Конспект урока по русскому языку по теме: " Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" 4 класс

  • doc
  • 02.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Газета.doc

  Тема урока Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс

  Тип урока: урок закрепления изученного материала

   Урок проводится в форме деловой игры Заседание редакционного совета газеты «Имя существительное»

     Формируемые УУД: ПРЕДМЕТНЫЕ (учащиеся научатся)

     -устанавливать наличие в именах существительных безударных   

     падежного окончания и определять способ его проверки;

 - анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и   выбирать нужный способ проверки при написании слова;

- контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 - регулятивные: ставить учебную задачу, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения и корректировать работу по ходу его выполнения;

 - познавательные: планировать свою работу на уроке, анализировать, сравнивать факты и явления;

- коммуникативные: участвовать в работе группы, понимать точку зрения другого, участвовать в диалоге;

       ОБОРУДОВАНИЕ: парты расставлены таким образом, чтобы получилось 4 группы.

       На столах стоят таблички: ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛ АНАЛИТИКОВ, ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ, ОТДЕЛ КОРРЕКТОРОВ.

       На доске запись: Газета «Имя существительное».

       

       Перед уроком дети делятся на 4 группы. В каждой группе выбирается старший, который будет координировать работу всей группы.

ХОД УРОКА

       1. Организационный момент.

       - Ребята, урок русского языка проводим в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Имя существительное». Заведующий аналитическим отделом сейчас ознакомит всех собравшихся с результатами исследований,  сделанных его коллегами.

       Читает ученик: В результате проверки письменных работ по русскому языку выявлено, что 15% учеников 4в класса допускают ошибки в написании окончаний имен существительных.

      - Коллеги! Наша газета не может остаться в стороне, выявив такую проблему. Предлагаю выпустить специальный номер нашей газеты, посвятив его решению этой проблемы.

       2. Постановка цели урока, мотивация к учебной деятельности.

       - Заголовок на первой странице должен привлечь внимание читателей к проблеме. Обсудите в ваших отделах название заголовка. (В группах идет обсуждение, предлагается название темы урока)

       На доске появляется запись: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

     3. Первичное закрепление.

      Учитель дает задание для каждой группы учащихся. Для их выполнения каждый ученик получает раздаточный материал- карточку с заданием.

        ОТДЕЛ ПИСЕМ.

        - На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые слова написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо. Выделите окончания у имен существительных, определите склонение и падеж.

       «Здравствуйте, дорогая редакция! Я хочу рассказать о своей мам… . Мама умеет водить машин… , печь вкусные пироги с капуст… . Она любит работать в огород… .

       А еще она заботится обо мне, своей дочер… . Она самая лучшая мама на свет… .»

    

      ОТДЕЛ АНАЛИТИКОВ

      - Вы должны заполнить таблицу «Падежные окончания имен существительных». Приведите примеры, выделите окончания.(Таблица расчерчена на листе ватмана)

     

 

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Родительный падеж

 

 

 

Дательный падеж

 

 

 

Предложный падеж

 

 

 

 

     ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ

     - Ваш отдел должен составить инструкцию для ученика, как нужно писать падежные окончания имен существительных. И использовав вашу памятку, выполнить задания: вставить окончания, определить падеж.

       Сердц… матери в детях.

       Материнская забота в огн… не горит, в вод… не тонет.

       На свет… все найдешь, кроме матер… .

       От матушк… тапочки и то почти за подарочк… .

 

      ОТДЕЛ КОРРЕКТОРОВ

     - Вашему отделу нужно проверить работу, подготовленную к печати. Если найдете опечатки, исправьте их.(Текст дан с ошибками)

      Разные дети жывут на планети,

      Но мам сваих любят все дети на свети,

      Мамы все могут, мамы помогут, мамы умеют все понимать!

      Как я люблю ее теплые руки

      Тихого голаса нежные звуки

      С мамой и сонце нам светит сильней

      Холодно в мири без мамы моей.

     - Сейчас начнется проверка, выполненных заданий. Задание сотрудникам всех отделов: в проверяемых материалах найти общее.

      Далее выполняется проверка. Дети заслушивают выступление одного ученика от каждой группы.

    - Что было общего в текстах заданий? (Они были о маме)

    - Почему именно сегодня мы говорим о маме?  (Скоро праздник - День матери.)

    - Наш корреспондент приготовил материал о празднике.(Ученик читает текст.)

    4. Творческое применение знаний.

    - Для читателей нашей газеты подготовлен тест. Попробуйте решить его.

    1 В окончаниях каких слов пишется буква И?

     А) на палтус…             г) к барышн…

     Б) по кабин…               д) в опис…

     В) в вертолет…            е) о дроб…

    2 В окончаниях каких слов пишется буква Е?

     А) в задач…                 г) о кадрил…

      Б) по верб…                д) о бинокл…

     В) вокруг насып…       е) об олов…

    3 Укажите имена существительные, стоящие в родительном падеже?

      А) на гранит…             г) у дын…

     Б) с елк…                      д) с ежевик…

     В) по ветош…               е) по местност…

    4 В окончаниях каких слов пишется буква Е?

      А) со свеч…й               г) за пыльц…й

      Б) перед смерч…м        д) под кож…й

       В) над ларц…м            е) за зайц…м

     5 Какую букву, которую вы вставите в слова: около постел…, от ленточк…, о жизн… .

       А) Е

       Б) И

    Проверка теста. Ответ выводится на интерактивную доску.

  5. Рефлексия.

   Новый номер газеты «Имя существительное» подготовлен к выпуску. Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим рекламу. Пользуясь планом, записанным на доске, составляем рекламу.

План:

- Кому адресована газета?

- Почему ее необходимо прочитать?

- О чем вы узнаете, прочитав новый выпуск газеты?

     - Наш материал для праздничного выпуска газеты готов. В конце номера мы поместим стихотворение Р.Гамзатова.

   Как бы ни манил вас бег событий,

  Как ни влек бы в свой водоворот,

  Пуще глаза маму берегите

  От обид, от тягот и забот.

  Боль за сыновей белее мела выбелила косы до бела,

  Даже если сердце очерствело,

  Дайте маме капельку тепла.

  Если стали сердцем вы суровы

  Будьте, дети, ласковее к ней,

  Берегите мать от злого слова

  Знайте, дети ранят всех больней.

  Если ваши матери устали

  Отдохнуть им очень надо дать

  Вам наказ даю, напоминаю

  Дети, дети, берегите мать!