Пояснительная записка
Методическая цель урока: систематизация и практическое применения знаний с использованием компьютерных технологий.
Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач. Применяется иллюстрация повторяемого материала.
Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование учебной программы к уровню подготовки учащихся (учитывался средний уровень подготовленности учащихся в 8 классх).
Русский язык как учебный предмет своеобразен. Учитель, повседневно работая над привитием учащимся навыков русской речи, чтения и письма, всегда учитывает один из самых важных принципов дидактики – принцип воспитывающего обучения.
Каждый учитель старается привить любовь к своему предмету. Ведь, если учащиеся любят уроки русского языка и литературы, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков и интерес к изучению русского языка.
На своих уроках я стараюсь проводить различные формы работы, показываю связь русского языка и литературы, используя тексты русских и кыргызских поэтов и писателей, то есть взаимосвязанное изучение двух школьных предметов – русского языка и литературы – интеграцию. «Работу над языком, – говорил А.А.Шахматов, – необходимо поставить в теснейшую связь … с литературой».
Развитие устной и письменной речи школьников может успешно осуществляться лишь при обогащении самого содержания высказывания, так как развивать речь учащихся – это значит обогащать их мысли, работая одновременно над содержанием и формой их выражения. Интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе поэтических и прозаических текстов, извлечённых из русской и кыргызской литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как работает, играет, обретает подчас новое «лицо». Интеграция помогает каждому ученику раскрепоститься и использовать весь багаж накопленной информации.
Использование на уроке мультимедиапроектора, интерактивной доски, компьютера вызывает стойкий интерес к изучению русского языка и литературы, помогая школьникам учиться с увлечением и добиваться высоких результатов. Поэтому в своей педагогической деятельности часто использую компьютерную технику.
Тема урока: «Междометия в предложении»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: восстановление в памяти обучающихся сведений о междометии; создание условий для знакомства с правилами выделения междометий на письме, назначением междометий;
Развивающие: развитие умения обнаруживать междометия в тексте, умения правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Средства обучения: ПК; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на нашем уроке речь пойдет о междометии. С междометием вы знакомились и в предыдущих классах, но это знакомство у вас было с морфологической точки зрения, а мы с вами сегодня будем рассматривать междометие с другой стороны, синтаксической.
Но для начала выполним с вами следующее задание:
«Поэта дом опальный, о Пущин мой,
Ты первый посетил.»
(А. С. Пушкин) Расставьте знаки препинания и объясните, почему поставили данные знаки препинания.
Междометие о употреблено вместе с обращением, знак препинания после междометия не ставится.
II. Изучение нового материала.
В разговоре о словах, грамматически не связанных с другими членами предложения, отдельного внимания заслуживают междометия. Для начала вспомним, что такое междометие с точки зрения морфологии.
Итак, междометия составляют особую часть речи и служат для выражения чувств или побуждений, но не называют их.
Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля. В художественных произведениях они чаще всего используются в диалогах.
Например: «Увы, на разные забавы я много жизни погубил.» (А. Пушкин)
В этом предложении междометие увы выражает чувство сожаления.
Одни междометия выражают чувства: ах! а! ох! эх! ай! ой! ух! ба! ура! и др.
Другие междометия выражают побуждение: ну, цыц! эй! брысь! и др.
Близки к междометиям слова вежливости: здравствуй, до свидания, прощай и др.
Особую группу составляют звукоподражательные междометия, например: мяу-мяу.
В особую группу следует выделить так называемые глагольные междометия: бах, глядь, прыг, шлеп, хвать и др. В предложении они выполняют роль сказуемого.
Например: «Царь раскланялся и вмиг с повозки прыг!» (П. Ершов)
Некоторые из них являются усечениями глаголов (прыгнуть, шлепнуть и т.п.), но чаще бывает наоборот: от междометий образуются такие выразительные глаголы как бахнуть, булькать, звякнуть, хрустнуть и др.
Следует помнить, что междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся с дефисом, например: ха-ха-ха!
Кроме того, междометия могут быть непроизводными. Например: а, э, фу и др.
Междометия могут быть производными, т.е. возникшими из самостоятельных частей речи. Например: Батюшки! Ужас!
Как и вводные слова, междометия могут употребляться не только в составе предложения, но и как самостоятельные слова-предложения. Например, в ответ на вопрос «Ты пойдешь в школу?» можно сказать «Да, пойду» или просто «Ага!» Таким образом, междометия могут являться другим видом слов-предложений, наряду со словами да, нет, конечно, разумеется и другими.
Теперь рассмотрим особенности постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.
Если междометия употребляются в начале предложения, раскрывающего их смысл, то они отделяются от этого предложения запятой.
Например: « Ах, какая красота!» (А.Н. Толстой)
После междометных слов-предложений, произносимых с большим чувством, ставится восклицательный знак.
Например: «Уф! Сейчас кончил рассказ.» (А. Чехов)
Реже, если слова-предложения произносятся без восклицательной интонации, после них ставится точка.
Например: «Тс-с. Ну что ты кричишь?»
В случаях, когда после междометия ставится восклицательный знак или точка, следующее за междометием слово пишется с прописной буквы.
Междометия стоят особняком и не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Но иногда они употребляются в качестве других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.
Например: «Вот раздалось «ау!» вдалеке. «(Н. Некрасов)
Ау – подлежащее.
В некоторых случаях междометия превращаются в частицы и тогда знаками препинания не выделяются. Также как и стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение.
Например: «Ой ты, Иссык-Куль, родимый Иссык-Куль, кто не любит твоих берегов!»
Также междометия как ох, ну, ай в сочетании с частицами и, да могут выполнять роль восклицательных частиц. В этих случаях запятая после них тоже не ставится.
Например: «Ох и денек сегодня!»
Еще примеры:
Ну и гроза!
Ай да глазки!
Вопросительной частицей является ну и в вопросе с оттенком недоверия:
Например: «Да ну?»
Или в отклике на обращение:
«Илья Ильич! – Ну!» (И. Гончаров)
Функцию вопросительной частицы выполняет ну и в сочетании со словом как в начале вопросительного предложения, выражающего опасение. В этом случае такая частица произносится с ударением.
Сравним: «Ну как ваше начальство узнает?..» (Н. Островский)
А в предложениях типа «Ну конечно!», « Ну и ладно!» слово ну – это усилительная частица.
III. Подведение итогов.
Давайте подытожим.
1. Междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2. Междометие не относится к разряду самостоятельных или служебных частей речи, но иногда употребляются в таком качестве. В этом случае, междометие становится членом предложения.
3. Если междометия используются в начале предложения, то они отделяются запятой.
4. После междометных слов-предложений, произносимых с большим чувством, ставится восклицательный знак, а если выразительной интонации не используется - точка.
5. В тех случаях, когда междометия выполняют роль частиц (восклицательных, вопросительных, усилительных), запятыми они не отделяются.
IV. Домашнее задание: составить диалог (не менее 20 предложений), используя междометия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.