Конспект урока по родному языку (русский) в 3 классе МОБУ "СОШ с.Иннокентьевка".Тема: «Кто друг прямой, тот брат родной»
Оценка 4.8

Конспект урока по родному языку (русский) в 3 классе МОБУ "СОШ с.Иннокентьевка".Тема: «Кто друг прямой, тот брат родной»

Оценка 4.8
docx
14.10.2021
Конспект урока по  родному языку (русский) в 3 классе МОБУ "СОШ  с.Иннокентьевка".Тема: «Кто друг прямой, тот брат родной»
родной язык.docx

Учитель начальных классов: Кашкина Анна Сергеевна

Предмет: родной (русский) язык

Класс: 3

Тип урока: освоение нового материала

УМК: « Школа России», учебник  Русский родной язык, 3 класс, М.: Просвещение, 2019

Технологическая карта изучения темы  «Кто друг прямой, тот брат родной»

Тема «Кто друг прямой, тот брат родной»

Цель: создание условий для систематизации знаний  учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Задачи:

- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.

-способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества,

- формирование таких духовно- нравственных ценностей, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа , нравственному  долгу  перед ветеранами и участниками Великой Отечественной Войны.

Формируемые УУД

Личностные:

1.проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах;

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

 

Планируемые результаты

Предметные результаты:

·         совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса

Личностные:

·         уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению русского языка

·         принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

·         появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

·         проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

·         уметь определять и формулировать цель урока,

·         проговаривать последовательность действий на уроке,

·         работать по плану,

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

·         Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

·         Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

·         отличать новое от уже известного,

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы

·         УМК «Школы России», учебник 3 класса родного  русского языка,

·         компьютер;

·         презентация в программе Power Point;

·         дидактический раздаточный материал;

 

I. Самоопределение к  деятельности

Организационный момент

Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло ваших рук и рук соседа. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)

- Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (Небольшая пауза.)

- Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко, с интересом даётся учение.

II. Мотивация к формулированию темы и цели урока Введение в тему.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Каждый урок родного  русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь? (Слайд № 2)

Мы сегодня поговорим о словах, связанных с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми

(правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Знакомы ли вам эти слова? (рассуждения детей)

- Объясните значение пословицы  «Доброе братство милее богатства» (хорошо, когда у человека есть друзья, они помогут справиться с невзгодами; с друзьями можно всё сделать, даже то, чего с деньгами не сделать). (Слайд №3)

IV. Постановка учебной задачи

Работа с учебником

1. Групповая работа ( по 4 человека). Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Повторение правил поведения в группе.

- слышали ли вы, чтобы люди обращались друг к другу братец, брат? (работа по стр. 11)

- каждая группа получает свой отрывок ( стр. 12, 4 отрывка).

задание № 1 из маршрутного листа:

Прочитайте, подумайте, кто и к кому обращается «братцы». (Слайд №4)

Построение проекта выхода из затруднения

- Докажите, (1 человек из группы) что это «слово очень хорошее, потому что его добрый человек говорил».

Самооценка в маршрутном листе.

V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Приём ТРКМ ( развитие критического мышления через чтение и письмо):

«Инсерт» (маркировка текста)

Предлагаю выполнить задание № 2 из маршрутного листа:

- Прочитать информацию в учебнике «Из истории языка и литературы» - стр 12 – 13 (Слайд №5)

- Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

 Выполняют упражнение. Коллективное обсуждение.

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе.

задание № 3 из маршрутного листа:

-  2 группы получают задание стр. 12 упр. 2

- 2 группы получают задание стр. 13 упр. 3.

- Проверка. Сколько слов удалось записать? (ответы детей).

Самооценка в маршрутном листе.

Осознание значимости новых знаний.

Словесная оценка учителя работы групп, учащихся.

VI. Физминутка

«Тренировка для солдата»

Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким

(поднять руки в стороны, с усилием сгибать руки и выпрямлять в стороны).

Повернитесь- ка лицом, упражнения начнем.

Раз, два – все вдыхаем (глубокий вдох), три, четыре

–выдыхаем (глубокий выдох).

Носом вдох, а выдох ртом (повторить упражнение)

Шаг на месте мы начнем (ходьба на месте).

Упражнение начиная, все на месте зашагаем.

Руки вверх поднимем выше, их опустим,

глубже дышим!

Очень все любим упражнение: руки к плечам круговые вращения.

Раз –вперед, два –назад, физкультуре каждый рад.

Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети.

VII. Отработка и закрепление

На этом этапе урока мне бы хотелось поговорить с вами ребята о Великой Отечественной войне.

-как думаете, почему?

Как клятва звучат слова из песни о (Слайд № 6) (прослушивание песни)

- что значит на  войне братство  фронтовое?

Беседа. Фронтальная работа

Великая Отечественная война!

Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник.

Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.

Война против фашистской Германии длилась долгих 4 года. Закончилась она великой победой нашего народа в мае 1945 года.

В этом году наша страна отметит 75-ю годовщину победы в Великой Отечественной Войне! Следующий год объявлен указом президента годом «Памяти и Славы».

Эта война стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. (Слайд № 7)

 

Еще долгих четыре года длилась Великая Отечественная война.

Много тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа.

Много великих и малых побед одержала Красная Армия за это время.

Среди них победа в Сталинградской битве, битве на Курской дуге, снятие блокады Ленинграда, оборона Севастополя и другие.

Никто из бойцов не знал, доживет ли он до Победы, суждено ли вернуться домой. (Слайд № 8)

Но мужество и отвага не покидали бойцов. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала сердца, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. (Слайд № 9)

С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Это война была одним из самых тяжелых испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть и подвиг труженика тыла, ковавшего победу в тылу. (Слайд № 10)

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство воспели плакаты (Слайд № 11)

Много произведений написано о  Великой Отечественной войне. Вот некоторые из них. По желанию, вы можете взять их в библиотеке, а потом нам кратко расскажите о прочитанном.(Слайд № 12 -14).

- сегодня мы познакомились с новым словом побратим. 

Города-побратимы (еще называются породненные города) - города с устойчивыми дружественными связями, созданными для взаимного изучения жизни и истории друг друга. (Слайд № 15)

История возникновения городов-побратимов берет свое начало в далеком 1944 году, когда жители города Ковентри в Великобритании обменялись скатертями с вышитыми именами с жителями советского Сталинграда. В 1957 году была создана Всемирная федерация породненных городов, а в 1991 - Международная ассоциация "Породненные города", которая явилась международной общественной организацией, став открытой для всех городов и регионов бывшего СССР.

Сотрудничество городов-побратимов, прежде всего, выражается в обмене коллективами и делегациями, организации выставок, демонстрации фильмов и фотоматериалов о жизни городов.

Волгоград - родоначальник побратимского движения в мире. Всемирная  народная дипломатия зародилась именно на берегах Волги, когда в 1944 году Сталинград заключил первый в мире договор о побратимских отношениях с британским городом Ковентри. Вопреки политическим противоречиям, различиям в исторических и культурных традициях, был положен великий почин сближения городов и их жителей на всех континентах планеты. За 70 лет Волгоград аккумулировал уникальный опыт международной деятельности и народной дипломатии. После двух российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга город-герой  сегодня обладает самым обширным в России количеством городов-друзей. У Волгограда - 44 города-побратима и города-партнера в России и за рубежом, из них 33 – европейские города.

VIII. Рефлексия деятельности

Подходит к концу  урок родного языка.

- Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке?

- Вспомните  нашу учебную проблему.

- Какие слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми сегодня запомнили?

- Почему на уроке много времени уделили великой Отечественной войне?

- Оцените работу класса.

- Всё  ли у вас сегодня получалось на уроке?

-  Какие задания вызвали затруднения?

- Как можно преодолеть эти затруднения?

Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.

 Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!

«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»

Н. В. Гоголь

Приготовьте и поднимите карточку с номером.

1.Урок полезен, все понятно.

 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

 4.Да, трудно все-таки учиться!

IX. Домашнее задание

Стр. 14 упр. 4,5.

 

Литература

1. https://100balnik.com/учебное-пособие-русский-родной-язык-12359/

2. https://100balnik.com/примерные-рабочие-программы-1-4-класс/

3. http://mixmuz.ru/mp3/на%20всю%20оставшуюся%20жизнь


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель начальных классов: Кашкина

Учитель начальных классов: Кашкина

Планируемые результаты Предметные результаты: · совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса

Планируемые результаты Предметные результаты: · совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса

Легко, с интересом даётся учение

Легко, с интересом даётся учение

Проверка. Сколько слов удалось записать? (ответы детей)

Проверка. Сколько слов удалось записать? (ответы детей)

Много тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа

Много тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа

Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков

Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021