Конспект урока русского языка
УМК «Перспектива»
Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 2 класс
Тема урока: Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения.
Автор: Силантьева Елена Владимировна
Тип урока: урок изучения нового.
Цель: овладение учащимися новыми знаниями о предложении, научить распространять предложения, различать распространенные и нераспространенные предложения.
Задачи:
Образовательные: научить школьников распространять предложения, видеть связь слов в предложении, определять эту связь по вопросам от одного слова к другому; показать роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла; тренировать детей в нахождении главных членов предложения.
Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при распространении предложений второстепенными членами, при составлении устного рассказа на тему «Весна».
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Пусть вопрос бывает труден –
Огорчаться мы не будем.
Сами мы ответ найдем!
К цели мы своей придем!
- Чем будем заниматься на уроке?
- Урок – открытия нового знания.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
цв…ты ле…кие
п…ют со…нце
д…рев…я ран…яя
вес…ло пр…шла
по…вились поч…ки
в…сна длин…ые
- Запишите в тетрадь вставленные буквы.
- Посмотрим на записанные слова.
Я загадала слово.
Двусложное.. Какие это могут быть слова?
(цветы, поют, весна, солнце, пришла, почки)
- Продолжим отгадывать слово. Это слово – имя существительное.
(цветы, весна, солнце, почки)
- В этом слове – 1 мягкий звук.
(цветы, весна)
- Начинается со звонкого согласного звука
(цветы, весна)
- Ударение падает на второй слог.
(цветы, весна)
- Имя существительное в единственном числе.
( весна)
- Я задумала еще одно слово. Это – глагол, состоящий из двух слогов.
(на доске – схема)
- Пришла.
- У нас получилось… предложение.
- Пришла весна.
- Какое это предложение по интонации?
- По цели высказывания?
- Найдем главные члены предложения.
- О чем говорится в этом предложении? (о весне)
- Что? Весна. Весна – это подлежащее. Подчеркиваем? (одной чертой)
- Что говорится о весне? Весна что сделала? (пришла) Пришла – это сказуемое. Подчеркиваем? (двумя чертами)
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Весна – какая? Уточним смысл.
- Не можем ответить на этот вопрос.
- Почему?
- В предложении нет слова, отвечающего на этот вопрос.
- Что нужно сделать?
- Дополним предложение, уточним смысл. Воспользуемся словами, записанными на доске (начало урока) - Ранняя.
- Пришла ранняя весна.
- Запишем это предложение.
- Как мы уточнили смысл?
- Дополнили предложение.
- Что для этого сделали?
- Поставили вопрос от подлежащего.
Откроем учебник - стр.126 №172.
- Умный Совенок выполнял такое же задание: дополнил предложение другими словами, уточнить смысл предложения. Прочитаем составленное им предложение.
- Нравится вам это предложение?
- Какие новые слова включил Совенок?
- Весна –« долгожданная».
- «В наши края».
- От какого слова и какой вопрос задал Совенок?
- Пришла - куда?
- Запишем это предложение.
- Подчеркнем главные члены предложения.
- Что надо сделать, чтобы дополнить, уточнить смысл предложения?
- Поставить вопросы от подлежащего и сказуемого.
(На доске – схема)
Пришла весна.
куда? какая?
В наши края долгожданная
- Посмотрим на эти три предложения. О чем говорится, СООБЩАЕТСЯ в этих предложениях? ( О весне)
- Назовите главные члены предложения.
- Именно они выражают основной смысл предложения.
- Чем отличаются?
- Первое предложение состоит только из главных членов.
А второе и третье включают другие слова, которые уточняют его смысл.
- Другие слова делают предложение больше, просторнее и называют такое предложение распространенным.
- А, как вы думаете, как будет называться первое предложение, состоящее только из главных членов?
- Нераспространенное.
- Как из нераспространенного предложения сделать распространенное?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
- Учиться дополнять предложения. Ставить вопросы от подлежащего и сказуемого. Будем работать с распространенными предложениями.
Первичное закрепление во внешней речи.
- Сделать предложение распространенным.
Светит солнце.
Плывут облака.
- Как это сделать?
На доске учащимися составляется план действий:
1. –
2. =
3. –
4.=
![]() |
Работа в парах.
- Сделать предложения распространенными.
Свесились сосульки.
Поют птицы.
Появились цветы.
(С крыш свесились длинные сосульки.
На деревьях (весело) поют птицы.
В лесу появились первые цветы.)
- Прочтем полученные предложения.
- У нас получился текст.
- Придумаем заглавие. (в парах)
- Каждое предложение сообщает о том, что произошло весной. Это текст – сообщение.
(Обращается внимание – все глаголы употреблены в прошедшем времени.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Сделать предложения распространенными.
Выполнение упражнения в учебнике – стр.127 №173
Пишут два предложения.
Ученик пишет..
как?
какой? где?
Девочка читает.
как?
какая? где?
Рефлексия.
Заполним тест. Проверим, что мы уже знаем о предложении.
1. Что такое предложение.
А) слова, выражающие законченную мысль и связанные между собой по смыслу
Б) набор слов на определенную тему
В) группа слов на определенную тему
2. Выбери верное утверждение.
А) Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Б) Сказуемое отвечает на вопрос что делает? что сделает?
В) Главные члены предложения называются подлежащее и сказуемое.
Г) Подлежащее отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Д) Подлежащее и сказуемое обозначают признак предмета.
Е) Главные члены раскрывают основной смысл предложения.
3. Какое слово является подлежащим в предложении?
Днем серая сова спит в дупле.
А) днем Б) серая В) сова Г) спит Д) в дупле
4. Какое слово является сказуемым в предложении?
Скоро зашумят березки листьями и сережками.
А) скоро Б) зашумят В) березки Г) листьями и сережками
5. Укажи главные члены предложения.
После жаркого дня полил сильный дождь.
А) дождь полил Б) сильный дождь В) после жаркого дня
Проверка !!!!
Оцените свою работу на уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.