Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"
Оценка 4.7

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
доп. образование детей
25.12.2019
Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"
Цель конспекта: формирование познавательной деятельности и учебной мотивации.
истоки тема Река.docx

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Река» (2 класс)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

Зырянова Людмила Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мегион

(21-29 марта, 2019 год)

 

 

Конспект  урока на тему: «Река»

 Цель: формирование познавательной деятельности и учебной мотивации.

Задачи:

  •  продолжить изучение темы «Родные просторы», сформировать представление о реке, ее частях, учить определять истоки, устья рек, левые и правые притоки; познакомить детей с новыми понятиями «родник», « характер реки», «живая вода»,  «святая вода», «крещение».
  •  раскрыть многостороннее значение рек в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны.
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • развивать умение работать в паре, ресурсном круге; сравнивать, анализировать и делать выводы.

Ход урока

                               I.            Присоединение.

Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний.

    II. Актуализация.

Послушайте стихотворение:

1.Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля…

Это- русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя.

- Эти строки из стихотворения поэта Феодосия Савинова вам уже знакомы. Мы с вами продолжаем путешествовать по родным просторам.

Как вы понимаете «родные просторы»? ( Это наша родина: поле, нива, лес). Мы сегодня мы продолжим путешествие по родным просторам и совершим заочную экскурсию. А куда, вы догадаетесь сами, отгадав загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

- Выделите ключевые слова, которые помогли вам догадаться, что это река.

- Итак, тема сегодняшнего занятия – «Река».

- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу речки? (Звуки реки)

- Какие картинки  вы увидели? (Вода, берега, течение, рыба, водоросли, дно, песок, камни, мост и пр.)

- А что вы услышали? Что почувствовали?

- Наверное, каждый из вас видел хоть какую-нибудь реку, речку или речушку. Ведь большинство городов и селений нашей родины разместилось по рекам. Где вода - там и жизнь. Нет воды - нет жизни.

- А что бы вы хотели узнать новое о речке? (Что такое река? Какие бывают реки по характеру? Где рождается река, и куда несёт она свои воды? Как река служит человеку? Есть ли реки там, где мы живём?).

На эти вопросы мы постараемся вместе  найти ответы в течении сегодняшнего занятия.

   III. Активное  занятие.

1.               - Как вы думаете, с чего начинается река? (ответы детей).

То место, откуда река “истекает” - берет начало, называется исток. Как наш с вами предмет «Истоки» - начало чего-то нового.

Истоком реки может быть ручей, вытекающий из родника, из болота или со снежной вершины. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.

О родниках сложено много легенд. Как же они появляются?

Когда-то, давным-давно, возле реки сидела девушка. Мимо пролетал дракон, увидел ее и украл. Девушка  поняла, что больше никогда не увидит своего любимого, и горько заплакала. Там, где падали ее слезы, образовался родник.

- Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду.

(чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.)

 Итак, мы узнали, где рождается река, подпишите на схеме под цифрой 1- исток (схема на доске)

2. - А куда побежит ручеёк дальше? Я вам даю подсказку стихотворение

Г. Ладонщикова «Ручей - ручеёк». Познакомьтесь с ним и ответьте на вопрос, куда бежит ручей?

- Эй, ручей-ручеёк,  

Далеко ли ты потёк?

-Тороплюсь я в речку,

В речку - быстротечку.

 Вместе с речкою к реке

Мы помчимся налегке

 И с рекою вскоре

 Добежим до моря...

  - Куда бежал ручеёк? (Ручеёк бежал к маленькой речке). Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых    речек образуются реки. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду. Их  называют притоками. У реки могут быть левые и правые притоки. Река вместе с впадающими в нее притоками образует целую речную систему.

- Обозначьте на схеме под цифрами 2 и 3 –притоки.

Течёт вода в реке… Меняется, обновляется. Издалека, от истоков, она приходит к вашему берегу. И не задерживаясь, уходит в незнакомую даль. Она неостановима, как время. Ведь время тоже течёт, и новый день не похож на вчерашний. Мы знаем что было, но не ведаем, что будет.

3. - А куда может впадать река? ( В море, озеро, другую реку).

То место, куда река впадает в море, озеро или другую  реку называют устьем. Обозначьте на схеме под цифрой 4 – устье реки.

На карте нашей Родины нанесены около 3 млн. рек, речек, речушек и каналов. Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной.

4. Каждая из этих рек не похожа друг на дружку. У каждой реки, как и у человека, свой характер и свой нрав.

- Как можно определить характер реки? (Надо прислушаться к её звукам, увидеть движение воды, ощутить свои чувства на берегу речки).

- Какие по характеру бывают реки? (равнинные и горные).

- Послушайте звуки реки и определите её характер. (включается музыка со звуками реки) Работа в парах – дети на листочках выбирают прилагательные, характеризующие  горную реку.

Медленная, быстрая,  плавная, бурная, берега скалистые, спокойная, бурлящая, тихая.  

-  У горных рек  течение быстрое, бурлящее, берега скалистые.

- Равнинные реки текут медленно, плавно, у них низкие берега.        

5. У реки, как у человека , есть имя. Нет реки без имени.

-Какие реки вы знаете? А какие реки нашей области вы знаете? На берегу какой реки расположен наш город? ( Мега)

- Столько красивых названий и имён у рек. Как выбирают имя для реки?

Название реки - это слово, указывающее на какой-нибудь ее признак: характер течения, цвет или вкус воды, размер, особенности дна, местность, где она течет, или береговая растительность и т.д.

6. Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

7. Значение реки в жизни человека.

Река - это вода, а вода - это жизнь; жизнь не только для человека, но и для растений, для насекомых и животных. Значение рек огромно, его трудно переоценить.

- Какое значение играет в жизни каждого человека  вода?

Издавна человек тянулся к реке. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города, деревни и сёла возводились у больших или малых рек. Вода многих рек используется для орошения полей и садов, прежде всего в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. На многих реках нашей планеты строят гидроэлектростанции.

-Что случится, если на нашей планете исчезнут все реки, озёра,  пруды?

Без воды не обойтись никому и никогда, заменить воду нечем. Русский народ говорил в старину: "Мать - водица, всему царица".

 Чтение экологической сказки «Жила – была река»

 

Жила-была река (Н.А.Рыжов)

(экологическая сказка)

 Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили се остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял па ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда, они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось мною нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет,- думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла пода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

        А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Духовное запечатление.

- Представьте себя на месте реки, о чём бы вы попросили человека?

- А что можете вы сделать, чтобы сохранить наши реки  и как  сберечь нашу природу? Если встретишь родник в лесу - не трогай его, не оставляй после себя грязь и остатки пищи. Ведь этот родник может быть началом большой реки. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды - может быть, она просит тебя помощи.

Чтение текста в учебнике(с.38-41), ответы на вопросы.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

IY. Подведение итогов.

-Наша заочная экскурсия подходит к концу.

-Что нового узнали во время сегодняшнего путешествия?

Домашнее задание: рабочая тетрадь,с.29

Y. Ресурсный круг «Река».

1 круг: «Во время путешествия я увидел(а)…

2 круг: «Во время путешествия я услышал(а) или понял(а)…

3 круг: «Сегодня на уроке я почувствовал(а)…

YI. Рефлексия.

- Давайте пустим по нашей речке   (у каждого ребёнка на парте лежит 3 кораблика) Если вам занятие

очень понравилось – зелёный кораблик,

понравилось – жёлтый кораблик.

не понравилось – красный.

 

 

 

 

 


 

Используемая литература:

1. Г. Ладонщиков  «Ручей - ручеёк».

2. Интернет- ресурсы.

3. Поглазова О.Т. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 ч.- Смоленск, издательство « Ассоциация 21 век», 2008.

4. Программа «Воспитание на социокультурном опыте», 1-4 классы. Истоковедение. Том 1. Издание 2-е ,дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.-320 с.

5. Учебник: Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017г. -112с. ,рабочая тетрадь.

 6. Феодосий Савинов «Родина».

 

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"

Конспект урока по программе "Истоки" на тему "Река"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2019