Тема: «Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. Окончания в родительном падеже (произношение и написание)»
Тип урока: ОНЗ
Цель: выработать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Задачи:
- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;
- развивать коммуникативные умения;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к родному языку.
Оборудование: учебник Русский язык 4 класс А.В. Полякова, карточки с заданиями, презентация Power Point
1. Мотивация
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
- Как вы понимаете эти слова?
- Мы узнаем что-то новое. Наши знания — наше богатство, которое когда нужно мы используем, чтобы получить новые знания.
- Сегодня мы продолжим пополнять наш багаж знаний.
2. Акутализация
- Что такое имя существительное? (ответы детей)
- Просклоняем имя существительное «сад»
- А что такое имя прилагательное? (ответы детей)
- Выявление места и причины затруднений
- Как вы думаете, изменяется ли имя прилагательное по родам,
по падежам? По числам? (ответы детей).
3. Выявление причины затруднений
- У нас прозвучали разные ответы, так как мы получили недостаточно знаний про прилагательные. Значит цель нашего урока — узнать изменяется ли имя прилагательное по родам,
падежам и по числам. А тема нашего урока: «Безударные окончания прилагательных»
- В ходе урока мы сделаем некоторые дополнения к теме урока.
4. Построение плана выхода из затруднений
Чтобы получить ответы на данные вопросы, поработаем по следующему плану.
План:
1. Подберем к слову «сад» прилагательное
2. Понаблюдаем за изменением окончаний прилагательного
3. Это же прилагательное свяжем с существительным среднего рода
4. Сделаем вывод
5. Поставим имена существительные и прилагательные во множественное число и просклоняем
6. Сделаем вывод
5. Реализация проекта выхода из затруднений
- Подберем к слову «сад» прилагательное и понаблюдаем за изменением окончаний прилагательного
И.п. сад большой
Р.п. сада большого
Д.п. саду большому
В.п. сад большой
Т.п. садом большим
П.п. о саде большом
- Выделите окончания прилагательного.
- Изменило ли оно окончания?
- Сделаем вывод. Прилагательное связано с существительным, значит, изменяется по падежам.
- Подберем существительное среднего рода и изменим окончания существительного и прилагательного по падежам.
И.п. дерево большое
Р.п. дерева большого
Д.п. дереву большому
В.п. дерево большое
Т.п. деревом большим
П.п. о дереве большом
- Вывод: прилагательные изменяются по родам.
- Сегодня на уроке мы понаблюдаем за написанием окончаний только прилагательных мужского и среднего рода, поэтому полностью тема нашего урока будет звучать так: «Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода».
- Теперь поставим данные прилагательные во множественное число и просклоняем их.
- Сделаем вывод.
- Прилагательные изменяются по числам, но во множественном числе по родам не изменяются.
- В данном случае окончания у прилагательных ударные. А что нужно сделать, чтобы проверить безударные окончания прилагательных? (правило)
- Посмотрите внимательно на прилагательные, в каком падеже окончание нельзя проверить вопросом? (в родительном - слышим «-ово» пишем
«-ого»)
- Это окончание нужно запомнить. Откроем учебник на странице 33 и прочитаем дополнительные сведения.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Упражнение 57. Выписать словосочетания, выделить окончания. В каком словосочетании при написании окончания прилагательного возникло затруднение? (березовый лес).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Запишите словосочетания, выделите окончания.
- Ледяного ветра, морозный воздух, густым облаком, чистое окно, удобное место, в сосновом лесу, по крутому склону.
- Проверьте, исправьте ошибки.
8. Включение в систему знаний
- Запишите предложения и разберите его по членам предложения.
- Дорога шла через ржаное поле.
- Тропинка привела к лесному ручью, прозрачному и неторопливому.
9.Рефлексия
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Какие окончания мы должны с вами запомнить?
- Оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание: выучить правила и выполнить упражнение 60 на странице 34.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.