Конспект урока
по предмету «Окружающий мир»
2 класс
Тема: Горные породы. Полезные ископаемые.
Цель: формировать понятие "горная порода", "полезные ископаемые"; ознакомить с самыми известными полезных ископаемых и их свойствами; выяснить данные об использовании полезных ископаемых, учить сравнивать, выделять существенные признаки, а также доказать важность и необходимость их использования. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать; расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение к использованию полезных ископаемых родного края.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (предметный урок)
Оборудование: учебники, наглядность, коллекция полезных ископаемых
Хронометраж урока
1. Организация начала урока - 3 мин
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания - 7-8 мин
3. Сообщения темы, цели и задач урока - 2 мин
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала - 12 мин
Музыкальная физминутка
5. Осмысление знаний - 12 мин
6. Обобщение и систематизация - 6 мин
7. Итог урока - 6 мин
8. Сообщение домашнего задания - 3 мин
Содержание урока
1. Организация начала урока
1.1. Приветствие
1.2. Минутка синоптика
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
3. Сообщения темы, цели и задач урока
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала
4.1. Рассказ с элементами беседы.
4.2. Работа с Полезными ископаемыми
4.3. Работа с учебником
Музыкальная физминутка
5. Осмысление знаний
5.1. Беседа на тему "Поверхность Земли и полезные ископаемые"
5.2. Разгадывание загадок
6. Обобщение и систематизация
6.1. Рассказ с элементами беседы
6.2. Работа с учебником
7. Итог урока
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация начала урока
1.1. Подготовка учителя к уроку
1.2. Подготовка учеников к уроку:
- Раздать тесты
- Раздать на парту полезные ископаемые
- Проверить что бы у всех были ручки
1.3. Приветствие.
Словесный метод. Рассказ.
Станьте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь.
К солнцу дружно потянитесь.
И к соседу повернитесь.
Счастьем с ним вы поделитесь
И на места свои садитесь.
- Ребята, меня зовут Варвара Александровна, я проведу сегодня у вас урок Природоведения.
1.4. Подведение итогов наблюдений за погодой за прошедшую неделю. Фронтальная беседа.
- Ребята, сейчас мы проведём минутку синоптика!
- Какие изменения произошли с солнцем за эту неделю?
- Как изменилось протяжение дня и ночи?
- Как изменилась температура?
- Каким было небо? Каких дней было больше солнечных или пасмурных?
- Наблюдали ли вы осадки?
- Как изменилась жизнь растений?
- А какие же растения не реагируют на изменения в природе? (хвойные)
- А произошли ли изменения в живой природе? Какие?
- Каких животных мы уже не можем наблюдать в лесу?
- Скажите, а в жизни людей произошли изменения?
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
2.1. Фронтальная беседа
- Ребята, на прошлом уроке вы изучали тему "Вода"
- Скажите, где на Земле есть вода? (В реках, озёрах, морях)
- В каких трёх состояниях может находиться вода? (жидкое, газообразное, твёрдое)
- Почему зимой в сильный мороз иногда лопаются водопроводные трубы? (когда вода превращается в луд, она перестаёт сжиматься и начинает расширятся)
2.2. Тестирование
- А сейчас ребята, мы проверим, как же вы усвоили пройденный материал в форме тестирования. У каждого на парте лежит листок бумаги, на котором вы будете писать ответы. Я буду диктовать вам вопрос, и читать ответы. Ваша задача написать только номер вопроса, и букву, под которой находится правильный ответ.
1. В организме человека вода составляет:
а) половину массы тела б) больше половины массы тела
2. В природе вода находится в таких состояниях:
а) только в жидком б) в жидком, газообразном, твёрдом.
3. При нагревании вода:
а) расширяется б) сжимается
4. Воду с растворёнными в ней веществами называют
а) растворитель б) раствор
5. Вода превратится в лёд при температуре:
а) плюс пять б) ноль в) плюс три
6. Превращение воды в жидкости в пар, называется:
а) испарение б) замерзание
7. Вода в газообразном состоянии называется:
а) снег б) водяной пар
8. Под влиянием солнечного тепла с поверхностей водоёмов вода:
а) испаряется б) растекается
9.Водяной пар — это:
а) прозрачный бесцветный газ б) белый туман
в) сиреневый туман г) облака и тучи
10. Превращение воды в природе из одного состояния в другое называется:
а) испарение б) круговорот воды в природе
11. Снег и лёд, это вода в ... состоянии:
а) твёрдом б) жидком в) газообразном
- Итак, скажите, ребята, как происходит круговорот воды в природе?
- А почему летом в водоёмах воды становится меньше?
3. Сообщения темы, цели и задач урока
3.1. Рассказ с элементами беседы.
- Сегодня на уроке Я предлагаю вам принять участие в геологической экспедиции и стать настоящими геологами.
- Кто мне скажет, что такое Экспедиция?
- Экспедиция - одна из организационных форм научных исследований, как правило связанная с перемещением исследователей по изучаемой территории.
- А кто же такие Геологи?
- Геологи - это те люди, которые изучают из чего, из какого материала состоит наша планета. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неизвестными тропами, в мороз и жару жить в палатках. Издавна человек учился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в ее недрах, строя шахты, образуя карьеры.
- Геологи открывают новые и новые месторождения.
Чтобы изготовить разнообразные машины, самолеты необходимы чугун, сталь, медь, алюминий, их выплавляют из железной, алюминиевой и медной руды.
Для отопления жилых домов нужно топливо и нефть, каменный уголь и горючий торф.
Чтобы суп был соленый - нужна соль. И это также полезное ископаемое.
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала
4.1. Рассказ с элементами беседы.
- Много лет назад климат на земном шаре был иным, он способствовал образованию многих полезных ископаемых. О некоторых из них мы узнаем в сегодняшней экспедиции.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- Ребята¸ о чём шла речь в стихотворении?
- А кто мне скажет, что такое ГОРНЫЕ ПОРОДЫ?
Горные породы - это природные сокровища, среди которых есть полезные ископаемые.
- А что такое ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ?
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.
4.2. Ознакомление с коллекцией горных пород и минералов
- Сейчас мы с вами отправимся в пещеру горного короля Саурона, где хранятся несметные сокровища, вот и мы сегодня на уроке узнаем о главном кладе нашей земли.
- Ребята, сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Вы должны работать дружно и помогать друг другу.
- Рассмотрите коллекцию полезных ископаемых которые лежат у вас на партах.
- В коробке находятся минералы и горные породы.
- А кто мне скажет, чем же отличаются минералы от горных пород? (минералы - это однородное тело, которое имеет одну составную часть, а горные породы состоят из нескольких составных частей, т.е. из нескольких минералов)
- Ребята, просмотрите пожалуйста сперва минералы, вы можете аккуратно взять в руки и посмотреть, но потом положите на место, и не отклеивайте бирочки!. На таблицах прочитайте их название, и где их добывают. Когда группа закончит работу над минералами, поднимите руки.
- Итак, вы ознакомились с минералами, скажите, какие же минералы добывают у нас, в Донецкой области?
- А с какими минералами вы уже были знакомы?
- Какие увидели впервые?
- Молодцы ребята. Теперь так же само поработаем с горными породами. Просмотрите их, прочитайте названия и где добывают, кто справится, поднимите руки.
-Итак, какие же горные породы добывают в Донецкой области?
- А какие горные породы были вам знакомы?
- Скажите, используются добытые богатства?
- А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
- На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: ":солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину". И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.
- Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?
- Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?
4.3. Работа с учебником. Рассказ с элементами фронтальной беседы
- Ребята, откройте свои учебники на странице 98. Прочитаем текст "Горные породы" цепочкой.
- Все полезные ископаемые делят на горючие, рудные и нерудные.
Горючие полезные ископаемые хорошо горят и выделяют много тепла. Это торф, бурый уголь, каменный уголь, нефть и природный газ.
Рудные полезные ископаемые — это разные руды, из которых выплавляют металлы. Например, из железной руды — железо, из медной руды — медь, из
алюминиевой руды — алюминий.
Нерудные полезные ископаемые добывают и используют без переработки. Это каменная соль, глина, песок, мел, гипс, графит, сера, гранит, мрамор.
- Посмотрите пожалуйста на рисунок на с 99 и найдите в той коллекции образцы горючих полезных ископаемых. (бурый уголь, каменный уголь, нефть и природный газ)
- Рудных. (железная, медная руда)
- Нерудных. (песок, мел, гранит, мрамор, каменная соль)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
5. Осмысление знаний
5.1. Репродуктивная беседа. Разгадывание загадок
- Ребята, посмотрите! Нам пришло послание. Это послание от горного короля Саурона:
- Вы любите отгадывать загадки?
- Значит мы справимся с этим заданием и сможем продолжить нашу экспедицию!
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)
Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи. (Железная руда)
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадает – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это... (каменная соль).
Спрятан в голубой земле ценный самоцвет.
Муравьишка в нем застыл, посмотри на свет.
Если знаешь ты о крае много о своем,
То поможешь рассказать, о чем речь ведем. (Янтарь)
- Молодцы, ребята.
6. Обобщение и систематизация
6.1. Рассказ-повествование с элементами беседы
- И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке - это охрана полезных ископаемых.
- Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник . Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.
- Откройте пожалуйста свои учебники на с 100. Прочитаем статью "Горные породы нуждаются в охране"
6.2. Эвристическая беседа. Работа с учебником.
- А теперь откройте свои учебники на с 100. Сейчас мы прочитаем статью, которая называется " Горные породы нуждаются в охране ".
- Ребята, а чем богат Донбасс? (углём)
- Правильно, у нас в Донецке очень много построено шахт где добывают уголь.
- Ребята, уголь, это очень важное, тепло- и светодающее полезное ископаемое.
- Кто мне скажет, почему я сказала светодающее?
- Потому что Уголь использують на электростанциях, которые дают нам свет, а так же благодаря углю, который используют на теплостанциях, обогреваются наши дома и квартиры.
- Ребята, как вы можете помочь взрослым беречь это тепло- и светодающее полезное ископаемое?
- Мы должны выключать свет в комнатах, которых никто не находится в данный момент, закрывать зимой окна и форточки сразу после проветривания квартиры, что бы тепло не уходило зря.
- Так скажите же, для чего добывают полезные ископаемые? (Чтобы изготовить разнообразные машины, самолеты. Для отопления жилых домов.
Чтобы суп был соленый )
7. Итог урока
7.1. Эвристическая беседа
- Какие полезные ископаемые вы запомнили?
- Какое полезное ископаемое помогает нам учиться?
- Почему полезные ископаемые надо экономно использовать?
- Вы сегодня все очень активно работали. Оценки получат такие ученики: . . .
8. Домашнее задание.
Проработать статьи учебника.
Узнать, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.
Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.