Тема урока: Логическое ударение
Цель урока: формирование представлений о паузе и логическом ударении, как компонентах интонации.
Ход урока
1. Актуализация представлений о логическом ударении и паузе.
- Посмотрите на карточки, лежащие перед вами на столе. Прочитайте выразительно и объясните смысловые различия вариантов данных предложение с различным размещение пауз.
- Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся.
Как удивили | его слова | брата! Как удивили его | слова брата! Как обрадовали | его успехи отца! Как обрадовали | его успехи | отца! |
Недавно | побывавший в Турции ученик | выступил с сообщением. Недавно побывавший в Турции ученик | выступил с сообщением. |
На днях | готовившие спектакль второклассники | показали свою работу. На днях готовившие спектакль второклассники показали | свою работу. |
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя. Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя. |
Коля, | мой старший брат, очень любит футбол. Мой старший брат Коля очень любит футбол. Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол. |
Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу. Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу. |
2. Формирование знаний о логическом ударении.
- На доске записано предложение:
Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.
- Прочитайте это предложение.
- Попробуйте задать вопрос к этому предложению.
- Про какое время года говориться в предложении? (О весне. Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.)
- Какая погода в этом году весной? (Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.)
- Когда весне была теплая и солнечная? (Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.)
- Ребята, посмотрите, как одно предложение мы по-разному читали!
- Почему так получилось? Может быть, кто-нибудь сможет предположить?
- Какое слово выделяют в предложении? (Слово, на которое хотят обратить внимание слушателей.)
- Что говорят в таких случаях? (Говорят, что на это слово ставят логическое ударение.)
- Чему мы должны научиться на уроке?
1.Ставить логическое ударение в предложении.
2.Выяснить для чего нужно логическое ударение.
- Ребята, а для чего нужно уметь ставить в предложениях логическое ударение? (При выразительном чтении, когда задаём вопрос или хотим что-то выяснить).
3. Обобщение.
[Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
· Правда светлее солнца.
· Правда дороже золота.
· За правое дело стой смело.]
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.