В разработке представлен конспект урока по предмету «Карелия. Край, в котором я живу».
Преподавая данный курс, я столкнулась с проблемой отсутствия методической литературы с рекомендациями к проведению уроков. Надеюсь, моя разработка поможет учителям в преподавании этого предмета.
Урок по предмету «Карелия. Край, в котором я живу»
3 класс
Учебник: «Карелия. Край, в котором я живу» Т.И.Агаркова, Н.П.Кутькова, О.М.Парамонова; 3 класс
Тема: Жизнь и занятия наших предков.
Цели и задачи:
- овладение первоначальными представлениями об истории, культуре своего родного края, о жизни и занятиях древних карел;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия родного края;
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
1. Организационный момент. (звучит карельская музыка - кантеле)
Тервех, лапшет. Что я сейчас сказала? Я сказала: «Здравствуйте, дети». Так звучит приветствие на карельском языке. Скажите друг другу: «Тервех». А еще карелы всегда при встрече три раза обнимали друг друга, проявляя, таким образом, свое почтение, уважение и радость встречи. Обнимите друг друга, ведь мы же с вами карелы. А теперь можете присесть.
2. Актуализация знаний.
СООБЩЕНИЕ ученицы: На прошлых уроках мы узнали о том, что территория Карелии была покрыта ледником. Шли тысячелетия, климат становился мягче, наступило потепление. Огромные горы льда начали оттаивать и отступать. Они оставляли на своем пути скалы, большущие камни – валуны, вырывали котлованы для будущих водоемов. Потом на этих местах появились непроходимые леса, возникли реки и озера. Прошло еще много лет и сюда пришли люди.
(На доске портрет) Ребята, как вы думаете, кто изображен на скульптурном портрете?
Что бы вам хотелось узнать о них?
Чтобы открыть тему урока, спрятанную под этими карточками (карточки расположены на доске), вам надо ответить на вопросы, записанные на них.
1 карточка: Какая наука помогла нам узнать, как выглядели наши предки? (археология)
Как ученые-археологи определили внешность и рост древних людей? (по костям)
2 карточка: О чем еще и каким образом могли рассказать результаты раскопок? (об одежде, жилище, занятиях)
3 карточка: Что такое «петроглифы»? Где обнаружены петроглифы на территории Карелии? О чем могут поведать нам эти удивительные рисунки?
4 карточка: Какие еще исторические источники, из которых мы узнали о прошлом Карелии, вы знаете?
5 карточка: Как называется историческая повесть, которую написал Александр Михайлович Линевский? («Листы каменной книги»)
Если вы почитаете эту книгу, то узнаете о жизни и приключениях мальчика Льока и его племени, живших давным-давно на территории нашей Карелии.
3.Самоопределение к деятельности.
Итак, карточки перевернуты. Прочитайте тему урока («Жизнь и занятия наших предков»): на какие вопросы нам необходимо сегодня найти ответы?
Вы обязательно с этим справитесь, если будете внимательными и старательными. Дорогие друзья, некоторые девочки и мальчики одеты в карельские народные костюмы, это значит, что урок будет необычным, и я приглашаю вас в прошлое.
4. Работа по теме урока. Расселение племен (поиск информации).
Сейчас вам предстоит трудная, но интересная работа. В группах вы узнаете о том, какие племена являлись нашими предками, откуда они пришли, и где они расселились первоначально.
Деление на группы, задания на карточках. Ребята, каждая группа получает карточку с заданием. Ответы на вопросы вы напишите на этих карточках, какая-то из групп поработает с картой республики Карелии, которая находится на доске, затем вы выберете выступающих и поделитесь информацией со своими одноклассниками и гостями. На выполнение задания вам дается __ минут.
1 группа. (учебник; страница 104; 1-2 абзац)
Много лет назад на территории Карелии стали селиться наши ближайшие предки_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Саамские племена охотников и рыболовов обжили__________________________________________________
Карелы облюбовали________________________________________________________
Вепсы поселились_________________________________________________________
Племена саамов – оленеводов вслед за стадами диких оленей перемещались______________________________________________________________________
2 группа. (учебник; страница 105)
Кто и с какой целью стал заходить на территорию Карелии?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа. (учебник; страница 106; 1 абзац)
Местные жители Карелии до прихода славян – пришельцев поклонялись_______________________________________________________________________
Русские славяне принесли местным племенам __________________________________________________________________________________
После работы, каждая группа рассказывает свое сообщение.
Вы прослушали выступления ваших товарищей, а какими внимательными слушателями вы были, мы сейчас узнаем. Откройте тетради на странице 18 и выполните задание №1 рядом с 1 2 3 кружками. (Проверка)
5. Сообщение о семьях (рассказывают заранее подготовленные дети, сообщение сопровождается размещением иллюстраций на доске).
Шли столетия. Все больше людей поселялось на огромной территории нашего края. Во многом изменилась их жизнь. Они многому научились. На смену шалашам и землянкам древнего человека пришли дома из бревен, в которых жили семьи карел. Карельские семьи были большими, под одной крышей жили три-четыре поколения. Численность семьи доходила до 25, а то и до 40 человек. Как правило, главой большой семьи был мужчина: дед, отец, старший брат - который ведал всем хозяйством. Но особыми привилегиями он не пользовался, все важные дела решал совместно со старшими мужчинами, работал наравне со всеми.
Домашним хозяйством вместе с хозяином руководила хозяйка, обычно, жена главы семьи. Она распределяла работу по дому и хозяйству между членами семьи. Дети по мере своих сил во всем помогали старшим по хозяйству. А в свободное от домашних дел время любили, как и вы, играть.
Я приглашаю вас на игру….(ФИЗМИНУТКА карельская игра «Невод и рыба»)
6. Занятия населения.
Трудно было выживать нашим предкам в суровых условиях северных лесов и болот. Трудились, не покладая рук, чтоб выживать и продолжать свой род. Но несмотря на все тяготы жизни, люди любили собираться вечерами в какой-нибудь избе и вели беседы. Давайте переместимся в один такой из вечеров и послушаем разговор наших предков. (СЦЕНКА, показывают заранее подготовленные дети)
Земледелец: Ой, мужики, устал я сегодня, уработался. Столько пней пришлось выкорчевывать, чтоб пашню разработать, ведь пшеницу скоро сеять надо, чтоб зимой семью кормить. Недаром наша пословица гласит: «Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол положишь». Как вы ее понимаете?
А еще надо вырастить репу, редьку, лук и горох.
Животновод: Да уж, нелегко нам, карелам, приходится. У меня в хозяйстве коровы, лошадь, овцы. Забот невпроворот. Чтоб скотину зимой кормить, много сена надо летом заготовить. Кстати, (земледельцу) я тебе навоз дам для удобрения земли, а ты мне осенью зерна на хлебушек. По рукам?
Жена животновода: Ой, скоро же Егорьев день. Надо колокольчики найти в сенях, чтоб детки наши побегали с ними вокруг дома, да потом на шеи нашим Буренушкам повесили, чтоб не болели они, молока много давали, да телят здоровеньких приносили.. А я уж в шерстяных рукавичках вербной веточкой коровушек своих к пастушку выгоню, пусть ведет их с богом на луга да в леса пастись.
Рыболов: А я вот сыновей своих сейчас учу сети рыболовные вязать из конопляных нитей. Опыт свой передаю, чтоб они стали настоящими рыболовами, как и прадед мой, и дед, и я… Летом и осенью опять будем рыбу заготавливать на зиму. Мужики, северный ветер сейчас дует, значит, удачи в нашем деле не жди. Погода наладится, могу вас налимчиком угостить, а то и щучкой. А ты, земледелец, будешь лес выкорчевывать, про меня не забудь. Рябинки, березки и черемухи для удилищ мне оставь. Дед говорил, что на такие удилища лучше рыба ловится.
Охотник: А я сейчас силки готовлю на лето. Надо на дичь и пушных зверьков поставить штук 300-400. Да яму надо вырыть, чтоб медведя поймать. Надолго зимой мяса хватит. А шкуру медвежью продам или обменяю на что полезное торговцам из новгородских земель, которые в наши края захаживают.
Жена кузнеца: А моему мужу некогда даже вечерком присесть отдохнуть – кузнечное дело осваивает. Нас, женщин, к сбору урожая серпами обеспечит. Лесорубам уже несколько стальных топоров справил. А тебе, земледелец, железные сошники выкует, будешь землю разрабатывать.
Поморы: А мы, поморы, на побережье Белого моря живем. Соль из морской воды выпариваем, чтоб рыбу засолить, улов на зиму сохранить. А еще мы в Северный Ледовитый океан выходим, добываем тюленей, моржей, а если удача на нашей стороне, то и кита ловим. Обращайтесь, мужики, если худо будет, угостим, чем богаты. А пока пойдемте-ка спать, завтра дел – уйма!
Вопросы:
1. О каких занятиях карельского населения вы узнали из беседы людей? (карточки – на доску)
2. Какими по характеру должны были быть наши предки, чтобы выжить в суровых условиях северной природы? (обсудите в парах и дайте ответ)
3. Какие отношения были между карелами, вепсами, русскими и саамами?
4. Выполните задание № 2 на странице 18 тетради. (Заслушиваются ответы ребят)
Итог. Рефлексия:
Итак, что сегодня вы смогли бы рассказать о наших предках своим родным?
Поиграем в игру: я показываю картинку с изображением предмета, а вы называете ремесло.
Нарисуйте на листочках значок, отражающий ваше отношение к уроку (! Если вам все было понятным и интересным, ? вы не поняли ничего из нового материала, : тема для вас была интересна, и вы бы еще хотели узнать что-то по этой теме).
Я рада, что сегодняшний урок вам понравился, и вы так много узнали о наших предках. Ведь знать о нашем прошлом, об истории своей Родины – это значит быть настоящим патриотом.
Домашнее задание: дома вы найдете ответы на любой из вопросов, записанных на доске. Какими источниками вы будете пользоваться? В виде чего вы можете представить свои труды исследователей?
Вопросы: 1. Какие поселения были распространены в Карелии? 2. Как выглядела карельская изба? 3. Какими видами бытового искусства занимались карелки? 4. Как одевались древние карелы? 5. Обряды древних карел (один на выбор).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.