Конспект урока по русскому языку на тему: «Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. Окончания в родительном падеже (произношение и написание)» (4 класс)

  • doc
  • 01.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью данного урока является выработать у учащихся навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода, сформировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме. Для проведения данного урока необходимо следующее оборудование: учебник Русский язык 4 класс А.В. Полякова, карточки с заданиями, презентация Power Point
Иконка файла материала Окончание прилагательных.doc

Тема: «Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. Окончания в родительном падеже (произношение и написание)»

 

Тип урока: ОНЗ

Цель: выработать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Задачи:

-                    формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;

-                    развивать коммуникативные умения;

-                    воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к родному языку.

Оборудование: учебник Русский язык 4 класс А.В. Полякова, карточки с заданиями, презентация Power Point

 

 

1.                  Мотивация

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

-                    Как вы понимаете эти слова?

-                    Мы узнаем что-то новое. Наши знания — наше богатство, которое когда нужно мы используем, чтобы получить новые знания.

-                    Сегодня мы продолжим пополнять наш багаж знаний.

 

2. Акутализация

-                    Что такое имя существительное? (ответы детей)

-                    Просклоняем имя существительное «сад»

-                    А что такое имя прилагательное? (ответы детей)

-                    Выявление места и причины затруднений

-                    Как вы думаете, изменяется ли имя прилагательное по родам,

 по падежам? По числам? (ответы детей).

 

3. Выявление причины затруднений

-                    У нас прозвучали разные ответы, так как мы получили недостаточно знаний про прилагательные. Значит цель нашего урока — узнать изменяется ли имя прилагательное по родам,

 падежам и по числам. А тема нашего урока: «Безударные окончания прилагательных»

-                    В ходе урока мы сделаем некоторые дополнения к теме урока.

 

4.                   Построение плана выхода из затруднений

Чтобы получить ответы на данные вопросы, поработаем по следующему плану.

План:

1. Подберем к слову «сад» прилагательное

2. Понаблюдаем за изменением окончаний прилагательного

3. Это же прилагательное свяжем с существительным среднего рода

4. Сделаем вывод

5. Поставим имена существительные и прилагательные во множественное число и просклоняем

6. Сделаем вывод

 

5.                   Реализация проекта выхода из затруднений

-                    Подберем к слову «сад» прилагательное и понаблюдаем за изменением окончаний прилагательного

 

И.п.            сад                      большой

Р.п.             сада                    большого

Д.п.            саду                    большому

В.п.            сад                      большой

Т.п.            садом                  большим

П.п.           о саде                  большом

 

-                    Выделите окончания  прилагательного.

-                    Изменило ли оно окончания?

-                    Сделаем вывод. Прилагательное связано с существительным, значит, изменяется по падежам.

 

-                    Подберем существительное среднего рода и изменим окончания существительного и прилагательного по падежам.

И.п.            дерево                большое

Р.п.             дерева                 большого

Д.п.            дереву                 большому

В.п.            дерево                 большое

Т.п.            деревом               большим

П.п.           о дереве               большом

 

-                    Вывод: прилагательные изменяются по родам.

-                    Сегодня на уроке мы понаблюдаем за написанием окончаний только прилагательных мужского и среднего рода, поэтому полностью тема нашего урока будет звучать так: «Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода».

-                    Теперь поставим данные прилагательные во множественное число и просклоняем их.

-                    Сделаем вывод.

-                    Прилагательные изменяются по числам, но во множественном числе по родам не изменяются.

-                    В данном случае окончания у прилагательных ударные. А что нужно сделать, чтобы проверить безударные окончания прилагательных? (правило) 

-                    Посмотрите внимательно на прилагательные, в каком падеже окончание нельзя проверить вопросом? (в родительном - слышим «-ово» пишем

 «-ого»)

-                    Это окончание нужно запомнить. Откроем учебник на странице 33 и прочитаем дополнительные сведения.

 

6.                   Первичное закрепление во внешней речи

Упражнение 57. Выписать словосочетания, выделить окончания. В каком словосочетании при написании окончания прилагательного возникло затруднение? (березовый лес).

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Запишите словосочетания, выделите окончания.

-                    Ледяного ветра, морозный воздух, густым облаком, чистое окно, удобное место, в сосновом лесу, по крутому склону.

-                    Проверьте, исправьте ошибки.

 

8. Включение в систему знаний

-                    Запишите предложения и разберите его по членам предложения.

-                    Дорога шла через ржаное поле.

-                    Тропинка привела к лесному ручью, прозрачному и неторопливому.

 

9.Рефлексия

-                    О чем мы с вами говорили на уроке?

-                    Какие окончания мы должны с вами запомнить?

-                    Оцените свою работу на уроке.

-                    Домашнее задание: выучить правила и выполнить упражнение 60 на странице 34.