Конспект
Студентки 21 группы Базаревой Д.А.
Гимназия № 25
Класс: 4а
Учитель: Тарабукина Светлана Владимировна
Тема: Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: совершенствование навыков написания изложения
Оборудование: презентация, наглядный материал (опоры)
Задачи
Планируемые предметные результаты:
-уметь раскрывать основную мысль текста;
- уметь подробно излагать содержание текста.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
-развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений.
-формулировать тему урока и его последующее содержание.
-оценивать результат, соотносить результат с целью.
Познавательные:
- познакомить с биографией А.В. Суворова;
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста; основной и дополнительной информации).
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент (1 мин) |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Алексеевна. Сегодня я у вас проведу урок развитие речи.
|
Приветствую учеников. |
Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний (2-3 мин)
Проблемная ситуация. Подведение к теме. (3 мин)
|
- Скажите пожалуйста, что такое изложение? (Изложение – это передача на письме своими словами маленьких рассказов и отрывков художественной прозы.) - Умеете ли вы писать изложения? Существуют ли для этого какие-то секреты, правила? (Мы считаем, что никакие правила работы над изложением не нужны. Каждый ученик может избежать речевых неточностей, раскрыть тему и получить отличные знания, если у него хорошая память) Слайд. - Попробуйте найти ошибку в следующем изложении ученика: «Днем в нашем доме отключили электричество. Вечером я посмотрел по телевизору новый фильм». ( Нет логической связи между событиями) - И это очень распространенная ошибка при письме. Слайд. Следующий отрывок: «На тренировке Вася пробежал большую дистанцию. Вася пришел тренироваться» (Здесь нарушена последовательность действий, их нужно поменять местами)
|
Задаю вопросы.
Учитель с помощью проблемной ситуации подводит к теме урока
|
Ученики отвечают на вопросы.
Выполняют задание, фронтальная работа |
Постановка темы и цели урока (1-2 мин)
Усвоение новых знаний (10 мин)
Закрепление знаний (15 мин)
Практическая часть (15-20 мин)
|
-Подумайте и скажите мне какая будет тема урока? (написание изложения) -Какую мы с вами поставим цель? (написать изложение) Общая беседа по теме - Этот человек был очень худенький при своем маленьком росте он служил России почти полвека, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии – это чин, который только в исключительных случаях присваивался полководцам. - Назовите его имя. (Александр Васильевич Суворов) - Что вы можете рассказать о нем? (Национальный герой России, русский полководец; один из немногих он не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере; один из основоположников русского военного искусства) Первичное чтение текста (самостоятельное чтение) Упр.100, с.52 *Денщи́к — в русской армии и флоте до 1917 года солдат, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги. *Фельдмаршал – воинское звание. «Попал солдат Прошка в денщики к фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Обрадовался и думает: «Повезло! Не надо рано вставать! Благодать!» Но в четыре часа утра будят Прошку, трясут за ногу. Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной. Принёс солдат, и фельдмаршал начал обливаться. Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же? В здоровом теле – здоровый дух!» После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!» Бегает за фельдмаршалом солдат, догнать не может, а Суворов смеётся. Тяжело начинал службу Прошка. Потом привык, привязался к фельдмаршалу и до конца своих дней честью и верой служил Суворову». Первичная проверка понимания прочитанного - Почему текст называется «В здоровом теле – здоровый дух»? (чтобы не болеть, надо закаляться) -Александр Васильевич Суворов от рождения был слабым и болезненным. Но в течение всей жизни он закалялся и тренировался. Чтобы приучить себя к холоду, он по несколько часов ходил обнаженным, обливался холодной водой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло - Как по-другому можно озаглавить текст? (Ответы детей) - Сколько частей в этом тексте? (4). - Попробуйте разделить текст на части (предполагаемые варианты, один человек записывает на доске один пункт плана) 1. Попал Прошка в денщики. (солдат, денщик, фельдмаршал) 2. В здоровом теле – здоровый дух. (Трясут, открыл, стоит, притащить, воды, холодной, обливаться, посмотрел, говорит) 3. Обливание холодной водой и пробежка по лугу или Закаливание Суворова и Прошки. (Побежал, кричит, догнать, смеётся) 4. Честью и правдой служил Прошка Суворову. (Тяжело, потом, привязался, до конца) ФИЗМИНУТКА Обобщение и систематизация знаний - Передавая услышанный текст своими словами, вы можете помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. В этом случае вам поможет подбор близких по значению слов – синонимов. Слайд (фронтальная работа) Лексическая подготовка по подбору синонимов. Благодать – очень хорошо Велит - приказывает Притащить - принести Честью и верой – честно, преданно Привязаться – быть преданным кому-либо - Вы справились с этим заданием, выдержали экзамен , молодцы! Следующее задание на орфографическую подготовку, называется «Распределение слова на орфограммы и проведение спасательной операции». На доске: слова с пропущенной буквой. Слова-опоры. трясут – тряска воды - воды стоит – стоя холодной - холод притащить – тащит обливаться – облить посмотрел – смотрит говорит – говор побежал – бег смеётся - смех кричит - крик тяжело – тяжесть до конца – кончик привязался – вяжет
солдат, денщик, фельдмаршал, притащить, побежал, открыл, посмотрел, догнать, привязался, обливаться Контроль и самопроверка знаний а) Пересказ текста по каждому пункту плана, целиком. На доске: А: «П!» Пример: После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!» А: «П?» Например: Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же?» Итоговое чтение (Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова+ самостоятельное чтение). - Закрыли учебники. (читаю еще раз сама) - А теперь приступаем к работе. Самостоятельная работа по написанию изложения, (при закрытых текстах). Проверка написанного
|
Постановка темы и цели
Общая беседа по теме
Читаю текст
Задаю вопросы по тексту
Делим текст на части и разбираем слова-опоры
Работаю с синонимами
Работа с прямой речью
|
Формулируют тему и цель урока
Беседуют о А.В.Суворове
Слушают текст
Ученики открывают учебники и работают по тексту
Озаглавливают каждую часть и работают над словами
Работают со словами-синонимами
Ученики работают прямой речью и приводят примеры с тексом
Предварительное чтение
Пишут изложение |
Итог урока. Рефлексия (3-4 мин)
|
Чтение вслух некоторых работ (1-2 работы) - Спасибо за урок! - Урок окончен. |
Подвожу итоги урока. |
Анализируют свою работу и пишут диагностическое упражнение. |
Домашнее задание (1 мин) |
В интернете найдите один рассказ про А.В. Суворова и прочитайте его.
|
Задаю домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
Подпись методиста ______________
Подпись учителя ________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.