Учитель начальных классов: Кашкина Анна Сергеевна
Предмет: родной (русский) язык
Класс: 3
Тип урока: освоение нового материала
УМК: « Школа России», учебник Русский родной язык, 3 класс, М.: Просвещение, 2019
Технологическая карта изучения темы «Кто друг прямой, тот брат родной»
Тема «Кто друг прямой, тот брат родной»
Цель: создание условий для систематизации знаний учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине.
Задачи:
- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.
-способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества,
- формирование таких духовно- нравственных ценностей, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа , нравственному долгу перед ветеранами и участниками Великой Отечественной Войны.
Формируемые УУД
Личностные:
1.проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;
3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
4. адекватно оценивать свои достижения
Познавательные:
1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
2. понимать информацию, представленную в разных формах;
3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
4. строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе
2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
Планируемые результаты
Предметные результаты:
· совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса
Личностные:
· уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению русского языка
· принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
· появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
· проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте
Метапредметные:
· уметь определять и формулировать цель урока,
· проговаривать последовательность действий на уроке,
· работать по плану,
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
· Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)
· Уметь ориентироваться в своей системе знаний,
· отличать новое от уже известного,
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ресурсы
· УМК «Школы России», учебник 3 класса родного русского языка,
· компьютер;
· презентация в программе Power Point;
· дидактический раздаточный материал;
I. Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло ваших рук и рук соседа. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)
- Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (Небольшая пауза.)
- Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко, с интересом даётся учение.
II. Мотивация к формулированию темы и цели урока Введение в тему.
- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
Каждый урок родного русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь? (Слайд № 2)
Мы сегодня поговорим о словах, связанных с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Знакомы ли вам эти слова? (рассуждения детей)
- Объясните значение пословицы «Доброе братство милее богатства» (хорошо, когда у человека есть друзья, они помогут справиться с невзгодами; с друзьями можно всё сделать, даже то, чего с деньгами не сделать). (Слайд №3)
IV. Постановка учебной задачи
Работа с учебником
1. Групповая работа ( по 4 человека). Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.
Повторение правил поведения в группе.
- слышали ли вы, чтобы люди обращались друг к другу братец, брат? (работа по стр. 11)
- каждая группа получает свой отрывок ( стр. 12, 4 отрывка).
задание № 1 из маршрутного листа:
Прочитайте, подумайте, кто и к кому обращается «братцы». (Слайд №4)
Построение проекта выхода из затруднения
- Докажите, (1 человек из группы) что это «слово очень хорошее, потому что его добрый человек говорил».
Самооценка в маршрутном листе.
V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
Приём ТРКМ ( развитие критического мышления через чтение и письмо):
«Инсерт» (маркировка текста)
Предлагаю выполнить задание № 2 из маршрутного листа:
- Прочитать информацию в учебнике «Из истории языка и литературы» - стр 12 – 13 (Слайд №5)
- Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
Выполняют упражнение. Коллективное обсуждение.
Осознание значимости новых знаний
Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе.
задание № 3 из маршрутного листа:
- 2 группы получают задание стр. 12 упр. 2
- 2 группы получают задание стр. 13 упр. 3.
- Проверка. Сколько слов удалось записать? (ответы детей).
Самооценка в маршрутном листе.
Осознание значимости новых знаний.
Словесная оценка учителя работы групп, учащихся.
VI. Физминутка
«Тренировка для солдата»
Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким
(поднять руки в стороны, с усилием сгибать руки и выпрямлять в стороны).
Повернитесь- ка лицом, упражнения начнем.
Раз, два – все вдыхаем (глубокий вдох), три, четыре
–выдыхаем (глубокий выдох).
Носом вдох, а выдох ртом (повторить упражнение)
Шаг на месте мы начнем (ходьба на месте).
Упражнение начиная, все на месте зашагаем.
Руки вверх поднимем выше, их опустим,
глубже дышим!
Очень все любим упражнение: руки к плечам круговые вращения.
Раз –вперед, два –назад, физкультуре каждый рад.
Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети.
VII. Отработка и закрепление
На этом этапе урока мне бы хотелось поговорить с вами ребята о Великой Отечественной войне.
-как думаете, почему?
Как клятва звучат слова из песни о (Слайд № 6) (прослушивание песни)
- что значит на войне братство фронтовое?
Беседа. Фронтальная работа
Великая Отечественная война!
Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник.
Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.
Война против фашистской Германии длилась долгих 4 года. Закончилась она великой победой нашего народа в мае 1945 года.
В этом году наша страна отметит 75-ю годовщину победы в Великой Отечественной Войне! Следующий год объявлен указом президента годом «Памяти и Славы».
Эта война стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. (Слайд № 7)
Еще долгих четыре года длилась Великая Отечественная война.
Много тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа.
Много великих и малых побед одержала Красная Армия за это время.
Среди них победа в Сталинградской битве, битве на Курской дуге, снятие блокады Ленинграда, оборона Севастополя и другие.
Никто из бойцов не знал, доживет ли он до Победы, суждено ли вернуться домой. (Слайд № 8)
Но мужество и отвага не покидали бойцов. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала сердца, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. (Слайд № 9)
С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Это война была одним из самых тяжелых испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть и подвиг труженика тыла, ковавшего победу в тылу. (Слайд № 10)
Бесстрашие, героизм и фронтовое братство воспели плакаты (Слайд № 11)
Много произведений написано о Великой Отечественной войне. Вот некоторые из них. По желанию, вы можете взять их в библиотеке, а потом нам кратко расскажите о прочитанном.(Слайд № 12 -14).
- сегодня мы познакомились с новым словом побратим.
Города-побратимы (еще называются породненные города) - города с устойчивыми дружественными связями, созданными для взаимного изучения жизни и истории друг друга. (Слайд № 15)
История возникновения городов-побратимов берет свое начало в далеком 1944 году, когда жители города Ковентри в Великобритании обменялись скатертями с вышитыми именами с жителями советского Сталинграда. В 1957 году была создана Всемирная федерация породненных городов, а в 1991 - Международная ассоциация "Породненные города", которая явилась международной общественной организацией, став открытой для всех городов и регионов бывшего СССР.
Сотрудничество городов-побратимов, прежде всего, выражается в обмене коллективами и делегациями, организации выставок, демонстрации фильмов и фотоматериалов о жизни городов.
Волгоград - родоначальник побратимского движения в мире. Всемирная народная дипломатия зародилась именно на берегах Волги, когда в 1944 году Сталинград заключил первый в мире договор о побратимских отношениях с британским городом Ковентри. Вопреки политическим противоречиям, различиям в исторических и культурных традициях, был положен великий почин сближения городов и их жителей на всех континентах планеты. За 70 лет Волгоград аккумулировал уникальный опыт международной деятельности и народной дипломатии. После двух российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга город-герой сегодня обладает самым обширным в России количеством городов-друзей. У Волгограда - 44 города-побратима и города-партнера в России и за рубежом, из них 33 – европейские города.
VIII. Рефлексия деятельности
Подходит к концу урок родного языка.
- Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке?
- Вспомните нашу учебную проблему.
- Какие слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми сегодня запомнили?
- Почему на уроке много времени уделили великой Отечественной войне?
- Оцените работу класса.
- Всё ли у вас сегодня получалось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Как можно преодолеть эти затруднения?
Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.
Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!
«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»
Н. В. Гоголь
Приготовьте и поднимите карточку с номером.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
IX. Домашнее задание
Стр. 14 упр. 4,5.
Литература
1. https://100balnik.com/учебное-пособие-русский-родной-язык-12359/
2. https://100balnik.com/примерные-рабочие-программы-1-4-класс/
3. http://mixmuz.ru/mp3/на%20всю%20оставшуюся%20жизнь
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.