министерсво образования И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
урока русского языка
Студента 341 группы
Толстова Милада Александровна
Место проведения урока: Школа №12, 3 класс
Дата проведения урока: 22.01.2021
ФИО учителя школы:
Баклагина Лариса Владимировна
Допущен к проведению урока:
________________ ______
подпись дата
ФИО преподавателя:
Баклагина Лариса Владимировна
Допущен к проведению урока:
________________ ______
подпись дата
Сыктывкар, 2020
Тема урока. Изложение.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 3 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Учить воспроизводить текст, исходя из задач автора. |
||
Технологии, методы: |
ПДО: подводящий и побуждающий диалог, беседа, наблюдение. |
||
Основные понятия, термины: |
Изложение, основная мысль, тема, план, задачи автора. |
||
Тип урока: |
Урок развития речи. |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный 1. Понимают основную мысль текста. 2. Пользуются планом для передачи текста. 3. Находят по плану части текста. 4. Строят связное письменное высказывание. 5. Умеют избегать повторов. 6. Находят нужные слова для обозначения действия. 7. Умеют употреблять слова, помогающие передать порядок действия в тексте повествования. 8. Умеют находить орфограммы в словах. 9. Умеют оценивать текст, исходя из требований к созданию текста и задач автора.
|
Личностный: · Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. · Умеют высказывать свое мнение. · Выполняют самооценку собственной деятельности · Понимает смысл учебной деятельности
Метапредметный: -Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (Р.) -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р.) -Проводит самооценку собственной деятельности (Р.); -Проводят рефлексию собственной деятельности (Р.); -Умеет ясно и четко излагать свои мысли в устной форме (К.); -Проводят анализ и синтез языкового материала (П.); -Участвуют в формулировке темы и задач урока (П.) |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная; · Индивидуальная.
|
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Карточки · Учебник «Русский язык»
|
||
Ход урока
Этапы урока Задачи урока |
Оформление доски, наглядность |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||
I.Организационный момент. Мотивация на деятельность. Ø Формировать интерес к учению (Л.) Ø Повысить учебную мотивацию (Л.) Ø Формировать внутреннюю позицию школьника (Л.) |
Век живи – век учись
|
Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Милада Александровна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Прочитайте пословицу на слайде. Как вы думаете, что такое век в этой пословице? Но ведь редкий человек живет целых 100 лет, а значит век в этой пословице – жизнь. Век человека, это вся его жизнь, которую он проживает. А почему же так говорят? Зачем человеку учиться всю жизнь? Действительно, ведь мы с вами всю жизнь открываем новые знания для того, чтобы в будущем быть грамотными людьми. А вы готовы сегодня открывать новые знания? Тогда начнем.
|
Жизнь, 100 лет, часть жизни
Потому что человек всю жизнь узнает что-то новое, тем самым развивается
|
||||||||||||||
II. Выход на тему и задачи урока. Ø Учить определять тему и задачи занятия (Р.); Ø Формулируют тему урока (Р.)
|
|
-Для того, чтобы узнать, чем будем заниматься сегодня на уроке, вам необходимо отгадать ребус. Посмотрите на слайд. -Кто догадался, какое же слово зашифровано в этом ребусе? -Правильно, молодцы. -Кто может сказать по поднятой руке, что такое изложение?
-Значит, над чем мы будем сегодня работать?
-Чему мы будем учиться на уроке? - Молодцы ребята, сегодня на уроке мы будем работать над изложением и учиться создавать текст. |
-Изложение
-Письменный пересказ текста -Мы будем работать над изложением. -Учиться создавать текст. |
||||||||||||||
III. Знакомство с текстом Содержательный анализ текста. Ø Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.) Ø Учить высказывать свои мысли в устной форме (К.); Ø Учить видеть и понимать тему и осознавать границы текста (Пр.)
|
|
-Ребята, закройте глаза и внимательно прослушайте текст. Представьте, как будто это небольшой отрывок из мультфильма. Чтение текста. Вдруг на лед выскочил зверек, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста черный. Это горностай. Легкими воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову. Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверек с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнес в свое ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость. Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.
-Открываем глаза.
-Ребята, скажите, возникла ли у вас целостная картина? Поняли ли вы, с чего начинается текст и чем заканчивается? Если записать то, что вы услышали, получится ли текст? - Почему? -Что нужно сделать, чтобы текст получился связным? -Действительно. Давайте посмотрим, что же получится, если поменять местами абзацы, а для этого откроем учебник на странице 14. Прочитайте текст про себя внимательно и вдумчиво.
-Можно ли теперь сейчас сказать, что перед нами текст? Почему?
-Верно. Это отрывок из рассказа Владимира Бочарникова, который называется «Мал да удал». (показ картинки автора) - Ребята, давайте узнаем, о чем же этот текст. Обратите внимание, под текстом дана картинка, которая может нам пригодиться.
-О каком времени годе говорится в тексте? -Кто сидит около лунки? Найдите это предложение в тексте и прочитайте. - Где лежит выловленная рыба? Найдите в тексте и прочитайте
- Скажите, какой зверек выскочил на лед? Найдите это предложение в тексте и прочитайте.
- Какое слово использовал автор, чтобы показать неожиданность того, что зверек выскочил? - Молодцы. Кто хочет еще раз прочитать это предложение, только с правильной интонацией. Раз это случилось неожиданно и быстро. - Скажите, кто это выскочил? - Да, выскочил горностай. А как он приблизился к рыболову? Кто найдет это предложение в тексте и прочитает?
- Узнал ли своего знакомого рыболов?
- Что он бросил горностаю?
- Как шустрый зверек схватил и отнес ершика?
- Где был горностай через минуту?
- Как он действовал?
Промежуточная рефлексия. -Какую работу мы сделали сейчас с текстом?
|
-Нет
-Потому что нет связности в тексте. -Поменять местами абзацы.
-Да, потому что здесь последовательные предложения, абзацы, они связаны общей темой и основной мыслью, имеется смысловая завершенность.
- О зима. - Около лунки сидит рыболов. - Выловленная рыба лежит прямо на льду. - на лед выскочил зверек, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста черный. - Вдруг.
- Это горностай. - Легкими воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.
- Рыболов узнал своего знакомого. - Он бросил горностаю рыбку. - Шустрый зверек с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнес в свое ледяное убежище. - Через минуту горностай опять был на льду. - Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
-Разобрали текст и познакомились с его содержанием. |
||||||||||||||
IV.Определение задач автора. Ø Учить строить диалог (К.) Ø Учить понимать основную мысль текста (Пр.) Ø Учить строить устное связное высказывание (К.)
|
|
- Ребята, давайте теперь побываем в роли автора, заглянем к нему в мастерскую, увидим, как он работал, как у него получилось написать такой рассказ. -Для начала автор определяет, о чем будет текст -Ребята, давайте определим, о чем автор создал текст. На доске появляется карточка -Какова тема рассказа? -Верно, это тема текста. -Какая главная мысль? Что же хотел рассказать нам автор?
- Какой тип текста у нас будет? -Вот сейчас, используя опору, которая дана на доске, ответьте на вопрос, какой текст мы будем создавать. -Кто попробует?
Промежуточная рефлексия. -Какую работу мы выполнили? -Ребята, нельзя забывать, что изложение - это пересказ авторского текста, поэтому знать тему и основную мысль автора важно. |
- Встреча с горностаем.
- Автор хотел нам рассказать о внешнем виде и повадках горностая. -Повествование
-Мы должны создать повествовательный текст. Тема которого – горностай, с помощью этого текста мы должны передать об угощениях рыбака.
-Определили, какой текст будем создавать. |
||||||||||||||
V.Структурный анализ текста. Ø Развиваем умение слушать и понимать других (К.) Ø Формировать умение связно выражать свои мысли (К.) Ø Учить пользоваться планом (Пр.)
|
План. |
-Посмотрите, что у меня на слайде? -Как вы думаете, зачем нам нужен план? План:
Фронтальная работа. -Давайте попробуем ответить на вопросы плана. Говорим полными предложениями. - Какое
время года?
- Что лежит на льду?
- Ребята, мы с вами повторили 1 часть текста. То есть вступление. Кто желает пересказать ее полностью еще раз? - Ребята, а как мы можем озаглавить эту часть текста? - Молодцы, я с вами согласна.
-
Давайте поработаем над основной частью.
- Кто это? - Что он сделал?
- Ребята, мы с вами сейчас повторили основную часть текста. Кто желает пересказать эту часть полностью еще раз? -Предложите свои варианты, как мы можем озаглавить основную часть текста? - Вы предложили очень интересные названия, но я все же предлагаю назвать эту часть «Встреча с горностаем».
- Давайте перейдем к последнему абзацу и поработаем над концовкой текста. - Кого узнал рыболов?
- Что сделал рыболов?
- Что сделал шустрый зверек?
- Где был горностай через минуту?
- Как действовал горностай?
-Ребята, кто желает пересказать последнюю часть текста? - А как бы вы озаглавили последнюю часть текста? - Очень интересные названия вы подобрали, но посмотрите, какой вариант предлагаю я «Угощение».
Промежуточная рефлексия. -Ребята, как вы считаете, пригодился ли нам план? - Для чего? |
-План Он нам поможет написать грамотный текст, ничего в нем не пропустить, рассказать по порядку.
- Зима.
- Около лунки сидит рыболов. - Выловленная рыба лежит прямо на льду.
- Рыбалка на льду.
- Вдруг на лед выскочил зверек, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста черный. - Это горностай. - Легкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.
*предлагают варианты
- Рыболов узнал своего знакомого. - Он бросил горностаю рыбку. - Шустрый зверек с ходу схватил ершика и в несколько прыжков отнес в свое ледяное убежище. - Через минуту горностай был опять на льду. - Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
*предлагают варианты
- Да -Чтобы точно пересказать текст, он наш помощник. |
||||||||||||||
VI.Языковой анализ текста. Ø Умение последовательно излагать содержание. (П.) Ø Знают и употребляют в речи синонимы (Пр.)
|
|
-Подсмотрим секретики автора: те интересные, точные, яркие, выразительные слова, которые употребляет автор. Их надо будет употребить в своем тексте, они помогут донести до читателя основную мысль текста.
- Какими словами автор описывает нам горностая, чтобы передать его красоту и ловкость?
Эти слова какой части речи? -Ребята, а что значит расторопный? Как это понимать? -Ребята, расторопность – это умение успевать, умение принимать своевременные решения. О есть по – другому, мы можем сказать, ловкий.
-Каких частей речи было больше в тексте?
-Для чего автор так сделал?
-Верно. А для того, чтобы в тексте не было повторов, как мы еще можем еще назвать горностая?
Промежуточная рефлексия. -Какую работу мы сейчас выполнили над текстом? |
Белый-белый, нежно-снеговой, кончик хвоста черный, передвигается легкими, воздушными, длинными шагами, шустрый, действует умело и проявляет расторопность и смелость. Прилагательные
- Глаголов и прилагательных
- Чтобы лучше передать основную мысль.
- Он, шустрый зверек.
-Мы пронаблюдали, какие слова и выражения помогли автору ярко рассказать |
||||||||||||||
VII. Орфографический анализ текста. Ø Оформлять свои мысли в устной форме. (К.) Ø Учить находить опасное место в слове. (Р.)
|
|
-Ребята, чтобы мы хорошо написали текст, нам нужно предупредить ошибки в словах. Для этого нужно провести орфографическую работу. Жи-ши -Посмотрите на слайд, подумайте, какое правило объединяет эти слова. -Как напишем слово лежит, ёршик?
Проверяемая безударная гласная в корне. -На слайде слова. -Вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово
Парные согласные - Посмотрите на слайд, слова с какой орфограммой перед вами представлены?
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании этих слов?
- Давайте вместе подберем проверочные слова.
Удвоенная согласная - Ребята, посмотрите на слайд. - Для того, что узнать, как же пишутся эти слова, найдите их в учебнике. - Скажите, как же пишутся эти слова? - Какая это орфограмма? - Почему в этих словах пишется удвоенная согласная Н?
- Ребята, найдите в тексте слова, которые пишутся через дефис?
- Скажите, что обозначают эти слова? - Почему они пишутся через дефис?
Промежуточная рефлексия. -Зачем мы проводим орфографическую работу? |
лежИт, ёршИк жи-ши пиши с буквой и с буквой и
вылОвленная – ловит лЕжит – лёжа звЕрёк – зверь хвОста – хвост гОрностай - горы
леД, прыЖками, рыБку.
- Слова с парными согласными на конце слов. - Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором буква будет слышаться отчетливо.
- ВыловнеННая, длиННая.
- Белый-белый, нежно-снеговой. - Оттенок цвета - Потому что присутствует повтор слов, а также второе слово обозначает оттенок цвета. -Чтобы при письме не допускать ошибок |
||||||||||||||
VIII. Перечитывание текста детьми. Ø Совершенствуют смысловое чтение (Пр.) Ø Развивать внимание, память, мышление (П.) Ø Уметь выделять нужную информацию из текста (Р.) |
|
-Чтобы хорошо написать текст, прочитайте его про себя самостоятельно. -Кто перечитал, найдите на стр. 15 вопросы и постарайтесь на них ответить несколькими предложениями. - Итак, сейчас закройте и отложите учебники на край стола.
|
|
||||||||||||||
IX.Самостоятельная работа детей. Ø Учить пользоваться планом и словами помощниками (Р.) Ø Учить сохранять авторскую задачу. (Р.) Ø Учить строить письменные высказывания. (Р.) |
Запись на доске: Двадцать второе января. Изложение.
|
-Открываем тетрадки. Отступаем 2 строчки от прошлой работы. Записываем сегодняшнее число, 22 января. На следующей строке, посередине с заглавной буквы - Изложение. -Теперь вы можете приступить к написанию текста. Найдите у себя на столах карточки с вопросами, это те же самые вопросы, что и были в учебнике. Ответив на них несколькими предложениями, вы получите текст. Не забываем про красные строчки и точки. Старайтесь передать основную мысль. |
|
||||||||||||||
X.Редактирование своих изложений. Ø Умение контролировать и править текст с точки зрения задуманного (цели). (П.) Ø Умение критически оценивать текст, исходя из требований к созданию текста и задач автора. (П.) |
|
Ребята, осталась еще 1 минута, проверяем свой текст. -Сейчас попробуем сделать наш текст лучше, исправим его. В этом нам поможет памятка. Памятка на партах -Прочитайте памятку, сейчас по этой памятке мы оценим изложение одного из вас. - Прочти свое изложение. Памятка 1. На все ли вопросы плана дан полный ответ? 2. Не пропущены ли пункты плана? 3.Получилось ли передать основную мысль текста? 4.Есть ли в тексте повторы? Как автор смог избежать повторов?
-Прочитайте памятку и проверьте свой текст. - Маша, прочитай пожалуйста текст, который у тебя получился. - Спасибо. - Ребята, кто желает проанализировать текст Маши по памятке. - За что можем похвалить Машу? - Что посоветуем? |
|
||||||||||||||
XI. Рефлексия. Итог урока. Ø Учить оценке результатов деятельности (Р.) Ø Учить строить речевое высказывание в устной форме (П.) |
|
-Ребята, каким видом работы мы занимались сегодня на уроке? -По какой теме мы писали изложение? -Ребята, что нужно сделать, чтобы хорошо написать изложение?
-С какими трудностями вы столкнулись при написании изложения? - А что наоборот показалось более легким? - Ребята, спасибо за работу! Урок окончен. |
-Писали изложение -Встреча с горностаем.
1. Познакомиться содержанием текста 1. Определить тему и основную мысль текста 2. Составить план текста 3. Пронаблюдать за точными, яркими выражениями автора 4.Орографическая работа
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.