Конспект урока по русскому языку "Незаменимые помощники - словари"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Незаменимые помощники - словари"

Оценка 4.7
docx
10.11.2021
Конспект урока по русскому языку "Незаменимые помощники - словари"
Конспект урока по русскому языку.docx

Тема: «Незаменимые помощники – словари».

 

Цель: познакомить учащихся с видами словарей; показать их назначение, выработать навыки работы со словарями

Задачи:

- расширить словарный запас, совершенствовать умения работать со справочным материалом, развивать умение использовать вновь полученные знания.

- воспитывать в детях самостоятельность, навыки самоконтроля, умение работать в группе.

 

Содержание:

Выставка словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»; карточки со словарными словами, иллюстрации к словарным словам, карточки «Помощь» и «Рабочий лист».

 

Ход урока

1.     Организация детей

- Ребята, начинаем наш урок общения. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами искусства речи.

2.  Повторение изученного материала

Речевая разминка.

1. Проговаривание чистоговорки:

- Чтобы четко и красиво говорить, необходимо выполнить упражнение для губ и языка.

- Кто хочет разговаривать?

- Мы будем разговаривать.

- Тот должен выговаривать.

- И будем выговаривать.

- Все правильно и внятно

- Чтобы было все понятно.

 

2. Выбор интонации.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

(Проговаривание скороговорки).

 

- Если произнести восторженно, то какая при этом возникает ассоциация?

(Какой усердный ученик!)

 

- С осуждением

(Какой неаккуратный ученик!)

 

- С удивлением

(Почему щеки в чернилах?)

 

3.«Превращения слов»

Кружатся листья.

- Давайте попробуем это предложение сделать распространенным, добавляя последовательно по одному слову. Побеждает ученик, составивший самое длинное слово.

В воздухе тихо кружатся и падают на землю осенние листья.

 

3.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Очень хорошо! У вас получилось прекрасное предложение. У кого - нибудь из вас возникал вопрос, сколько слов в русском языке?

- В словарном составе русского языка много тысяч слов, и у каждого своя биография. Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они «хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари! Поэтому наш урок, который мы проведем в форме устного журнала, так и будет называться: «Незаменимые помощники - словари».

4. Итак, первая страничка нашего устного журнала – «К несметным сокровищам страны Слов»

1.Знакомство с толковым словарем.

- Назначение толкового словаря – толковать слова. Существует несколько авторов толковых словарей: М.С. Лапатухин, Г.П. Снетова. толковый словарь С.И. Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой толковый словарь – 17 томов, а в нем объясняется 120 тысяч слов.

2.Работа по группам.

(Предварительно дети распределены по группам методикой «Любимый цвет»: на столе лежат бумажные кружки 5 цветов. Дети выбирают свой любимый цвет. По одинаковому цвету кружков формируются команды. Для каждой команды приготовлены слова для дальнейшей работы).

 

Красного цвета - слово «Колибри»

Синего цвета – слово «Гиппопотам»

Зеленого цвета – слово «Аллигатор»

Желтого цвета – слово «Олимп»

Коричневого цвета – слово «Панда»

 

(Дается задание каждой команде – нарисовать те ассоциации, которые возникают при произношении этого слова).

Для дальнейшей работы каждой группе дается «Рабочий лист».

(Работа выполняется по пунктам, коллективно. В группе назначается лидер. Который защищает работу, выступление его строится по каждому пункту «Рабочего листа»).

 

Рабочий лист (карточка №1)

1.     Узнайте лексическое значение слова.

2.     Найдите информацию о предмете, который обозначает это слово.

3.     Нарисуйте этот предмет.

4.     Сделайте вывод: изменился ли ваш рисунок, что на это повлияло.

Запишите вывод по рисункам. Представьте результаты исследования группы.

 

Помощь (карточка №2)

Мы узнали…

Мы исследовали…

Мы можем сделать вывод, что…

Наше мнение изменилось (не изменилось) в результате…

 

Сравнить рисунки.

- Почему получилось, что слово одно, а предметы – разные?

- Что повлияло на изменение в изображении предмета? Какие знания?

 

5. Вторая страничка журнала.

«К словам разнообразным, близким, но чуточку разным»

Знакомство со словарем синонимов.

Синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов. Автор – З.Е. Александрова.

 

- Работа по группам со словарем.

Подобрать синонимы к словам: врач, большой, учитель, ограда, богатырь, летчик.

 

6. Третья страница журнала.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда противоположны.

 

- В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. В словаре представлено 20 тысяч антонимических пар.

 

- Из какого произведения эти строчки? Кто автор этого произведения?

«Крошка – сын к отцу пришел

и спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо

- Верно, автором этого стихотворения является В. Маяковский.

- Напишите примеры антонимов из этого стихотворения.

 

- Что в человеке плохо и что хорошо: трудолюбие или лень, трусость или смелость, вежливость или грубость, скупость или щедрость?

Знакомство с выставкой словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

- Мы познакомились с несколькими словарями. «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них можно найти ответ на любой вопрос. Главное уметь ими пользоваться.

 

7. Итог урока.

Рефлексия.

- С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке.


 

Тема: «Незаменимые помощники – словари»

Тема: «Незаменимые помощники – словари»

Мы будем разговаривать. - Тот должен выговаривать

Мы будем разговаривать. - Тот должен выговаривать

В словарном составе русского языка много тысяч слов, и у каждого своя биография

В словарном составе русского языка много тысяч слов, и у каждого своя биография

Желтого цвета – слово «Олимп»

Желтого цвета – слово «Олимп»

К словам разнообразным, близким, но чуточку разным»

К словам разнообразным, близким, но чуточку разным»

Знакомство с выставкой словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» -

Знакомство с выставкой словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021