока.

 

5. Конспекты уроков по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Неганова Г. Н.,Туров В.А.2010

 

 

 

 


 

Тема : Как христианство пришло на

Тема : Как христианство пришло на

Ход урока. 1. . Повторение пройденного

Ход урока. 1. . Повторение пройденного

Узнать о значимости для нашего

Узнать о значимости для нашего

Конспект урока по ОРКСЭ ОПК

Конспект урока по ОРКСЭ ОПК

Прочитайте материал о крещении князя

Прочитайте материал о крещении князя

Домашнее задание. По выбору

Домашнее задание. По выбору

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует

Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует

Список литературы 1. [ Б. Х

Список литературы 1. [ Б. Х
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021