Программа «Школа России», предмет «Русский язык», Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Тема урока: Диалог
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: - раскрыть понятие «Диалог»;
- научиться находить диалог в тексте;
- правильно читать диалог;
- научиться самостоятельно составлять и записывать диалоги.
Задачи: - усвоить, что такое «Диалог»;
- провести самостоятельную работу.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
а) раскрыть понятие «Диалог»;
б) закрепить знания о диалоге;
в) находить в тексте диалог, самостоятельно составлять и записывать диалог.
2. Личностные:
а) воспитывать положительное отношение ученика;
б) воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
3. Метапредметные:
а) Регулятивные:
- формировать и удерживать учебную задачу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- применять установленные правила в планировании способа решения.
б) Познавательные:
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- передавать информацию устным и письменным способом;
- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.
в) Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество;
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- адекватно оценивать собственные знания;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) |
- Здравствуйте. Садитесь. «Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать.» - Откройте тетради, запишите число (17 марта), классная работа |
Приветствуют учителя. Садятся.
Открывают тетради, записывают число, классная работа |
|
2. Выявление места и причины затруднения |
Прочитайте карточку №1 : Коля и Даша учатся в первом классе. Коля хорошо читает, а Даша быстро решает примеры. Коля и Даша помогают друг другу выполнять домашнее задание. - Можно ли назвать это текстом? - Почему?
- Посчитайте количество предложений в тексте. - Какова главная мысль? Можно ли текст прочитать по ролям? |
Слушают текст.
- Можно. - Потому что текст состоит из предложений. Предложения в тексте связанны между собой по смыслу. Его можно озаглавить.
- 3 - Они помогают друг другу. -Нет. Это слова автора. |
Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом.
|
3. Построение проекта выхода из затруднения (Сообщение темы и цели урока) |
- Возьмите карточку жёлтого цвета. ******** -Прочитайте продолжение текста. Этот текст можно прочитать по ролям? -Прочитайте. -Сколько человек участвуют в разговоре? -Кто из вас знает, как называется разговор двух людей? - Откройте учебники на странице 14. -Прочитайте самостоятельно определение, что такое «Диалог». - Что такое диалог?
- Подумайте, что мы сегодня мы узнаем на нашем уроке?
|
-Да.
Читают.
-2
- Диалог.
Открывают учебники и читают определение самостоятельно. - Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. - Что такое «диалог», находить диалоги в тексте. Правильно читать диалоги. Научимся самостоятельно составлять и записывать диалоги. |
Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу.
Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом.
|
4. Реализация построенного проекта |
- На странице 14 упражнение 7 - отрывок из стихотворения Чуковского. Прочитайте про себя. Вслух выразительно прочитает…
- Кто говорит? - Носорог! - Что такое? - Беда! Беда! Бегите скорее сюда! - В чём дело? - Спасите! - Кого? - Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.
- Ребята, как называется эта сказка? - Какие знаки вы видите в конце предложений?
- Подумайте, почему в конце предложений поставлены эти знаки?
- Догадайтесь, кто участвует в разговоре?
Работа в парах: - Давайте определим предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу. - Кто задает вопросы? - Давайте прочитаем его слова.
- Кто отвечает на вопросы? - Прочитайте слова Носорога.
- Скажите, как называют разговор двух или нескольких лиц? - А теперь прочитаем диалог по ролям. (Выбирает парту (2х учеников) которые будут читать по ролям). Ты будешь автором, а ты Носорогом.
- Запишите два первых предложения.
- Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали? |
Читают и слушают внимательно.
- «Телефон». - Вопросительный знак, восклицательный знак, точку. - Участники диалога в своей речи хотели выразить эмоции (радость, злость, испуг) этими знаками. - Автор и Носорог.
- Автор. - «Кто говорит?» - «Что такое?» - «В чем дело?» - «Кого?» - Носорог. - «Носорог!» - «Беда! Беда! Бегите скорее сюда!» - «Спасите!» - «Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.»
- Диалог.
Читают диалог по ролям. Записывают 2 предложения: - Кто говорит? - Носорог! - В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. |
Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу; - использовать речь для регуляции своего действия; - применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом;
Коммуникативные: - адекватно оценивать собственные знания;
|
5. Работа с непроверяемыми написаниями. |
Вспомните какое слово учили вчера?
Запишите его в тетрадь.
Выделите непроверяемую орфограмму.
Отгадайте загадку.
(ворона) Прочитайте это слово. Назовите непроверяемую орфограмму, которую мы должны запомнить.
|
|
|
5. Первичное закрепление |
- Прочитайте отрывок из текста на розовом листочке самостоятельно. - Знакомо ли вам это произведение? - Кто автор? - Найдите в тексте ту часть, которую можно назвать диалогом.
- Посчитайте количество участников диалога. - Как зовут участников диалога? - Прочитайте мне первые слова Вороны. - А теперь прочитайте первые слова Воробья. - Как записаны слова каждого участника диалога?
Работа в парах: - Прочитайте со своим товарищем по парте диалог по ролям. - А теперь два ученика прочитают вслух диалог (выбирает 2х детей). Ты будешь Воробьём , а ты Вороной. - Запишите в тетради два выделенных предложения, соблюдая правила оформле-ния диалоговой речи. -Как вы понимаете выражение «птичья столовая»? Физминутка: ПРО ВОРОБЬЯ (АУДИО) или видио -Вспомните, мы участвовали в акции «Кафе для птиц» Что мы делали?( фото) -Посмотрите на наши фото. Пригашаются дети к доске (****) - Интересный получился рассказ. А в какой форме прозвучал рассказ? Докажите, что это был диалог.
- Нам нужно составить по второму фото диалог из 2х предложений: - Кого вы видите на фотографии? - Что делает Алина? -Кто рядом? - О чём они могли бы говорить? - Что могла сказать Алина? - А что ответит ей папа? - А теперь вам нужно в паре по этому фото составить свой диалог из 2х предложений, используя новое словарное слово . (-Что едят воробьи ? - Зёрна и хлеб.) - Какие правила вы будете соблюдать, при записи диалога? - Запишите диалог. ( На доске) - Прочитайте, что у вас получилось. |
Читают в полголоса
Ищут часть, которую можно назвать диалогом. Читает один ученик:
- 2.
Ворона и воробей.
- С новой строки, перед ними ставится тире.
Тренируются читать диалог по ролям.
Читают диалог по ролям.
Списывают 2 выделенных предложения.
-Это кормушки.
Дети рассказывают.
-Диалог - Разговор нескольких лиц.
- В диалоге участвуют только 2 лица, слова каждого участника диалога пишутся с новой строки после тире. Составляют диалог в парах. Выбранный ученик читает свой диалог.
|
Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу; - применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом;
Коммуникативные: - предлагать помощь и сотрудничество; - обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; - адекватно оценивать собственные знания; - оказывать в сотрудни-честве взаимопомощь. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
(Приложение) Раздаёт индивидуальные карточки: 1 вариант – Карточка 1; 2 вариант – Карточка 2. - Вам нужно прочитать задание и текст под ним. Найти в тексте диалог оформите правильно, соблюдая правила оформления диалоговой речи. Кто мне повторит эти правила? Обратите внимание 2 вариант , у вас задание сложное , добавлены слова автора. Мы их как-то выделяем? - Верно. Ещё вам нужно будет подчеркнуть слова, указанные в задании. приступайте ( к доске 2 человека.
Проверим самостоятельную работу.
- Молодцы. Вы верно справились с зада-нием. |
Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
- В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.
Читают диалог из тетради.
|
Регулятивные: - формировать и удержи-вать учебную задачу; - применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы;
Коммуникативные: - предлагать помощь и сотрудничество; - обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; - адекватно оценивать собственные знания;
|
7. Подведение итогов. Рефлексия |
- Что такое диалог? - Как пишется диалог в тетради?
- Зачем используются вопросительные и восклицательные знаки в конце предложений?
- В каких случаях в жизни мы пользуемся диалогом?
(Слайд 5). - Закончите предложения: Сегодня я узнал, что… Мне было интересно… Теперь я умею… Оценивание. -Спасибо за урок. До свидания. |
- Разговор двух или нескольких лиц. - С новой строки, впереди ставится тире.
- Для передачи эмоций – радости, злости, грусти, испуга….
- Во время разговора с кем то.
Выполняют задание устно.
|
Регулятивные: - удерживать учебную задачу;
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.