Конспект урока по родному языку (русский) в 3 классе МОБУ "СОШ с.Иннокентьевка".Тема: «Кто друг прямой, тот брат родной»

  • docx
  • 14.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала родной язык.docx

Учитель начальных классов: Кашкина Анна Сергеевна

Предмет: родной (русский) язык

Класс: 3

Тип урока: освоение нового материала

УМК: « Школа России», учебник  Русский родной язык, 3 класс, М.: Просвещение, 2019

Технологическая карта изучения темы  «Кто друг прямой, тот брат родной»

Тема «Кто друг прямой, тот брат родной»

Цель: создание условий для систематизации знаний  учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Задачи:

- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.

-способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества,

- формирование таких духовно- нравственных ценностей, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа , нравственному  долгу  перед ветеранами и участниками Великой Отечественной Войны.

Формируемые УУД

Личностные:

1.проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах;

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

 

Планируемые результаты

Предметные результаты:

·         совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса

Личностные:

·         уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению русского языка

·         принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

·         появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

·         проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

·         уметь определять и формулировать цель урока,

·         проговаривать последовательность действий на уроке,

·         работать по плану,

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

·         Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

·         Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

·         отличать новое от уже известного,

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы

·         УМК «Школы России», учебник 3 класса родного  русского языка,

·         компьютер;

·         презентация в программе Power Point;

·         дидактический раздаточный материал;

 

I. Самоопределение к  деятельности

Организационный момент

Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло ваших рук и рук соседа. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)

- Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (Небольшая пауза.)

- Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко, с интересом даётся учение.

II. Мотивация к формулированию темы и цели урока Введение в тему.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Каждый урок родного  русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь? (Слайд № 2)

Мы сегодня поговорим о словах, связанных с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми

(правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Знакомы ли вам эти слова? (рассуждения детей)

- Объясните значение пословицы  «Доброе братство милее богатства» (хорошо, когда у человека есть друзья, они помогут справиться с невзгодами; с друзьями можно всё сделать, даже то, чего с деньгами не сделать). (Слайд №3)

IV. Постановка учебной задачи

Работа с учебником

1. Групповая работа ( по 4 человека). Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Повторение правил поведения в группе.

- слышали ли вы, чтобы люди обращались друг к другу братец, брат? (работа по стр. 11)

- каждая группа получает свой отрывок ( стр. 12, 4 отрывка).

задание № 1 из маршрутного листа:

Прочитайте, подумайте, кто и к кому обращается «братцы». (Слайд №4)

Построение проекта выхода из затруднения

- Докажите, (1 человек из группы) что это «слово очень хорошее, потому что его добрый человек говорил».

Самооценка в маршрутном листе.

V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Приём ТРКМ ( развитие критического мышления через чтение и письмо):

«Инсерт» (маркировка текста)

Предлагаю выполнить задание № 2 из маршрутного листа:

- Прочитать информацию в учебнике «Из истории языка и литературы» - стр 12 – 13 (Слайд №5)

- Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

 Выполняют упражнение. Коллективное обсуждение.

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе.

задание № 3 из маршрутного листа:

-  2 группы получают задание стр. 12 упр. 2

- 2 группы получают задание стр. 13 упр. 3.

- Проверка. Сколько слов удалось записать? (ответы детей).

Самооценка в маршрутном листе.

Осознание значимости новых знаний.

Словесная оценка учителя работы групп, учащихся.

VI. Физминутка

«Тренировка для солдата»

Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким

(поднять руки в стороны, с усилием сгибать руки и выпрямлять в стороны).

Повернитесь- ка лицом, упражнения начнем.

Раз, два – все вдыхаем (глубокий вдох), три, четыре

–выдыхаем (глубокий выдох).

Носом вдох, а выдох ртом (повторить упражнение)

Шаг на месте мы начнем (ходьба на месте).

Упражнение начиная, все на месте зашагаем.

Руки вверх поднимем выше, их опустим,

глубже дышим!

Очень все любим упражнение: руки к плечам круговые вращения.

Раз –вперед, два –назад, физкультуре каждый рад.

Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети.

VII. Отработка и закрепление

На этом этапе урока мне бы хотелось поговорить с вами ребята о Великой Отечественной войне.

-как думаете, почему?

Как клятва звучат слова из песни о (Слайд № 6) (прослушивание песни)

- что значит на  войне братство  фронтовое?

Беседа. Фронтальная работа

Великая Отечественная война!

Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник.

Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.

Война против фашистской Германии длилась долгих 4 года. Закончилась она великой победой нашего народа в мае 1945 года.

В этом году наша страна отметит 75-ю годовщину победы в Великой Отечественной Войне! Следующий год объявлен указом президента годом «Памяти и Славы».

Эта война стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. (Слайд № 7)

 

Еще долгих четыре года длилась Великая Отечественная война.

Много тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа.

Много великих и малых побед одержала Красная Армия за это время.

Среди них победа в Сталинградской битве, битве на Курской дуге, снятие блокады Ленинграда, оборона Севастополя и другие.

Никто из бойцов не знал, доживет ли он до Победы, суждено ли вернуться домой. (Слайд № 8)

Но мужество и отвага не покидали бойцов. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала сердца, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. (Слайд № 9)

С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Это война была одним из самых тяжелых испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть и подвиг труженика тыла, ковавшего победу в тылу. (Слайд № 10)

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство воспели плакаты (Слайд № 11)

Много произведений написано о  Великой Отечественной войне. Вот некоторые из них. По желанию, вы можете взять их в библиотеке, а потом нам кратко расскажите о прочитанном.(Слайд № 12 -14).

- сегодня мы познакомились с новым словом побратим. 

Города-побратимы (еще называются породненные города) - города с устойчивыми дружественными связями, созданными для взаимного изучения жизни и истории друг друга. (Слайд № 15)

История возникновения городов-побратимов берет свое начало в далеком 1944 году, когда жители города Ковентри в Великобритании обменялись скатертями с вышитыми именами с жителями советского Сталинграда. В 1957 году была создана Всемирная федерация породненных городов, а в 1991 - Международная ассоциация "Породненные города", которая явилась международной общественной организацией, став открытой для всех городов и регионов бывшего СССР.

Сотрудничество городов-побратимов, прежде всего, выражается в обмене коллективами и делегациями, организации выставок, демонстрации фильмов и фотоматериалов о жизни городов.

Волгоград - родоначальник побратимского движения в мире. Всемирная  народная дипломатия зародилась именно на берегах Волги, когда в 1944 году Сталинград заключил первый в мире договор о побратимских отношениях с британским городом Ковентри. Вопреки политическим противоречиям, различиям в исторических и культурных традициях, был положен великий почин сближения городов и их жителей на всех континентах планеты. За 70 лет Волгоград аккумулировал уникальный опыт международной деятельности и народной дипломатии. После двух российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга город-герой  сегодня обладает самым обширным в России количеством городов-друзей. У Волгограда - 44 города-побратима и города-партнера в России и за рубежом, из них 33 – европейские города.

VIII. Рефлексия деятельности

Подходит к концу  урок родного языка.

- Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке?

- Вспомните  нашу учебную проблему.

- Какие слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми сегодня запомнили?

- Почему на уроке много времени уделили великой Отечественной войне?

- Оцените работу класса.

- Всё  ли у вас сегодня получалось на уроке?

-  Какие задания вызвали затруднения?

- Как можно преодолеть эти затруднения?

Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.

 Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!

«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»

Н. В. Гоголь

Приготовьте и поднимите карточку с номером.

1.Урок полезен, все понятно.

 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

 4.Да, трудно все-таки учиться!

IX. Домашнее задание

Стр. 14 упр. 4,5.

 

Литература

1. https://100balnik.com/учебное-пособие-русский-родной-язык-12359/

2. https://100balnik.com/примерные-рабочие-программы-1-4-класс/

3. http://mixmuz.ru/mp3/на%20всю%20оставшуюся%20жизнь


 

Скачано с www.znanio.ru