Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

  • docx
  • 21.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала glagol_kak_chast_rechi.docx

    Тема «Глагол как часть речи.».

 

Цели: - развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;

            - формирование навыков коллективной работы;

            - расширение знаний о глаголе.

Задачи: совершенствовать навык работы с учебником;  способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости;

 

 Ход урока.

1.Орг. момент- слайд. (Приложение)

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите   вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

 

2.  Актуализация знаний

-Посмотрите на доску.

Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог,  …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.

 

-Какие задания можно предложить к этой группе слов?

1 вариант  -Запишите имена существительные.

2 вариант –Запишите имена прилагательные.

 

-Проверим по цепочке, вставляя букву.

-Как определили имена сущ.? Прил.?

-Какие слова не вошли в группы?

-Почему? Докажите.

-Чем они отличаются от других частей речи?(оценить ответы учеников)

 

3. Определение темы

-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.

                                    ,

 

 

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Значение слова глагол несколько шире известного вам. Обратите внимание на экран. На основании 3 цитат предположите, что такое глагол.

1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »

3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»

 

- Итак, глагол –  это слово…,    ( сравнить своё высказывание со сведениями из истории возникновения слова + учебник стр. 63)

 

-Перед вами кластер «глагол».

 

-  Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

 

                                                               вид                                              

                                                                                                                        время        

              вопрос   ---- что обозначает.   ------ глагол------------наклон------  род  

                                                                                        

                                                                 

                                                  в предложении является

 

   Возьмите зелёный карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе.

Покажите. Возникло желание узнать о глаголе больше?

-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

 

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

На какие вопросы отвечают?

Что обозначают?

Чем являются в предложении?

Какую роль играют  в речи?

 

4. Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.

Что?  Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

 

Задание:  Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.

 

   Мальчик хлопает(показывает)

                     топает(показывает)

                     поднимает руку(показывает)

                     кивает головой(показывает)

                     мечтает

                     злится

Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? ( его состояние.)

Работа по учебнику: упр. № 1, стр. 62

- Вспомните и назовите, что обозначает глагол?   (действие предмета)

- Все ли эти слова называют действия?  (нет, называют состояние)

- К какой же части речи их можно отнести? (глагол)

-Почему? (вопрос)

 

Вывод:

Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.

+ ПРАВИЛО: стр. 63

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ! с. 63-64, с.63, № 2

ФИЗПАУЗА

 

5.  Работа в парах. Учебник, стр. 63-64, № 3: запиши предложения, используя нужные по смыслу глаголы.

* Придумай предложения, в которых глаголы движения будут обозначать разное направление.

_ Разобрать по членам предложения.

 

6.  Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)

Что интересного заметили? (два одинаковых слова)

Но чем- то они отличаются?

Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.

Вывод:

Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.

+ ПРАВИЛО на стр. 64

 

7.   Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи…..

-Почему ?

 

Работа в группах. Образуйте группы.

На парте лежит листок с текстом.

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег   на ветках деревьев. Смолистые шишки  вершины елей. На сугробах   узоры заячьих и лисьих следов. Вот   через дорогу белка. 

 

- Прочитайте ,внимательно, текст.

- Что удивило?

- Полностью понятен смысл текста?

- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?

«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.

 

(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )

Оригинал (презентация)

 

- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

 

8. Итог( Рефлексия)

- Какие знания подтвердили?

- Что нового узнали о слове глагол?

- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?

-О чём задумались?

В начале урока вы сформулировали вопросы.

Кто может ответить на все вопросы? (оценить ответ ученика)

 

У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.

1.       На уроке я работал

активно/пассивно

2.       Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

3.       Урок для меня показался

коротким/длинным

4.       За урок я

устал/не устал

5.       Моё настроение стало

лучше/хуже

6.       Материал урока был

понятен/не понятен

 

полезен/бесполезен

 

интересен/скучен

7.       Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

 

интересным/ неинтересным

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru