Конспект урока по русскому языку на тему: “Слово и его лексическое значение”

  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку.docx.docx

Конспект урока по русскому языку на тему:

“Слово и его лексическое значение”

 

Учебник: В.П.Канакина В.Г.Горецкий “Русский язык” ч.1

 

Цели:

1. Обучающие:

1.     Вспомнить что такое лексическое значение слова;

2.     Умение различать однозначные и многозначные слова;

3.     Умение различать синонимы и антонимы;

2. Развивающие:

1.     Развитие навыка точного употребления слов в речи;

2.     Развитие мышления, памяти;

3.     Правильно составлять предложения, выражать мысли;

4.     Развитие орфографической зоркости;

3. Воспитывающие:

1.     Доброты, ответственности;

2.     Самостоятельности;

3.     Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

4.     Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

5.     Воспитание дисциплинированности.

Оборудование:

- Изображение острова.

- Иллюстрации многозначных и однозначных слов.

- Словари

 

 

Ход урока.

I Орг.момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу
Подарите мне свою улыбку.

II Актуализация знаний

Игра “Знаю, не знаю”.

- Сейчас я буду произносить фразу “Я знаю, что…” И буду произносить то, что я знаю, если вам это тоже известно, то вы поднимаете свою сигнальную карточку зеленой стороной вверх, если нет то красной.

1. Я знаю, как определить лексическое значение слова.

Определить лексическое значение слова – это значит сказать, что слово обозначает.

2. Я знаю, что значит слово диалог.

Диалог-разговор между двумя или несколькими людьми.

1.     Я знаю, что такое синонимы.

Синонимы – это слова близкие по значению.

2.     Я могу привести примеры синонимов.

3.     Я знаю, что такое антонимы.

Антонимы – это слова, противоположные по значению.

4.     Я могу привести пример антонимов.

III Изучение нового материала

Зеленый и таинственный средь моря остров спит.
Быть может, там воинственный
Ошибок мир лежит?
А может, мы с веселыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдем внимательных,
Послушных прилагательных?
Страница перевернута, и перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!
Там за бортом направо уже видна земля,
И до земли остался лишь поворот руля...

 

 

- Мы с вами отправляемся в путешествие на необычный остров за кладом. Посмотрите, как он называется.

- Остров “СЛОВО”

-Мы причалили к берегу. А на берегу разбросаны камни, а на них… посмотрите, написаны слова. Что это за слова? Интересно. Для чего они нам нужны. Для того чтобы это узнать нам надо вспомнить, что они значат.

 

На доске иллюстрация камней и на них надписи.

 

Веревка – общее название свитой или спущеной в несколько прядей толстой нити.

Карта – географическая картаземного шара, на которой обозначены все страны мира.

Подзорная труба – зрительная труба для рассматривания удаленных объектов одним глазом.

Улыбка – Мимика лица, губ или глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие или иронию, насмешку.

 

На доске появляются определения этих слов.

 

- Где мы можем найти значение слов?

- В словаре. Верно. Толковых словарей очень много. У нас на книжной выставке вы видите лишь некоторые из них.

- Как вы думаете, что это за слова такие?

- Это те вещи, которые нам понадобятся в пути.

- А почему же на одном из камней написано “улыбка”.

- Только с хорошим настроением и улыбкой наше путешествие удастся.

- Верно, а знаете ли вы, что вы сейчас назвали лексическое значение этих слов?

- Откройте свои тетрадочки, запишите число, классная работа. И с красной строки, красиво запишите определение одного из слов, записанных на доске.

- Давайте еще раз повторим, что же такое лексическое значение слова? Как его определить?

-Теперь у нас есть все самое необходимое для путешествия, и мы можем двигаться дальше.

 

- Нам нужно двигаться дальше. Преодолев берег мы попадаем на тропинку, которая идет в лес. Смотрите, какая вокруг красота. Какие великолепные полянки по краям тропинки. Прочитайте, что на них написано.

- Поляна однозначных слов. Поляна многозначных слов.

- посмотрите, что изображено на поляне однозначных слов?

- Береза, соловей.

- Откройте толковый словарь в учебнике и прочитайте, что значат эти слова.

- Какие слова называются однозначными?

- Слова – которые имеют одно значение.

- Приведите примеры.

- посмотрите на вторую поляну. Что там написано?

- Мышка, иголки, колокольчик.

- А что значат эти слова?

 

Дети высказывают свои мнения.

 

- Ваши мнения разделились. Но вы все правы. Эти слова имеют по несколько значений. И они называются многозначными.

- Для того, чтобы нам пройти дальше вам нужно выполнить задание. Запишите в тетрадке, с красной строки 2 предложения, в каждом из которых многозначное слово используется в разном значении. Можете использовать слова с доски, а можете вспомнить какие-то другие многозначные слова.

 

-У моего подъезда рос колокольчик. Ваня позвонил в колокольчик.

 

- Повторим. Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.

- Какие слова мы назовем однозначными? Приведите примеры.

 

- Пора двигаться вперед. Вот мы попали в дремучий лес. Посмотрите сколько здесь разных деревьев: березы, сосны, дубы, осины. Кто знает, как называется такой лес, в котором собраны такие разные деревья?

- Смешанный лес

- Верно. Этот лес называется “лес синонимов”. А какие слова называются синонимами?

- Вот мы с вами в этом смешанном лесу. А вы ничего необычного не замечаете?

- На деревьях написаны слова.

- прочитайте эти слова.

 

Красный, врач, близко, губы, жалость, алый, уста, доктор, недалеко.

 

- Найдите здесь пары слов-синонимов. Назовите их.

Красный – алый

Врач – доктор

Близко – недалеко

Губы – уста

 

- Запишите эти пары в своих тетрадях.

- Послушайте стихотворения, которые я вам прочитаю. После прочтения вам нужно  будет назвать все синонимы, которые вы там услышите.

 

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

 

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

 

- Какие же синонимы вы тут услышали?

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. Бураны, вьюги, метели. Канитель, шум, толкотня.

- Молодцы, вы выполнили все задания на этом отрезке пути. Но нам нужно двигаться дальше.

 

IV Словарная работа

- Смотрите, какая тропинка, она наверняка приведет нас к кладу. Но что такое. Нам преграждает дорогу огромный булыжник. Для того, чтобы его передвинуть нам нужно правильно записать слово, которое мы на нем видим.

- Прочитайте это слово.

- …льбом.

- Запишите это слово у себя в тетради, пропустив первую букву.

- Поставьте ударение. Какую гласную нам нужно проверить?

- Первую гласную.

- Подберите однокоренные слова.

 

Альбом – альбомный, альбомчик.

 

- Можем ли мы проверить гласную?

-Нет.

- Как называются слова, в которых нельзя проверить написание?

- Словарные слова.

- Как же нам узнать какую гласную нужно записать?

- Посмотреть в орфографическом словаре.

- Откройте словарь в своем учебнике и посмотрите, какую гласную нужно записать.

- Составьте и запишите предложение со словом альбом.

 

- Всё. Мы выполнили задание и можем пройти дальше! Ура! Мы с вами на последнем отрезке пути!

- Какие странные картинки разбросаны на этом берегу острова. Посмотрите. Что вы тут видите?

- Грустный мальчик, веселый мальчик.

- Близкое дерево, далекое дерево.

- Девочки болтают, девочки молчат.

- Как можно назвать слова: грустный – веселый, близкий – далекий, болтать – молчать?

- Антонимы.

- Верно. А какие слова мы называем антонимами?

 

- Сейчас я прочитаю вам загадки. Отгадайте, про какие антонимы там идет речь.

 

1. Я – антоним к слову «зной», я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада. А зовут меня (прохлада).

2. Я – антоним слову «смех» не от счастья и утех,
А бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обид и неудач. Догадались, это (плач).

3. Не бываю без начала, близкий родственник причала.
Делу всякому венец. Называюсь я (конец).

4. Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я – для отдыха, для сна. Называюсь – (тишина).

V Итог урока

- Вот мы и добрались до нашего клада. Посмотрите что там?

- Сундук.

 

 

 

- Давайте посмотрим что же в сундуке. А тут лежит письмо.

 

Когда, изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова.
И понимать, что есть у них значенья
“Вода, огонь, старик, олень, трава”.
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

- Теперь вы знаете, что все слова придуманы не зря и каждое слово что-то значит.

- С какими же словами м сегодня познакомились?

- Многозначные, однозначные, синонимы, антонимы.

- Какие слова называются многозначными? Однозначными? Синонимами? Антонимами?

- Молодцы. Мы преодолели все трудности и побывали на таком прекрасном острове. Ой, как же я не заметила. В сундуке еще лежат наклейки. И каждый из вас за сегодняшнее путешествие получит по наклейке. Ни будут подтверждением того, что вы были на этом острове.

 

VI Домашнее задание

Учебник стр. 37 упр. № 68

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru