Тема: «Учимся вежливости»
Цель: систематизирование знаний учащихся о правилах вежливого поведения;
Задачи: - учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Эмоциональный настрой.
- Послушайте и отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится.
- Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.
3.Сообщение темы занятия
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О вежливости, о «волшебных» словах)
- Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)
- Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
1)Игра «Школа вежливости»
- Сейчас мы побываем в «Школе вежливости» и проверим, знаете ли вы вежливые слова.
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. Например: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие)
2)Беседа
- Когда люди произносят эти слова?
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
- Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).
- Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.
Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
3)Чтение и обсуждение сказки ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК. Мексиканская сказка
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!
Вопросы и задания к сказке:
- Кого увидел Кролик, когда возвращался домой?
- Почему он не спрятался в пещере?
- Что помогло Кролику остаться в живых?
- Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
- Как видите, вежливость никому еще не помешала.
- А теперь вспомните сами какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
4)Сценки-диалоги «Приветливые люди»
– Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице,
в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Приветливые люди».
Детей нужно разделить на пары и раздать им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми людьми: учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.
4. Закрепление изученного
– Обсуждение пословицы «Вежливость открывает все двери».
Обсуждение стихотворения «Вредные советы»
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Чему учились на занятии?
Игра «Вежливо – невежливо»
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Уходя, сказать «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
- Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.
Дополнительный материал
Игра « закончи фразу»
Ребенок, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: Здравствуйте!
Растает даже ледяная глыба
от слова теплого спасибо!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: Добрый день!
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: Прости, пожалуйста!
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят До свидания!
Вредные советы
Девчонок надо никогда
Нигде не пропускать,
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они –
До них вам дела нет.
Девчонку встретил –
Быстро ей показывай язык,
Пускай не думает она,
Что ты в неё влюблен.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже,
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.