Конспект урока по родному русскому языку: «Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение». 5 класс.
Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;
Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;
Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской;
репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима»;
распечатки текстов;
мелодекламация: И.Бунин "Листопад".
I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий
Задание 1
Прочитайте текст.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.
Шумит золотой дождь.
· Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.
· Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.
· II. Этап мотивации
· Задание 2
· Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.
· Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание:
· Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить
· образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие
· изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).
· Текст к заданию 2
· Отговорила роща золотая
· Берёзовым весёлым языком,
· И журавли, печально пролетая,
· Уж не жалеют больше ни о ком…
· Не жаль им лет, растраченных напрасно,
· Не жаль души сиреневую цветь.
· В саду горит костёр рябины красной,
· Но никого не может он согреть.
· Не обгорят рябиновые кисти,
· От желтизны не пропадёт трава.
· Как древо роняет тихо листья,
· Так я роняю грустные слова…
· (Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)
· III. Этап целеполагания
· Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?
(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)
IV. Этап планирования
Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?
· Составить таблицу “Средства художественной выразительности”
· Потренироваться в нахождении эпитетов, метафор, олицетворений в текстах художественной литературы.
· Отредактировать художественный текст с помощью различных тропов.
· Попробовать составить собственный текст с использованием изученных изобретательных средств.
V. Этап осмысливания новых сведений
Задание 3
Составьте таблицу по нашей теме, использую словарь, информацию учебника (§34 стр.84) и тексты к заданиям 1, 2.
(Работа выполняется в группах, защищается. Выбирается лучший вариант).
VI. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия
Задание 4
Вы – исследователь.
(Класс разделён на 6 групп, каждая из которых работает со своим фрагментом из поэмы И. Бунина “Листопад”).
Попробуйте на материале предложенного поэтического текста провести небольшое лингвистическое исследование:
· Прочитайте внимательно свой фрагмент из поэмы.
· Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, посчитайте их количество и определите их роль в тексте.
(После выступления каждой группы делается общий вывод).
Вставьте в текст, подходящие по смыслу слова и цифры:
В поэме ”Листопад“ _____ эпитетов, _____ олицетворений и ____ метафор. Такое большое количество изобразительных средств помогло Бунину нарисовать и сделать поэтический текст более ___, ___ и ___.
Дополнительная информация.
Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры.
(Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)
Задание 5
Вы – редактор.
Прочитайте текст.
Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.
· Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои косматые золотые головы).
· Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.
Задание 6
Вы – писатель.
· Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.
· Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.
· Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.
(Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).
Задание 7
Вы – учитель
· Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.
· Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:
1 – 2 ошибки – «5»
3 – 4 ошибки «4»
5 – 6 ошибок «3»
Текст к заданию 7
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
VII Домашнее задание. §6
Задание 8
· Найдите фразеологизмы в тексте.
· Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.
· Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.