Конспект урока по родному русскому языку: «Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение». 5 класс.

  • docx
  • 27.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13. О. Конспект урока по родному русскому языку.docx

Конспект урока по родному русскому языку: «Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение». 5 класс.

Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.

Тип урока:    комбинированный

Оборудование: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской;

                            репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима»;

                            распечатки текстов;

                            мелодекламация: И.Бунин "Листопад".

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Задание 1

            Прочитайте текст.

            Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

            Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.

            Шумит золотой дождь.        

·                               Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.

·                               Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

·                               II. Этап мотивации

·                               Задание 2

·                                           Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

·                                           Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание:

·                                                      Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить              

·                                                      образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие

·                                                      изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

·                               Текст к заданию 2

·                                                      Отговорила роща золотая

·                                                      Берёзовым весёлым языком,

·                                                      И журавли, печально пролетая,

·                                                      Уж не жалеют больше ни о ком…

·                                                      Не жаль им лет, растраченных напрасно,

·                                                      Не жаль души сиреневую цветь.

·                                                      В саду горит костёр рябины красной,

·                                                      Но никого не может он согреть.

·                                                      Не обгорят рябиновые кисти,

·                                                      От желтизны не пропадёт трава.

·                                                      Как древо роняет тихо листья,

·                                                      Так я роняю грустные слова…

·                                           (Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)

·                               III. Этап   целеполагания

·                               Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

    (Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

IV. Этап планирования

            Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

·                               Составить таблицу “Средства художественной выразительности”

·                               Потренироваться в нахождении эпитетов, метафор, олицетворений в текстах художественной литературы.

·                               Отредактировать художественный текст с помощью различных тропов.

·                               Попробовать составить собственный текст с использованием изученных изобретательных средств.

V. Этап осмысливания новых сведений

Задание 3

            Составьте таблицу по нашей теме, использую словарь, информацию учебника (§34 стр.84) и тексты к заданиям 1, 2.

             (Работа выполняется в группах, защищается. Выбирается лучший вариант).

VI. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

Задание 4          

Вы – исследователь.

 (Класс разделён на 6 групп, каждая из которых работает со своим фрагментом из      поэмы И. Бунина “Листопад”).

            Попробуйте на материале предложенного поэтического текста провести небольшое лингвистическое исследование:

·                               Прочитайте внимательно свой фрагмент из поэмы.

·                               Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, посчитайте их количество и определите их роль в тексте.

                                       (После выступления каждой группы делается общий вывод).

            Вставьте в текст, подходящие по смыслу слова и цифры:

В поэме ”Листопад“ _____ эпитетов, _____ олицетворений и ____ метафор. Такое большое количество изобразительных средств помогло Бунину нарисовать и сделать поэтический текст более ___, ___ и ___.

            Дополнительная информация.

            Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры.

                                       (Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)

Задание 5

Вы – редактор.

            Прочитайте текст.

            Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

·                               Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои  косматые золотые головы).

·                               Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 6

Вы – писатель.

·                               Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.

·                               Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.

·                               Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.

                                  (Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).

Задание 7

Вы – учитель

·                               Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.

·                               Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:

                1 – 2 ошибки – «5»

                3 – 4 ошибки «4»

                5 – 6 ошибок «3»

Текст к заданию 7

                       Задремали звезды золотые,

                       Задрожало зеркало затона.

                       Брезжит свет на заводи речные

                       И румянит сетку небосклона.

                       Улыбнулись сонные берёзки,

                       Растрепали шёлковые косы,

                       Шелестят зелёные серёжки,

                       И горят серебряные росы.

 

                       У плетня заросшая крапива

                       Обрядилась ярким перламутром

                       И, качаясь, шепчет шаловливо:

                       “С добрым утром!”

VII Домашнее задание.  §6

Задание 8

·                               Найдите фразеологизмы в тексте.

·                               Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.

·                               Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.