Конспект урока по родной русской литературе: «О чем может рассказать имя?». 5 класс

  • docx
  • 27.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 14. О. Конспект урока по родной русской литературе.docx

Конспект урока по родной русской литературе: «О чем может рассказать имя?». 5 класс.

Цели:

Познавательная: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи.

Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

Воспитательная: воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Ход занятия

1.                            Организационный момент. Формулирование темы урока.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки подарят всем радость. А я наш урок хочу начать с загадки:

Тебе дано,

А люди им пользуются. (Имя) (Слайд 1)

О чем мы будем говорить сегодня? (Об имени человека). И поможет нам в этом «Энциклопедия счастливых имен» Ирины Филипповой. (Слайд 2)

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми, с малой и большой родиной.

1.                            Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тему урока вы знаете, а теперь скажите, какова будет наша цель? Как мы можем ее достигнуть? (Слайд 3)

Метод «Постер»:

– Я надеюсь, что этот урок будет…

– Я ожидаю, что…

– Я хотел бы узнать …

- Занимательным будет … (Слайд 4)

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

1.                            Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

А теперь посмотрите на доску, прочитайте написанное и скажите, какое высказывание вам понятно, а какое не очень. (Слайд 5)

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Евангелие от Луки

Не имя красит человека, а человек имя.

Пословица

(Ответы учащихся)

В течение урока мы попробуем разобраться в том, что говорят нам эти мудрые слова.

Игра «Корзина идей». Скажите, что объединяет и что разделяет эти слова. Какое слово вам не известно. (Слайд 6)

1.                            Первичное усвоение новых знаний.

Действительно, нам не встречалось раньше слово ОНОМАСТИКА. (Слайд 7)

В русском языке есть много разделов, которые дают нам знания о языке. Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Что такое имя?

По словарю В.И. Даля

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

А кто знает, что обозначает слово «именины»?

Именины - это день памяти того или иного святого. Это праздник для человека, который назван по имени этого святого. Еще этот день называют Днем Ангела. (Слайд 8)



Учитель. В давние времена, в первобытном обществе у людей не было ни имен, ни фамилий. Чтобы как-то выделиться, людей называли по каким либо внешним ярким признакам, которые отличали именно этого человека. Это могло быть все что угодно, все то, что бросается в глаза: высокий или маленький рост, цвет волос, отличительная черта характера и даже место жительства, внешнее сходство с каким либо животным или растением.

После принятия христианства на Руси положение изменилось. В русской православной церкви были особые книги, в которых за каждым днем в году были закреплены имена святых, которых в этот день чтит церковь. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.

Творческое задание: назовите и запишите слова- «родственники» слова «имя». (Слайд 9)

Наиболее часто встречаются однокоренные слова:

- именной – относящийся к имени;

- именно – точно, подлинно, буквально;

- именовать – давать имя;

- наименовать – назвать;

- именины – день ангела, соименного святого;

- именинный – относящийся к именинам;

- именинник – у христиан это человек, называемый так в день ангела, соименного ему святого;

- именитый – знаменитый, сановитый;

- именительный падеж- начальная форма существительных, прилагательных.

Учитель:

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. Не только у каждого человека, но и у каждого имени есть своя история, своя тайна. Одна из величайших тайн – тайна происхождения.

Ответы учащихся:

Чтобы привлечь удачу, в древности новорожденных зачастую называли в честь других людей, чаще всего умерших родственников или знаменитых людей, чьи качества были особенно уважаемыми.

С аналогичной целью в некоторых культурах ребенку давали сразу несколько имен – в этом списке были и особые, тайные, имена, которые имели сакральное значение, потому что должны были привлекать хорошее и отпугивать злое. Их знали только самые близкие – чтобы плохой человек не смог сглазить. (Слайд 10)

Какие бывают имена? (перечисляют). Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.

Прочитаем несколько имён.

Учитель: Ребята, а есть история вашего имени, расскажите. (Таблицы со значением имен на партах)

- Знаете ли вы значение своего имени?

- Знаете ли вы, почему вас так назвали?

- Нравится ли вам ваше имя?

Выступление учащихся.

У нас в классе есть мальчик по имени Александр.

Вспомните и назовите известных вам людей с именем Александр. (Слайд 11, 12, 13.)

Ответы учащихся:

Имя Александр произошло от слияния двух греческих слов: «алекс» - защищающий и «андрос» - человек или мужчина, что можно интерпретировать как «защищающий людей», «оберегающий мужчина».

Многие русские правители (три российских императора) и исторические деятели носили это героическое имя. К их числу относятся: епископ Александр, отдавший жизнь во имя Христа в 3 веке, Александр Невский, сокрушивший шведов в 1240 г. и ослабивший власть татаро-монгольского ига, и другие оставившие след в истории люди: А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, А.А.Блок.

Александр добивается целей и реализует поставленные задачи во что бы то ни стало. Из обладателей данного имени нередко получаются хорошие руководители. Холодный и расчетливый склад ума в сочетании с горячим, пылким сердцем помогают взобраться на олимп популярности и достигнуть неимоверных высот.

- Каким вам представляется человек с именем Александр?

Синтаксическая минутка (Слайд 14)

Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения.

За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава величайшего полководца в истории.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 15)

1.                            Первичная проверка понимания.

1.                            Доклады подготовленных учеников (Слайд 16)

Учитель: После великой октябрьской социалистической революции старые общественные порядки были упразднены и даже запрещены, в моду вошли совершенно новые имена. Родители могли выбрать любое имя, а некоторые из них стали придумывали свои собственные имена. Порой такое “придуманное имя” совсем не подходило человеку и не сочеталось ни с его отчеством, ни с фамилией.

1.                            Работа в группе. Развитие умения работать с таблицей. (Слайд 17)

                                         Picture background

Каждая группа рассказывает происхождение своего имени.

Ребята, скажите, а в наше время влияет имя на поступки человека? Или человек украшает свое имя хорошими делами? Назовите известных людей из разных сфер деятельности.

1.                            Первичное закрепление.

А теперь давайте поиграем и вспомним название русских народных сказок, в которых встречаются имена. (Дети приводят примеры названия сказок)

Конкурс знатоков "Имена".

Вопросы:

1. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

2. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

3. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

4. Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Джон – английское).

5. Назовите имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

6. Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

7. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, стихи и песни в которых есть имена.

(Наш Гришка не просит лишка. Голодному Федоту и щи в охоту. Стоит Антошка на одной ножке, песня «Антошка»).



Интересный материал

Учитель: Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся)

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – обидчивы, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, эмоциональные, впечатлительные, настойчивые, трудолюбивые

Осенние – рассудительные, мудрые. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, успешно занимаются и точными науками и искусством.

Задача: У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?

Родился Христофор 29 февраля.

Творческая мастерская. 
Создание синквейна об имени (Слайд 18, 19)

Викторина «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд 20)

Владеть миром

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

Милая людям

Данный Богом

Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

Валентин – Валентина

Василий – Василиса

Евгений – Евгения

Виктор – Виктория

Александр – Александра

Федор – Федора

Иван – Иванна

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше. (Анна, Алла, Жанна, Филипп, Кирилл)

Ответы учащихся.

1.                            Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить последовательный ответ на вопросы( проект)

1. Что я знаю о своём имени?

2. Почему меня так назвали, кто назвал?

3. В какое время года ты родился?

4. Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

5. Какова судьба этого родственника?

Творческое задание «Происхождение фамилий»

1.                            Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов урока

Что вы узнали нового на уроке?

Что понравилось и что было сложным?

Что значит беречь имя и для чего это нужно?

Ребята, мы можем уже объяснить высказывания, о которых говорили в начале урока?

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Евангелие от Луки

Не имя красит человека, а человек имя.

Пословица

Ответы учащихся.

Оценивание учащихся.

Итог урока. Имена - часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой. Но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.