Тема: Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Тип урока: комбинированный.
Цели: - дидактическая: Познакомить учащихся с именами существительными, употребляемыми только в единственном числе. - коррекционно – развивающая: Коррекция зрительного, слухового, речедвигательного анализаторов на основе упражнений в различении имён существительных, употребляемых только в единственном числе. - воспитательная: Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: учебник русского языка для 6 кл. (Н.Н.Галунчикова, Э.В. Якубовская), карточки с заданиями, карточки для игры «Поединок знатоков».
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний и представлений обучающихся.
Задание №1.
– Изменить форму числа данных существительных и запишите их. (фронтальная работа)
Ед. ч. Мн.ч.
Гараж – гаражи Ночь – ночи
Пейзаж – пейзажи Мышь – мыши
Карандаш – карандаши Плащ – плащи
Клавиша – клавиши Печь – печи
Ландыш – ландыши Дочь – дочери
Инженер – инженеры Меч – мечи
Бухгалтер – бухгалтеры
- При изменении имён существительных по числам изменяется его окончание.
Задание №2 Игра «Поединок знатоков» (игровая деятельность, дифференцированный подход)
Два ученика получают карточки с существительными: - «первый» с сущ. в форме ед. числа; - «второй» с сущ. в форме мн. ч.
«Первый» читает существительные в ед. ч., второй изменяет число и называет это сущ. во мн. ч. Затем «второй» читает сущ. во мн.ч. , а «первый» называет форму ед. ч.
1. Крыло, звено, клин, утёнок, мышонок, перо, лист, друг, колос, щенок.
2. Стулья, жеребята, братья, дни, сыновья, цыплята, крылья, соседи, листья, животные.
III. Изучение нового.
- Итак вы уже знаете, что имена существительные изменяются по числам (сугроб – сугробы) и по падежам (в сугробе, у сугроба; в сугробах, у сугробов). Но есть имена существительные, которые «не хотят» менять число или «не желают» склоняться по падежам. Таких «упрямых» существительных хоть и не много, но знать их надо. Сегодня мы познакомимся с существительными, которые взяли себе форму единственного числа и никогда её не меняют.
Словарная работа.
Посмотрите на рисунок страница 111.
- Прочитайте эти слова. Можем изменить их число? – Как они пишутся? – Какие орфограммы в словах нужно запомнить? – Составим и запишем словосочетания с этими словами.
Единственное число – это их постоянный морфологический признак.
Задание №3 -Прочитайте стихотворение. Найдите существительное, которое имеет форму только ед. ч.
Корова. Корову узнать легко по одному по тому, Что с одной стороны у неё молоко, А с другой стороны – Му!
(Огден Нэш)
Молоко – ед.ч. (Это вещество, посчитать нельзя) – Составим с этим существительным предложение.
Физкультминутка.
III. Закрепление.
Задание №4 Работа по карточкам. - Выбрать из рамки существительные, которые имеют форму единственного числа, записать по группам.
Тесто, посуда, смелость, молоко, лень, золото, сметана, железо, масло, дружба, серебро, кефир, сталь, простокваша, пластилин, медь, сахар, печенье, листва, ребята, тепло.
Название предмета |
|
Название продукта
|
|
Название металлов
|
|
Название чувств |
|
Задание №6 Упражнение 185 (1,2) Списать частушки. - Что в них высмеивается? – Найдите и подчеркните существительные, которые имеют форму ед. ч.
Лень |
Чучело |
Задание №7 Творческое задание, работа со стихотворением А. Барто «Блинчики»
· Прочитайте стихотворение. Назовите существительные, которые имеют форму ед.ч.
· Подумайте, как Павлик считал соду, соль, масло и блинчики.
· Объясните как можно посчитать эти продукты.
V. Подведение итогов урока.
- Как изменяются имена существительные? – Всегда ли существительные изменяются по числам?
VI. Домашнее задание. Упр.188 стр.114
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.