Дата _______________________ класс- 8
Тема. Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»
Цель: Учить выражать свои мысли логически правильно и последовательно.
Задачи:
Образовательные:
· Продолжать знакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова;
· Учить обуч-ся писать сочинение- описание по картине,
· повторить типы текстов (повествование, описание, рассуждение), выяснить особенности текста описания;
Коррекционно-развивающие:
· корригировать и развивать внимание, память, мышление, речь обуч-ся;
· пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;
· развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к искусству и живописи, творчеству В.М. Васнецова, любовь к сказкам;
Оборудование: портрет В.М.Васнецова, репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Спящая царевна», «Аленушка», «Царевна-лягушка», «Богатыри» и другие, запись на доске (словарная работа).
ХОД УРОКА
I. Организационное начало
1. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу
2. Артикуляционная, дыхательная гимнастика. Работа со скоровогорками.
II. Работа по теме урока:
1. Сообщение темы и цели урока
2. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове, демонстрация репродукций картин.
1. Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.)
Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в одном из заброшенных сел Вятской губернии. Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими впечатлениями детства.
С детства полюбил художник русские былины и русские народные сказки, то грустные или страшные, то веселые или задорные. Их долгими зимними вечерами рассказывала ему стряпуха в родном селе Рябово под городом Уржумом.
Потрескивает, бывало, лучина, горьковатый дымок тянется по каморке, течет мерный речитатив, и перед мальчиком развертывается ни на что не похожий мир.
Иван-царевич мчит верхом на Сером волке через лесную глухомань, а к груди его доверчиво прильнула прекрасная Елена. На волшебном ковре-самолете везет Иванушка-дурачок пойманную им Жар-птицу. Три царевны вышли по воле Иванушки из подземного царства и принесли ему во владение три земных богатства – золото, драгоценные камни и руду.
Талант будущего художника раскрылся рано. Первые его рисунки – 75 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.
Учился Васнецов в Петербургской Академии художеств. На своих холстах он изображал сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух русских сказок.
Умер художник в 1926 году.
Наиболее известны картины художника: «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье» и другие.
2. Краткий рассказ учителя о картине Васнецова «После побоища…»
В чистом поле в мае 1185 года где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.
Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля.
Физкультминутка
3. Работа с учебником упр. 310 стр. 233-234
Рассматривание картины. Беседа по вопросам (задание к упражнению)
1. Кто лежит на поле в стальных доспехах?
2. Что блестит в густой траве?
3. Какой кажется луна в темных тучах?
4. Кто изображен на переднем плане?
5. Какое лицо у мужественного князя?
6. Как выглядит юный княжич?
4. Работа уч-ся с текстом упражнения, составление связного рассказа – описания по картине.
Русские богатыри бились с половцами и теперь лежат бездыханные в чистом поле, а над ними кружат хищные птицы, радуясь нежданной добыче. Обстановка на картине сумрачная. Недаром чуть выше линии горизонта изображена луна, которая в темных облаках как будто сравнивается с ушедшей жизнью защитников Родины.
В центре картины на зелёной траве и в окружении скромных степных цветов изображены два русских воина, отдавших свои жизни за землю русскую.
Мужественный князь обращён лицом к зрителю. Голова его защищена шлемом, мощная грудь кольчугой, на ногах сапоги красного цвета. Рядом с телом тяжёлый щит и секира.
Второй защитник отечества совсем юный. Половецкая стрела пронзила его сердце, и голова с белокурыми шелковистыми волосами поникла на родную землю. Видно, что упавшие рядом воины бились к плечом к плечу, точно так же они и встретили свою смерть. Храбрая русская дружина разбила врага и полегла сама. На лицах павших воинов покой и умиротворённость: они исполнили свой воинский долг, продемонстрировали силу и храбрость, преподали урок кочевникам. Вся картина пронизана русским духом, духом патриотизма воинов, отдавших жизни за свою Родину.
4. Работа по написанию сочинения обуч-ся на черновик.
III. Итог урока
IV. Домашнее задание. Дописать сочинение в тетрадях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.