конспект урока по русскому языку 1 класс "Учимся вежливости"

  • docx
  • 10.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок вежливость +.docx

Тема: «Учимся вежливости»

Цель: систематизирование знаний учащихся о правилах вежливого поведения;

Задачи: - учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

- формировать уважительное отношение к иному мнению;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Ход занятия

1.Организационный момент

 2.Эмоциональный настрой.

        - Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится.

         - Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

3.Сообщение темы занятия

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О вежливости, о «волшебных» словах)

- Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

- Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.

В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.

1)Игра «Школа вежливости»

- Сейчас мы побываем в «Школе вежливости» и проверим, знаете ли вы вежливые слова.

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. Например: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие)

2)Беседа

Когда люди произносят эти слова?

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

- Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

- Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

3)Чтение и обсуждение сказки ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК. Мексиканская сказка

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

- Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Вопросы и задания к сказке:

- Кого увидел Кролик, когда возвращался домой?

- Почему он не спрятался в пещере?

- Что помогло Кролику остаться в живых?

- Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.

- Как видите, вежливость никому еще не помешала.

- А теперь вспомните сами какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.

4)Сценки-диалоги «Приветливые люди»

– Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице,

в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Приветливые люди».

Детей нужно разделить на пары и раздать им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми людьми: учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д. 

4. Закрепление изученного

– Обсуждение пословицы «Вежливость открывает все двери».

Обсуждение стихотворения «Вредные советы»

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Чему учились на занятии?

Игра «Вежливо – невежливо»

Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.

– Поздороваться при встрече...

– Толкнуть, но не извиниться...

– Перебивать во время разговора...

– Уметь соблюдать на уроке тишину...

– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек...

– Уходя, сказать «До свидания»

– Громко разговаривать...

– Помочь поднять упавшую вещь...

– Обозвать обидным словом соседа...

– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

 

- Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

 

 

 

 

 

  Дополнительный материал                                

 

Игра « закончи фразу»

 

Ребенок, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: Здравствуйте! 

Растает даже ледяная глыба

 от слова теплого спасибо! 

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: Добрый день! 

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: Прости, пожалуйста! 

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят До свидания!

 

 

 

 

Вредные советы

 

Девчонок надо никогда

Нигде не пропускать,

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они –

До них вам дела нет.

Девчонку встретил –

Быстро ей показывай язык,     

Пускай не думает она,

Что ты в неё влюблен.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже,

Ты ничуть не огорчён.

Настоящий друг не любит