Конспект урока по русскому языку "Диалог".

  • docx
  • 08.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок-диалог.docx

 

Программа «Школа России», предмет «Русский язык», Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Тема урока: Диалог

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:  - раскрыть понятие «Диалог»;

                        - научиться находить диалог в тексте;

                         - правильно читать диалог;

                         - научиться самостоятельно составлять и записывать диалоги.

Задачи: - усвоить, что такое «Диалог»;

               - провести самостоятельную  работу.

             

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

                        а) раскрыть понятие «Диалог»;

                        б) закрепить знания о диалоге;

                        в) находить в тексте диалог, самостоятельно составлять и записывать диалог.

2. Личностные:

                        а) воспитывать положительное отношение ученика;

                        б) воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

                        в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные:

                        а) Регулятивные:

                                   - формировать и удерживать учебную задачу;

                                   - использовать речь для регуляции своего действия;

                                   - применять установленные правила в планировании способа решения.

                        б) Познавательные:

                                   - ставить, формулировать и решать проблемы;

                                   - передавать информацию устным и письменным способом;

                                   - развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

                        в) Коммуникативные:

                                   - предлагать помощь и сотрудничество;

                                   - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

                                   - адекватно оценивать собственные знания;

                                   - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.     Мотивация (самоопределение к деятельности)

- Здравствуйте. Садитесь.

«Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.»

- Откройте тетради, запишите число (17 марта), классная работа

Приветствуют учителя. Садятся.

 

 

 

 

Открывают тетради, записывают число, классная работа

 

2.     Выявление места и причины затруднения

Прочитайте карточку №1 :

Коля и Даша учатся в первом классе. Коля хорошо читает, а Даша быстро решает примеры. Коля и Даша помогают друг другу выполнять домашнее задание.

- Можно ли назвать это текстом?

- Почему?

 

- Посчитайте количество предложений в тексте.

- Какова главная мысль? Можно ли текст прочитать по ролям?

Слушают текст.

 

 

 

 

- Можно.

- Потому что текст состоит из предложений. Предложения в тексте связанны между собой по смыслу. Его можно озаглавить.

 

- 3

- Они помогают друг другу.

-Нет. Это слова автора.

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.

 

3.     Построение проекта выхода из затруднения

           (Сообщение темы и цели урока)

- Возьмите карточку жёлтого цвета.

********

-Прочитайте продолжение текста. Этот текст можно прочитать по ролям?

 -Прочитайте.

 -Сколько человек участвуют в разговоре?

-Кто из вас знает, как называется разговор двух людей?

- Откройте учебники на странице 14. -Прочитайте самостоятельно определение, что такое «Диалог».

- Что такое диалог?

 

- Подумайте, что мы сегодня мы узнаем на нашем уроке?

 

-Да.

 

 Читают.

 

-2

 

- Диалог.

 

Открывают учебники и читают определение самостоятельно.

- Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

- Что такое «диалог», находить диалоги в тексте. Правильно читать диалоги. Научимся самостоятельно составлять и записывать диалоги.

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу.

 

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.

 

4.     Реализация построенного проекта

- На странице 14 упражнение 7 - отрывок из стихотворения Чуковского.  Прочитайте про себя. Вслух выразительно прочитает…

 

- Кто говорит?

- Носорог!

- Что такое?

- Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

- В чём дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.

 

- Ребята, как называется эта сказка?

- Какие знаки вы видите в конце предложений?

 

- Подумайте, почему в конце предложений поставлены эти знаки?

 

- Догадайтесь, кто участвует в разговоре?

 

Работа в парах:

- Давайте определим предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу.

- Кто задает вопросы?

- Давайте прочитаем его слова.

 

- Кто отвечает на вопросы?

- Прочитайте слова Носорога.

 

- Скажите, как называют разговор двух или нескольких лиц?

- А теперь прочитаем диалог по ролям. (Выбирает парту (2х учеников) которые будут читать по ролям). Ты будешь автором, а ты Носорогом.

 

- Запишите два первых предложения.

 

- Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали?

 

 

Читают и слушают внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Телефон».

- Вопросительный знак, восклицательный знак, точку.

- Участники диалога в своей речи хотели выразить эмоции (радость, злость, испуг) этими знаками.

- Автор и Носорог.

 

 

 

 

 

- Автор.

- «Кто говорит?» - «Что такое?» - «В чем дело?» - «Кого?»

- Носорог.

- «Носорог!» - «Беда! Беда! Бегите скорее сюда!» - «Спасите!» - «Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.»

 

- Диалог.

 

 

 

Читают диалог по ролям.

Записывают 2 предложения:

- Кто говорит?

- Носорог!

- В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- применять установленные правила в планировании способа решения.

 

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

 

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

 

5.      Работа с непроверяемыми написаниями.

Вспомните какое слово учили вчера?

 

 Запишите его в тетрадь.

 

Выделите непроверяемую орфограмму.

 

 

 

Отгадайте загадку.

 

 

 

 

(ворона)

 Прочитайте это слово. Назовите непроверяемую орфограмму, которую мы должны запомнить.

 

 

 

5.  Первичное закрепление

 

- Прочитайте  отрывок из текста на розовом листочке самостоятельно.

- Знакомо ли вам это произведение?

- Кто автор?

- Найдите в тексте ту часть, которую можно назвать диалогом.

 

- Посчитайте количество участников диалога.

- Как зовут участников диалога?

- Прочитайте мне первые слова Вороны.

- А теперь прочитайте первые слова Воробья.

- Как записаны слова каждого участника диалога?

 

Работа в парах:

- Прочитайте со своим товарищем по парте диалог по ролям.

- А теперь два ученика прочитают вслух диалог (выбирает 2х детей). Ты будешь Воробьём , а ты Вороной.

- Запишите в тетради два выделенных предложения, соблюдая правила оформле-ния диалоговой речи.

 -Как  вы понимаете выражение  «птичья столовая»? Физминутка:

ПРО ВОРОБЬЯ (АУДИО) или видио

-Вспомните, мы участвовали в акции  «Кафе для птиц» Что мы делали?( фото)

 -Посмотрите на наши фото.

 Пригашаются дети к доске (****)

 - Интересный получился рассказ. А в какой форме прозвучал рассказ? Докажите, что это был диалог.

 

- Нам нужно составить по второму фото диалог из 2х предложений:

- Кого вы видите на фотографии?

- Что делает Алина?

 -Кто рядом?

- О чём они могли бы говорить?

- Что  могла сказать Алина?

- А что ответит ей папа?

- А теперь вам нужно в паре по этому фото составить свой диалог из 2х предложений, используя новое словарное слово .

(-Что едят воробьи  ?

-   Зёрна и хлеб.)

- Какие правила вы будете соблюдать, при записи диалога?

- Запишите диалог. ( На доске)

- Прочитайте, что у вас получилось.

 

Читают в полголоса

 

 

 

Ищут часть, которую можно назвать диалогом.

Читает один ученик:

 

- 2.

 

Ворона и воробей.

 

- С новой строки, перед ними ставится тире.

 

 

Тренируются читать диалог по ролям.

 

 

Читают диалог по ролям.

 

 

Списывают 2 выделенных предложения.

 

 

-Это кормушки.

 

 Дети рассказывают.

 

 

 

 -Диалог

-  Разговор нескольких лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В диалоге участвуют только 2 лица, слова каждого участника диалога пишутся с новой строки после тире.

Составляют диалог в парах.

Выбранный ученик читает свой диалог.

 

 

 

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения.

        

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

 

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения;

- адекватно оценивать собственные знания;

 - оказывать в сотрудни-честве взаимопомощь.

6.   Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Приложение) Раздаёт индивидуальные карточки:

1 вариант – Карточка 1;

2 вариант – Карточка 2.

- Вам нужно прочитать задание и текст под ним. Найти в тексте диалог оформите правильно, соблюдая правила оформления диалоговой речи. Кто мне повторит эти правила?

Обратите внимание 2 вариант , у вас задание сложное , добавлены слова автора. Мы их как-то выделяем?

- Верно. Ещё вам нужно будет подчеркнуть слова, указанные в задании. приступайте  ( к доске 2 человека.

 

 

 Проверим самостоятельную работу.

 

- Молодцы. Вы верно справились с зада-нием.

 

 

 

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

 

- В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают диалог из тетради.

 

Регулятивные:

- формировать и удержи-вать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения.

        

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

 

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения;

- адекватно оценивать собственные знания;

 

7.   Подведение итогов. Рефлексия

- Что такое диалог?

- Как пишется диалог в тетради?

 

- Зачем используются вопросительные и восклицательные знаки в конце предложений?

 

- В каких случаях в жизни мы пользуемся диалогом?

 

(Слайд 5).

- Закончите предложения:

Сегодня я узнал, что…

Мне было интересно…

Теперь я умею…

Оценивание.

-Спасибо за урок. До свидания.

- Разговор двух или нескольких лиц.

- С новой строки, впереди ставится тире.

 

- Для передачи эмоций – радости, злости, грусти, испуга….

 

 

- Во время разговора с кем то.

 

 

 

Выполняют задание устно.

 

 

Регулятивные:

- удерживать учебную задачу;