Конспект урока по русскому языку на тему "Междометия в предложении" (8 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему "Междометия в предложении" (8 класс

Оценка 4.7
docx
09.02.2024
Конспект урока по русскому языку на тему "Междометия в предложении" (8 класс
Конспект урока по русскому языку на тему _Междометия в предложении_ (8 класс).docx

Пояснительная записка

Методическая цель урока: систематизация и практическое применения знаний с использованием компьютерных технологий.

Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска  решения практических задач. Применяется иллюстрация повторяемого материала.

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование  учебной программы к уровню подготовки учащихся (учитывался  средний уровень подготовленности учащихся в 8 классх).

Русский язык как учебный предмет своеобразен. Учитель, повседневно работая над привитием учащимся навыков русской речи, чтения и письма, всегда учитывает один из самых важных принципов дидактики – принцип воспитывающего обучения.

Каждый учитель старается привить любовь к своему предмету. Ведь, если учащиеся любят уроки русского языка и литературы, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков и интерес к изучению русского языка. 

На своих уроках я стараюсь проводить различные формы работы, показываю связь русского языка и литературы, используя тексты русских и кыргызских поэтов и писателей, то есть взаимосвязанное изучение двух школьных предметов – русского языка и литературы – интеграцию. «Работу над языком, – говорил А.А.Шахматов, – необходимо поставить в теснейшую связь … с литературой».

Развитие устной и письменной речи школьников может успешно осуществляться лишь при обогащении самого содержания высказывания, так как развивать речь учащихся – это значит обогащать их мысли, работая одновременно над содержанием и формой их выражения. Интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе поэтических  и прозаических текстов, извлечённых из  русской и кыргызской литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как работает, играет, обретает подчас  новое «лицо». Интеграция помогает каждому ученику раскрепоститься и использовать весь багаж накопленной информации.

Использование на уроке  мультимедиапроектора, интерактивной доски, компьютера вызывает стойкий интерес к изучению русского языка и литературы, помогая школьникам учиться с увлечением и добиваться высоких результатов. Поэтому в своей педагогической деятельности часто использую компьютерную технику.

Тема урока: «Междометия в предложении»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: восстановление в памяти обучающихся сведений о междометии; создание условий для знакомства с правилами выделения междометий на письме, назначением междометий;

Развивающие: развитие умения обнаруживать междометия в тексте, умения правильно расставлять знаки препинания при междометиях;

Воспитательные:  воспитание навыков самостоятельной деятельности, воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Средства обучения: ПК; презентация.

Ход урока

I.                  Организационный момент.    

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на нашем уроке речь пойдет о междометии. С междометием вы знакомились и в предыдущих классах, но это знакомство у вас было с морфологической точки зрения, а мы с вами сегодня будем рассматривать междометие с другой стороны, синтаксической.

Но для начала выполним с вами следующее задание:

«Поэта дом опальный, о Пущин мой,

Ты первый посетил.»

(А. С. Пушкин) Расставьте знаки препинания и объясните, почему поставили данные знаки препинания.

Междометие о употреблено вместе с обращением, знак препинания после междометия не ставится.

II.               Изучение нового материала.

 В разговоре о словах, грамматически не связанных с другими членами предложения, отдельного внимания заслуживают междометия. Для начала вспомним, что такое междометие с точки зрения морфологии.

Итак, междометия составляют особую часть речи и служат для выражения чувств или побуждений, но не называют их.

Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля. В художественных произведениях они чаще всего используются в диалогах.

Например: «Увы, на разные забавы я много жизни погубил.» (А. Пушкин)

В этом предложении междометие увы выражает чувство сожаления.

Одни междометия выражают чувства: ах! а! ох! эх! ай! ой! ух! ба! ура! и др.

Другие междометия выражают побуждение: ну, цыц! эй! брысь! и др.

Близки к междометиям слова вежливости: здравствуй, до свидания, прощай и др.

Особую группу составляют звукоподражательные междометия, например: мяу-мяу.

В особую группу следует выделить так называемые глагольные междометия: бах, глядь, прыг, шлеп, хвать и др. В предложении они выполняют роль сказуемого.

Например: «Царь раскланялся и вмиг с повозки прыг!» (П. Ершов)

Некоторые из них являются усечениями глаголов (прыгнуть, шлепнуть и т.п.), но чаще бывает наоборот: от междометий образуются такие выразительные глаголы как бахнуть, булькать, звякнуть, хрустнуть и др.

Следует помнить, что междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся с дефисом, например: ха-ха-ха!

Кроме того, междометия могут быть непроизводными. Например: а, э, фу и др.

Междометия могут быть производными, т.е. возникшими из самостоятельных частей речи. Например: Батюшки! Ужас!

Как и вводные слова, междометия могут употребляться не только в составе предложения, но и как самостоятельные слова-предложения. Например, в ответ на вопрос «Ты пойдешь в школу?» можно сказать «Да, пойду» или просто «Ага!» Таким образом, междометия могут являться другим видом слов-предложений, наряду со словами да, нет, конечно, разумеется и другими.

Теперь рассмотрим особенности постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

Если междометия употребляются в начале предложения, раскрывающего их смысл, то они отделяются от этого предложения запятой.

Например: « Ах, какая красота!» (А.Н. Толстой)

После междометных слов-предложений, произносимых с большим чувством, ставится восклицательный знак.

Например: «Уф! Сейчас кончил рассказ.» (А. Чехов)

Реже, если слова-предложения произносятся без восклицательной интонации, после них ставится точка.

Например: «Тс-с. Ну что ты кричишь?»

В случаях, когда после междометия ставится восклицательный знак или точка, следующее за междометием слово пишется с прописной буквы.

Междометия стоят особняком и не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Но иногда они употребляются в качестве других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

Например: «Вот раздалось «ау!» вдалеке. «(Н. Некрасов)

Ау – подлежащее.

В некоторых случаях междометия превращаются в частицы и тогда знаками препинания не выделяются. Также как и стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение.

Например: «Ой ты, Иссык-Куль, родимый Иссык-Куль, кто не любит твоих берегов!»

Также междометия как ох, ну, ай в сочетании с частицами и, да могут выполнять роль восклицательных частиц. В этих случаях запятая после них тоже не ставится.

Например: «Ох и денек сегодня!»

Еще примеры:

Ну и гроза!

Ай да глазки!

Вопросительной частицей является ну и в вопросе с оттенком недоверия:

Например: «Да ну

Или в отклике на обращение:

«Илья Ильич! – Ну!» (И. Гончаров)

Функцию вопросительной частицы выполняет ну и в сочетании со словом как в начале вопросительного предложения, выражающего опасение. В этом случае такая частица произносится с ударением.

Сравним: «Ну как ваше начальство узнает?..» (Н. Островский)

А в предложениях типа «Ну конечно!», « Ну и ладно!» слово ну – это усилительная частица.

III.           Подведение итогов.

Давайте подытожим.

1. Междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

2. Междометие не относится к разряду самостоятельных или служебных частей речи, но иногда употребляются в таком качестве. В этом случае, междометие становится членом предложения.

3. Если междометия используются в начале предложения, то они отделяются запятой.

4. После междометных слов-предложений, произносимых с большим чувством, ставится восклицательный знак, а если выразительной интонации не используется - точка.

5. В тех случаях, когда междометия выполняют роль частиц (восклицательных, вопросительных, усилительных), запятыми они не отделяются.

IV. Домашнее задание: составить диалог (не менее 20 предложений), используя междометия.


 

Пояснительная записка Методическая цель урока : систематизация и практическое применения знаний с использованием компьютерных технологий

Пояснительная записка Методическая цель урока : систематизация и практическое применения знаний с использованием компьютерных технологий

Поэтому в своей педагогической деятельности часто использую компьютерную технику

Поэтому в своей педагогической деятельности часто использую компьютерную технику

Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля

Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля

Теперь рассмотрим особенности постановки знаков препинания в предложениях с междометиями

Теперь рассмотрим особенности постановки знаков препинания в предложениях с междометиями

Еще примеры: Ну и гроза! Ай да глазки!

Еще примеры: Ну и гроза! Ай да глазки!

IV . Домашнее задание: составить диалог (не менее 20 предложений), используя междометия

IV . Домашнее задание: составить диалог (не менее 20 предложений), используя междометия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024