Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перемская основная общеобразовательная школа»
Технологическая карта
урока русского родного языка для учащихся 1 класса
по теме « Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора»
Смоленцева Светлана Ивановна
учитель начальных классов
Перемское, 2021
Тема урока: Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора. |
Тип урока: урок открытия нового знания. |
||
|
|
||
Цель: важность имени для человека, образование имён, ознакомление с полной и краткой формой имени, ознакомление с именами, которые могут носить и мальчики, и девочки, употребление имен в колыбельных песенках, формирование умения обращаться друг к другу по именам. |
Задачи: 1. Обогащать словарный запас учащихся, повышать орфографическую зоркость. 2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве. 3.Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа. 4.Формировать положительно-эмоциональный настрой на уроке. 5. Воспитывать культуру речи. |
||
Планируемые результаты: |
|||
Предметные - умение образовывать полную форму имени от краткой; - знать имена, которые одинаково звучат в мужской и женской форме; - знать, зачем людям имена; - познакомиться с синонимами, омонимами, родственными словами; - находить имена в колыбельных песенках; - познакомиться с устаревшими словами «зыбка», «люлька», предметами старины; - понимать, как образуется отчество; -знать своё отчество. |
Метапредметные познавательные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, -выполнение для решения учебной задачи операций анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи; -овладение способами решения проблем поискового характера: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - нахождение способов работы с информацией; -умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; регулятивные: - формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; - определение наиболее эффективных способов достижения результата в самостоятельной деятельности; коммуникативные: -приобретение навыков свободного общения с одноклассниками, учителем; -развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; - развивать умение слушать одноклассников, учителя.
|
Личностные: -формирование личностного смысла учения; -формирование знаний о правах человека с его рождения; -развитие навыков сотрудничества; -развитие умения осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки.
|
|
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка. |
|||
Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и групповая работа. |
|||
Ресурсы урока: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.. «Русский родной язык», 1 класс. |
|||
Дополнительный материал: детские книги с яркими иллюстрациями «Колыбельные песенки», слайд-картинки по теме урока, аудиозапись колыбельных песенок, Толковый словарь Ожегова, загадки об именах. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: В конце урока учащиеся высказываются о том, что было интересно, легко или сложно, какие новые умения приобрели, какой опыт получили, отмечают смайликами на доске своё отношение к уроку. |
|||
Дополнительные творческие задания: подготовить устное сообщение о своём имени, выучить новые колыбельные песенки, спросить у бабушки о том, была или нет в их доме колыбелька. |
|||
Самоанализ урока |
|||
Достижения: все пары слов с полными и краткими именами были составлены без помощи учителя, в классе есть нечитающие дети, им на помощь пришли одноклассники, читающие дети сами увидели выделенные слоги в словах-именах и предложили нечитающим искать пары по выделенным слогам. Выяснилось, что ребята знают различные колыбельные песенки, исполняют их. Прохождению темы помог приём размещения в классе (за 3 дня до урока) экспоната из музея, это вызвало интерес, дети самостоятельно прочитали и запомнили название экспоната и применили эти знания на уроке. |
|||
Сложности: учащиеся не могли отгадать загадки про имя (загадки взяты из учебника 1 класса), тему определили по наводящим вопросам. |
|||
Выводы, предложения: Данный урок проводится по предмету «Русский родной язык» в 1 классе по программе, составленной мной в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов и программ начального общего образования по учебным предметам. Урок входит в раздел «Секреты речи и текста» и является 6 по календарно-тематическому планированию. Считаю, что урок получился интересным, насыщенным, положительно-эмоциональным. Учащиеся прикоснулись к истории, узнали много устаревших слов, которые использовались нашими предками. Все прописанные планируемые результаты на уроке были реализованы. |
|||
Ход урока:
№ |
Этапы деятельностного урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Методические комментарии (требования к оборудованию, использованию дополнительного оборудования, методических материалов и т.д.). |
1 |
Мотивация познавательной деятельности. |
Мотивация познавательной деятельности учащихся осуществляется во внеурочное время. За 3 дня до урока в классе появляется колыбелька, в которой лежит куколка (взяла из школьного музея), экспонат музея подписан «люлька». В книжном уголке появляются книги с колыбельными песенками. На уроках литературного чтения проводятся физкультурные минутки с использованием колыбельных песенок. На уроке музыки при подготовке к пению используются колыбельные песенки. Особое внимание на данные виды деятельности учителем не акцентируется. |
Дети, видя размещённый в классе экспонат музея, подходят к нему, рассматривают, обсуждают между собой, пытаются прочитать надпись на экспонате, просят разрешения достать куколку и поиграть. Достаю пелёночку и предлагаю запеленать ляльку и уложить её снова спать. Спрашиваю тех, у кого в данный момент в семье есть маленький ребёнок: «Помогаете маме уложить сестрёнку (братика)? Если долго не может уснуть, что делаете? |
Экспонат школьного музея, куколка, пелёночка, книги с колыбельными песенками. |
2 |
Организационный момент. |
- Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. - Наш Буратино ещё не очень хорошо научился красиво и правильно сидеть за партой. Покажите ему, как вы это делаете. Расскажите Буратино правило о том, что нельзя лежать на парте. |
Учащиеся встают около своих парт, настраиваются на работу. Дети показывают, как правильно нужно сидеть, рассказывают стишок «Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать». |
Игрушка Буратино (у нас игрушка с 1 сентября в классе) Плакат «Сиди правильно!» (размещён в классе) |
3 |
Актуализация знаний.
Пропедевтика. |
- Учительница Буратино (Как её зовут?) загадала загадку: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Догадались, что это за предмет? Почему вы так решили? - Книгу, которая лежит у вас на партах и помогает нам УЧИТЬСЯ, как другим словом можно назвать? - От каких слов произошло это слово? -Молодцы! Вы назвали целую семью слов. Это слова – родственники, родственные слова. У вас дома есть ваша семья. Кто? - Посмотрите, ребята, как они похожи, у них даже общая часть есть – УЧ. - Почему учебник так называется русский родной язык? |
- Мальвина. - Книга. Поясняют отгадку с опорой на текст загадки.
- Учебник.
- Учёба, учиться, учение.
- Мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка.
- Мы говорим на русском языке. На русском языке говорили наши предки. Русский язык для нас родной. |
Картинка из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» |
|
Пропедевтика. |
-В загадке говорилось «не куст, а с листочками…» О каких листочках шла речь? - Получается, что слово листочек пишется одинаково, а означает разное. Такие слова в русском языке называют ОМОНИМЫ. -Назовите ещё такие слова. - Давайте вспомним другие части книги. Рита и Магдалина поработают в паре. - Для Арсения и Вани у меня другое задание: восстановите по порядку цепочку понятий: звук, слово, речь, буква, предложение, слоги. - Проверим и оценим (показ руками +, -) работу пар. - Какие виды речи вы знаете? -Произнесите про себя, внутренней речью, волшебное слово, которое помогает попросить у мамы, учителя, одноклассников предмет, которого у вас не оказалось. - Скажите мне на ушко это слово. Если я услышу то слово, о котором думаю, я улыбнусь вам, если нет - нахмурю брови. -Вот так, с помощью мимики лица и жестов мы можем без слов понимать друг друга. - давайте придумаем и проговорим фразы, в которых есть слово «пожалуйста». Давайте я начну, я обращусь к воспитателю, которая пришла сегодня к нам на урок. - Валентина Анатольевна, пожалуйста, возьмите тетради первоклассников и посмотрите, как они старательно трудятся на уроках письма.
|
Дети показывают листочки книги, рассуждают о том, что у дерева есть листочки, и у книги, тетради листочки.
- Ручка, кисточки, кисть, коса.
Дети раскладывают карточки корешок, обложка, титульный лист, форзац на соответствующие части книги. Дети восстанавливают цепочку слов-понятий: речь, предложение, слово, слоги, звук, буква. - Устная (от слова уста – губы), письменная, внутренняя. Дети сосредоточились, произносят слово про себя.
Выполняют задание. Я показываю свою реакцию с помощью мимики.
Дети придумывают фразы и обращаются с устным высказыванием к своим одноклассникам. |
Картинки к каждому примеру на слайде.
Демонстрируется картинка «Работа в паре». Карточки с названием частей книги, слова-понятия.
После выполнения работы проводится физкультурная минутка. |
3. |
Цель /предполагаемый результат /прогнозирование |
- Мальвина приготовила и для вас загадку. Если вы её отгадаете, узнаете тему нашего урока. И у бабушки есть, и у дедушки есть, И у мамы есть, и у папы есть, И у дочки есть, и у внучки есть. Чтоб его узнать, Надо вслух узнать. (Тебе дано, а люди пользуются). -Зачем нужны имена? |
Дети пытаются отгадать загадку. Если не получатся, берём еще загадки с отгадкой ИМЯ.
Определяют тему урока « Имя. Зачем людям имена». |
Загадки взяла из учебника «Русский родной язык, 1 класс» (стр.) |
4
5.
6.
|
Организация познавательной деятельности.
Пропедевтика.
Повторение изученного на уроке.
Рефлексия. |
- Когда человеку дают имя? - Да, это одно из первых прав, которое имеет маленький человек. 1 право – право на жизнь и медицинскую помощь при рождении; 2 право- право на заботу родителей; 3 право – право на имя. - Кто дал вам ваши имена? Вы знаете, почему вам дали такое имя? Расскажите об этом на следующем уроке. Если не знаете, у кого спросите? - Вот совсем недавно родилась девочка (показываю куклу из музея), давайте дадим ей имя. - Почти каждое имя может звучать по-разному. Например, моя мама зовёт меня Светланка, подруги – Светик, Светуля. Это короткие имена. Как вы меня называете? Светлана – это полное имя. - А сейчас поработаем в группе. Найдите среди карточек ваше короткое и длинное имена. Помогайте друг другу, если нужно. Помогите и нам с Валентиной Анатольевной найти наши имена. - Обратите внимание, с какой буквы, строчной или заглавной, написаны имена? Почему с заглавной? - Как будет звучать полное имя у нашей Тани? - А вы знаете, что есть девочка Женя и мальчик Женя. А у нас в классе есть похожие имена? - Когда вы были совсем маленькими, как наша Танюша, ваши мамы пели вам песенки. - Как называются такие песенки? Почему они так называются? Для чего их поют малышам? - Произошло это слово от слова «колыбать», колыхать, качать.
- Верно, это слова-родственники. А почему мы их можем так назвать? - Почему ребёночек засыпал?
- Иногда приходилось качать или как говорили наши предки «зыбать» долго. - Как другим словом можно назвать колыбельку? -С каких слов обычно начиналась песенка? Как ещё можно назвать кроватку? - Слова колыбелька, люлька, зыбка одинаково пишутся и произносятся? - Эти слова обозначают разные предметы или один? Ваня, покажи в классе колыбельку. Саща, а ты покажи люльку. Рита, покажи зыбку. - Такие слова в русском языке называются синонимы. Они пишутся и произносятся по-разному, а обозначают один предмет. - Какие колыбельные песенки вы знаете? Давайте споём песенки для нашей Танюши. - «баю, баю, баюшки» произошло от старого слова «баять», т.е. говорить, рассказывать (байка – сказка). - Найдите и выучите дома новые колыбельные песенки, в которых есть имена. - Ребята, а вы любите трудные задания? Составители учебника приготовили для нас трудное задание. - Прочитай, Магдалина, загадку К. Чуковского на стр. 24 учебника, а вы, ребята, посчитайте, сколько девочек покупали прянички.
- Как будет звучать имя девочки, когда она вырастет? - Да, верно, меня в детстве звали Светочка, а когда я выросла, меня стали называть Светлана Ивановна. - Почему Ивановна? - Как другим словом можно сказать папа? - Как будут звучать ваши имена, когда вы вырастете, по папе, ОТЦУ? -Как называются такие слова? - От слова отец произошли ещё два важных слова ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА (земля отцов). - Можно эти слова назвать родственными? Почему? - Давайте найдём общую часть в этих родственных словах. - Мальвина предлагает нам ещё одно интересное задание: отгадать загадки с именами. Приготовила обед: Щи, котлеты, винегрет. А для братишки - кашу. Всё умеет... (Даша). Краска есть и есть мелок - Буду красить потолок! Все жильцы в квартире Спасибо скажут... (Ире) Ходила с папой по грибы, Натёрла ножку от ходьбы. Пришлось сажать в корзину Хромающую... (Зину) Прочитала сказки И закрыла глазки. «Ночью снились страсти!» Жаловалась... (Настя) На ходу решит задачу, Съездит к бабушке на дачу, В классе нет его мудрей – Помогает всем... (Андрей) Ходил по улице герой, Без шапки зимнюю порой. И вот простыл на горе – Теперь болеет... (Боря) - Вам понравился сегодня урок родного русского языка? - Чем занимались на уроке? Какую тему изучали? - Какие задания понравились? - Какое задание показалось сложным? Как вы считаете, почему было трудно выполнять это задание? Каких знаний для этого не хватило? - Какие имена вам нравятся? Будь же всегда достоин Имени своего. Будь прям, и правдив, и спокоен, И с честью носи его! -Какие бы имена мы не носили, что бы они не означали, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. «Не имя красит человека, а человек имя». -Подойдите, ребята, к доске и отметьте смайликом на нашем «Светофоре» своё отношение к уроку.
|
Свободные высказывания детей. - Когда он родился.
- Родители, мама, папа.
- Таня.
- Светлана Ивановна.
Карточки для работы: Ваня, Иван, Саша, Александра, Магдалина, Лина, Рита, Маргарита, Алёша, Алексей, Арсений, Сеня, Даша, Дарья, Света, Светлана, Валя, Валентина. - Саша, Валя.
- Татьяна.
- Это имена собственные. Они всегда пишутся с заглавной буквы.
Дети слушают песенку.
- Колыбельные песенки. Поют, чтобы был хороший сон, крепкое здоровье. - Кроватка, в которой спит малыш, называется колыбель, колыбелька. - А ещё люлька, вот тут на кроватке слово написано. - У нас слова-родственники получились. - Они одинаковые, об одном и том же, у них есть общая часть -колыб. - Колыбелька качалась, ребёночек успокаивался и засыпал. - Мама пела песенку нежно, тихо, ребёночек видел, что мама рядом и засыпал.
- Зыбка.
- Люли, люли, люленьки… - Люлька. - По разному.
- Это один предмет.
Дети выходят по одному (по желанию), качают колыбельку и поют песенки.
- Да, мы любим трудные задания.
- Прянички покупала одна девочка, потому что Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – это одно и тоже имя. - Мария.
- Отец Дети по очереди называют свои полные имена и отчества. - Отчество.
- Это семейка слов. Похожие. У них есть одинаковая часть. - ОТЧ, ОТЕЧ. |
Демонстрируется картинка «Работа в группе». Так как ещё не все дети умеют читать, одинаковые части короткого и длинного имени выделены жирным шрифтом, но внимание на этом не акцентируется.
На слайде картинка с изображением ребёнка, лежащего в кроватке. Звучит колыбельная песенка. Слова колыбель, колыбелька, колыбать прикрепляются на доску.
Если дети не могут сказать, подсказать им, опираясь на слово «зыбать». На доске слова колыбелька, зыбка, люлька.
Когда дети поют песенки, учитель показывает слайды по теме «Колыбельные песенки», дети рассматривают картинки в учебнике. Демонстрируется карточка «!» (трудное задание)
Если кто-то затрудняется, одноклассники приходят на помощь. На доску прикрепляются слова отец, отчество, отечество, отчизна.
Работа с картинкой стр.28 учебника.
Таблица рефлексии «Светофор».
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.