Конспект урока по русскому языку. 4 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку. 4 класс

Оценка 4.7
docx
06.05.2023
Конспект урока по русскому языку. 4 класс
Урок русского языка.docx

 

Урок русского языка.

 

Тема: Имя существительное. Повторяем, что знаем.      (4класс)

Цели:

·         учебно-познавательные:

1)       обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;

2)       актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных и их роде;

3)       совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

·         интеллектуально-развивающие, воспитывающие:

Развивать умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; готовность  к обсуждению разных точек зрения и выработке общей(групповой) позиции;  уважительное отношение к партнёрам; освоение  социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

воспитание чувства культуры интеллектуального труда;

развивать творческий подход;

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

 

 

Оборудование:

- толковые словари;

-музыка «Родной Челябинск»

- тесты, карточки (с региональным компонентом)

- конспект по теме «Имя существительное»;

- выставка рисунков «Зима в Челябинске».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.         Орг.момент. Урок русского языка.

II.      Игра.

Прочитайте предложение.

[йа оч’ин’ л’убл’у горат  ч”ил”аб”инск]

(Я очень люблю город Челябинск)

- Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному краю и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край».

Задание.

- Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания.

III. Орфографическая пятиминутка.

Зима принесла в наш город много слов.

- Прочитайте эти слова. 

С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.

- Что вы заметили? (два одинаковых слова)

- Так ли это?

- Что может нам помочь в определении лексического  значения слова?  (толковые словари)

Задание.

1гр. – определяет лексическое значение слова:  иней

2гр. – изморозь

3гр. – изморось

- Назовите слова – синонимы!

(иней – изморозь)

- Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы.

Проверка – ключ

(и,е,е,е,з,е,с,д,е)

- В каком слове допустили ошибки?

- Какие орфограммы мы вспомнили?

- Какое слово лишнее? Почему? (блестит)

- Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да)

IV. Тема: Имя существительное.

Целеполагание:

1.       Повторить всё, что мы знаем об имени существительном.

 

- Работать будем в паре, в группе.

Представление:   1гр. Смекалистые

                                       2гр. Сообразительные

                                       3гр. Догадливые

                                       4гр. Дружные

- Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?

- Что это? (устойчивое сочетание слов)

1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)

2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)

3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо

4гр. «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»

 

«Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино.

- Чтобы бы вы ответили ему?

(Имя существительное -  самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной)

- Давайте докажем Буратино важность имени существительного.

 

«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

V. Что такое имя существительное?  (ответы уч-ся) 

Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы)

Схема на доске.

- Задание. Подчеркнуть.

1гр.  – явления природы

2гр. – признак, как предмет

3гр. – действие, как предмет.

- Проверка.

VI. Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

- Что относим к постоянным признакам?  (ответы)

- Мы это знаем?

- Давайте докажем!

«Снежная атака»

Вопросы:

- Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что?  (одуш. и неодуш.)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)

- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)

 

- Физминутка!

(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели)

Брусника, синичка, стая, мишка, черника, Снегурочка, рудник, снегирь.

- Молодцы!

- Какие существительные называются собственными? (ответы)

- Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)

- В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

- Сколько родов в русском языке?

- Как определить род у имени существительного?

- Что вы знаете о типах склонения?

- Как определить склонение?

-Работа в паре!

Маршрутный лист.  Задание №2.

- Соедини линиями правильные ответы.

Работаем в группе!

(если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами)

Задания:

1гр.Защищает постоянный признак:  собственное или нарицательное.

Исправь ошибки:

Живу я в глубене России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы сини

И всиних отсветах металл.

 

2гр. Род.

- На сколько групп вы бы разделили имена существительные?

торф, золото, слюда, мрамор, салазки, гранит,  глина, известняк.

3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово,

             Мой друг, подумай, не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души».

Вам письмо!

       Уважаемые знатоки!

       Я давно живу в Челябинске  и очень люблю этот город,  уважаю его жителей.

Вопрос:

- На карточке записаны слова.  Мне бы очень хотелось, чтобы  они никогда не звучали в нашем городе.

Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-антонимы. И пусть они чаще звучат в нашем городе.

Определите род и число.

- Проверка! Защита!

 

Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь.

Вопрос!

4группа    Напишите названия 8 городов Челябинской области, которые начинаются на букву К.

Могу ли я написать слова:  земля, север с заглавной буквы?

(Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера)

 

VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

- Как изменяются имена существительные?

(по числам)

-Найди лишнее:

Линь, налим, сом, ёрш, Челябинск, хариус, судак, карась.

Маршрутный лист. Задание №1.

- Что мы называем склонением?

Вопрос – ловушка?

- Просклоняй имена существительные.

Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е)

- Сколько падежей?  Как определить падеж?  (по вопросу и предлогу)

- Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.)

- Как различить В.п. и Р.п.?

смотрю на оленя

враги оленя

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п.          кто? что?

И.п.          кем? чем?

Т.п.           кого? что?

П.п.           кому? чему?

Р.п.           о ком? о чём?

В.п.           кого? что?

2группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п.      с, за, между…

Т.п.       к, по

П.п.       через, в, на

В.п.       у, от, до, из…

Д.п.      в, о, при, на

3группа. Маршрутный лист. Задание №7.

- Взаимопроверка. (консультанты)

- Физминутка (музыка)

- Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные)

- Подберите синоним к слову родник.

- Родник – ключ, источник.

- Ключ! Какое это слово? (многозначное)

(ответы: ключ - дверной, музыкальный)  

- Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного  окончания имён существительных? (ключ – шифр)

- Вспомним слова – ключи!

1скл. – земля, вода

2скл. – конь, вода

3скл. – степь, печь

- Назовите алгоритм для определения безударного  падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ)

Задания! Маршрутный лист.

1группа – задание №5.

2группа – задание №6.

3группа – Исследование.

Вывести правило!

Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц?

«е» или «о»

Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й.

Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е)

Проверка заданий.

1.       Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?

2.       Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?

3.       Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения е.(дети выводят алгоритм)

- Что ещё мы должны знать об имени существительном?

(синтаксическую роль имени существительного в предложении)

- Ответы.

Творческая работа.

1группа: Определите сами задание.

Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4)

2группа: Составить предложение. Исправить ошибки.

Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3)

 

3группа:

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.)

3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.)

4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.)

(С первым снегом к нам  прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.)

- Каких существительных больше в вашем сочинении?

(существительных во множественном числе)

- Это поиск следующего урока.

Подведение итогов.

- Работа в группах.

- Составить открытый конспект по теме «Имя существительное».

(проверяет консультант из 3 группы)

 

          Конспект. Имя существительное.

1.        _______________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы ________________________ , обозначает _________________ .

2.        Имя существительное имеет свои морфологические      признаки: ______________ и ________________.

3.        К постоянным признакам относим:                     

  ______________ или _________________ ;

  ______________ или _________________ ;

  _______________ (    ......    ,        .....    ,          .....   );

  _______________ (    .....     ,        .....    ,          .....   ).

4.       К   1 скл. относятся _______________________ ,

ко  2 скл. _______________________ ,

к   3 скл. _______________________ .

5.        К непостоянным признакам относим : ____________ ,

 _______________ .

6.        Безударное падежное окончание существительных в    ед.числе можно проверить _______________________

7.        Окончание  -е  пишется у существительных

_______________________________________________.

8.        Окончание  -и  пишется у существительных

_______________________________________________.

9.        В предложении имя существительное может быть

______________________________________________.

-           Проверка!

-           Рефлексия.

-           На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе».

-           Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным)

Благодарю вас за урок.

Вы – молодцы!

Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

- Домашнее задание. (на выбор)

1-3 балла

2-4 балла

3-5 баллов

- Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить.

 

Домашнее задание по теме «Имя существительное».

Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить.

Задание №1.

Расставить знаки препинания.

Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере.

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

1предложение – морозы (И.п.)

2предложение – берёза (П.п.)

3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4предложение – прилёт (Д.п.)

 

На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений.

Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности.

2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании данной работы я определила следующую цель- выявление условий применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

В соответствии с целью были реализованы следующие задачи:

1) изучены концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;

2) выделены особенности технологии личностно-ориентированного обучения;

3) выявлены и обоснованы условия, обеспечивающие применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

 

Приложение.(к уроку)

 

Тест 1.Тема - части речи..jpg

 


 

Урок русского языка. Тема :

Урок русского языка. Тема :

Ход урока. I. Орг

Ход урока. I. Орг

Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? -

Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? -

Брусника, синичка, стая, мишка, черника,

Брусника, синичка, стая, мишка, черника,

Определите род и число. - Проверка!

Определите род и число. - Проверка!

Маршрутный лист. Задание №7. -

Маршрутный лист. Задание №7. -

Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов

Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов

Окончание -е пишется у существительных _______________________________________________

Окончание -е пишется у существительных _______________________________________________

Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений

Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений

Конспект урока по русскому языку. 4 класс

Конспект урока по русскому языку. 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2023