Предмет: Русский язык. Класс: 2
Учитель: Кравчук В.А. Дата:
Урок 23
Тема: Однозначные и многозначные слова
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с многозначными и однозначными словами.
Формирование УУД:
Предметные: создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах; обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Личностные: Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание). Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
2. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
1. Подготовка руки к письму:
а) Пальчиковая гимнастика.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать
б) Минутка чистописания.
2. Орфографическая минутка.
· Прибор для измерения времени.
· Кислое травянистое растение
· Хищная речная рыба.
· Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
· То же самое, что еда.
Взаимопроверка: часы, щавель, щука, задача, пища.
- Подчеркните орфограмму.
- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?
- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.
3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
— Послушайте стихотворение Андрея Усачёва. И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
- Как озаглавить это стихотворение?
- О каких носах говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений
Сформулируйте цели урока: познакомиться … учиться… закрепить умения…
4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений.
Работа по учебнику. Упр. № 58, с. 47
- Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
- Что изображено в верхнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?
- Почему, словом иглы названы все эти предметы?
- Что изображено в нижнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?
- Почему, словом шляпа названы все эти предметы?
- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
- Подчеркни главные члены в этом предложении
Физкультминутка.
5. Словарная работа. Работа в индивидуальном словарике:
ü чтение слова с доски (с изображением); Осина
ü обозначение ударения;
ü звуковой (слоговой) анализ слова;
ü нахождение так называемых «опасных» мест Осина
ü запись слова в словарь с выделением орфограммы.
6. Первичное закрепление нового знания.
1. Работа в парах. Упр. № 59, с. 48
- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.
Рассмотрите схему на интерактивной доске:
Слова
Однозначные Многозначные
- Какие бывают слова?
- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова?
- Однозначные слова имеют только одно значение
- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?
- Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.
2. Индивидуальная работа
- Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис.
- На какие 2 группы вы их разделили?
Взаимопроверка: 1. Книга, шорты, фломастер, рис. 2. Ключ, язык, корень, дорога.
3. Работа по учебнику. Упр. 60 (с. 48).
— Прочитайте стихотворение.
— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь)
— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.)
— Придумайте свое предложение со словом дорога.
— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.
— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.)
7. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности? Закончи фразу « Мне было трудно…»
8. Инструкции к выполнению домашнего задания. Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.