Министерство Просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Река» (2 класс)
Выполнила:
учитель начальных классов
Зырянова Людмила Владимировна
г. Мегион
(21-29 марта, 2019 год)
Конспект урока на тему: «Река»
Цель: формирование познавательной деятельности и учебной мотивации.
Задачи:
Ход урока
I. Присоединение.
Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний.
II. Актуализация.
Послушайте стихотворение:
1.Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля…
Это- русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя.
- Эти строки из стихотворения поэта Феодосия Савинова вам уже знакомы. Мы с вами продолжаем путешествовать по родным просторам.
Как вы понимаете «родные просторы»? ( Это наша родина: поле, нива, лес). Мы сегодня мы продолжим путешествие по родным просторам и совершим заочную экскурсию. А куда, вы догадаетесь сами, отгадав загадку:
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
- Выделите ключевые слова, которые помогли вам догадаться, что это река.
- Итак, тема сегодняшнего занятия – «Река».
- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу речки? (Звуки реки)
- Какие картинки вы увидели? (Вода, берега, течение, рыба, водоросли, дно, песок, камни, мост и пр.)
- А что вы услышали? Что почувствовали?
- Наверное, каждый из вас видел хоть какую-нибудь реку, речку или речушку. Ведь большинство городов и селений нашей родины разместилось по рекам. Где вода - там и жизнь. Нет воды - нет жизни.
- А что бы вы хотели узнать новое о речке? (Что такое река? Какие бывают реки по характеру? Где рождается река, и куда несёт она свои воды? Как река служит человеку? Есть ли реки там, где мы живём?).
На эти вопросы мы постараемся вместе найти ответы в течении сегодняшнего занятия.
III. Активное занятие.
1. - Как вы думаете, с чего начинается река? (ответы детей).
То место, откуда река “истекает” - берет начало, называется исток. Как наш с вами предмет «Истоки» - начало чего-то нового.
Истоком реки может быть ручей, вытекающий из родника, из болота или со снежной вершины. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.
О родниках сложено много легенд. Как же они появляются?
Когда-то, давным-давно, возле реки сидела девушка. Мимо пролетал дракон, увидел ее и украл. Девушка поняла, что больше никогда не увидит своего любимого, и горько заплакала. Там, где падали ее слезы, образовался родник.
- Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду.
(чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.)
Итак, мы узнали, где рождается река, подпишите на схеме под цифрой 1- исток (схема на доске)
2. - А куда побежит ручеёк дальше? Я вам даю подсказку стихотворение
Г. Ладонщикова «Ручей - ручеёк». Познакомьтесь с ним и ответьте на вопрос, куда бежит ручей?
- Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
-Тороплюсь я в речку,
В речку - быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря...
- Куда бежал ручеёк? (Ручеёк бежал к маленькой речке). Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду. Их называют притоками. У реки могут быть левые и правые притоки. Река вместе с впадающими в нее притоками образует целую речную систему.
- Обозначьте на схеме под цифрами 2 и 3 –притоки.
Течёт вода в реке… Меняется, обновляется. Издалека, от истоков, она приходит к вашему берегу. И не задерживаясь, уходит в незнакомую даль. Она неостановима, как время. Ведь время тоже течёт, и новый день не похож на вчерашний. Мы знаем что было, но не ведаем, что будет.
3. - А куда может впадать река? ( В море, озеро, другую реку).
То место, куда река впадает в море, озеро или другую реку называют устьем. Обозначьте на схеме под цифрой 4 – устье реки.
На карте нашей Родины нанесены около 3 млн. рек, речек, речушек и каналов. Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной.
4. Каждая из этих рек не похожа друг на дружку. У каждой реки, как и у человека, свой характер и свой нрав.
- Как можно определить характер реки? (Надо прислушаться к её звукам, увидеть движение воды, ощутить свои чувства на берегу речки).
- Какие по характеру бывают реки? (равнинные и горные).
- Послушайте звуки реки и определите её характер. (включается музыка со звуками реки) Работа в парах – дети на листочках выбирают прилагательные, характеризующие горную реку.
Медленная, быстрая, плавная, бурная, берега скалистые, спокойная, бурлящая, тихая.
- У горных рек течение быстрое, бурлящее, берега скалистые.
- Равнинные реки текут медленно, плавно, у них низкие берега.
5. У реки, как у человека , есть имя. Нет реки без имени.
-Какие реки вы знаете? А какие реки нашей области вы знаете? На берегу какой реки расположен наш город? ( Мега)
- Столько красивых названий и имён у рек. Как выбирают имя для реки?
Название реки - это слово, указывающее на какой-нибудь ее признак: характер течения, цвет или вкус воды, размер, особенности дна, местность, где она течет, или береговая растительность и т.д.
6. Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
7. Значение реки в жизни человека.
Река - это вода, а вода - это жизнь; жизнь не только для человека, но и для растений, для насекомых и животных. Значение рек огромно, его трудно переоценить.
- Какое значение играет в жизни каждого человека вода?
Издавна человек тянулся к реке. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города, деревни и сёла возводились у больших или малых рек. Вода многих рек используется для орошения полей и садов, прежде всего в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. На многих реках нашей планеты строят гидроэлектростанции.
-Что случится, если на нашей планете исчезнут все реки, озёра, пруды?
Без воды не обойтись никому и никогда, заменить воду нечем. Русский народ говорил в старину: "Мать - водица, всему царица".
Чтение экологической сказки «Жила – была река»
Жила-была река (Н.А.Рыжов)
(экологическая сказка)
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили се остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял па ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда, они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось мною нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет,- думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла пода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Духовное запечатление.
- Представьте себя на месте реки, о чём бы вы попросили человека?
- А что можете вы сделать, чтобы сохранить наши реки и как сберечь нашу природу? Если встретишь родник в лесу - не трогай его, не оставляй после себя грязь и остатки пищи. Ведь этот родник может быть началом большой реки. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды - может быть, она просит тебя помощи.
Чтение текста в учебнике(с.38-41), ответы на вопросы.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
IY. Подведение итогов.
-Наша заочная экскурсия подходит к концу.
-Что нового узнали во время сегодняшнего путешествия?
Домашнее задание: рабочая тетрадь,с.29
Y. Ресурсный круг «Река».
1 круг: «Во время путешествия я увидел(а)…
2 круг: «Во время путешествия я услышал(а) или понял(а)…
3 круг: «Сегодня на уроке я почувствовал(а)…
YI. Рефлексия.
- Давайте пустим по нашей речке (у каждого ребёнка на парте лежит 3 кораблика) Если вам занятие
очень понравилось – зелёный кораблик,
понравилось – жёлтый кораблик.
не понравилось – красный.
Используемая литература:
1. Г. Ладонщиков «Ручей - ручеёк».
2. Интернет- ресурсы.
3. Поглазова О.Т. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 ч.- Смоленск, издательство « Ассоциация 21 век», 2008.
4. Программа «Воспитание на социокультурном опыте», 1-4 классы. Истоковедение. Том 1. Издание 2-е ,дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.-320 с.
5. Учебник: Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017г. -112с. ,рабочая тетрадь.
6. Феодосий Савинов «Родина».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.