Тип урока: урок закрепления изученного материала
Урок проводится в форме деловой игры Заседание редакционного совета газеты «Имя существительное»
Формируемые УУД: ПРЕДМЕТНЫЕ (учащиеся научатся)
-устанавливать наличие в именах существительных безударных
падежного окончания и определять способ его проверки;
- анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
- контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- регулятивные: ставить учебную задачу, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения и корректировать работу по ходу его выполнения;
- познавательные: планировать свою работу на уроке, анализировать, сравнивать факты и явления;
- коммуникативные: участвовать в работе группы, понимать точку зрения другого, участвовать в диалоге;
ОБОРУДОВАНИЕ: парты расставлены таким образом, чтобы получилось 4 группы.
На столах стоят таблички: ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛ АНАЛИТИКОВ, ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ, ОТДЕЛ КОРРЕКТОРОВ.
На доске запись: Газета «Имя существительное».
Перед уроком дети делятся на 4 группы. В каждой группе выбирается старший, который будет координировать работу всей группы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята, урок русского языка проводим в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Имя существительное». Заведующий аналитическим отделом сейчас ознакомит всех собравшихся с результатами исследований, сделанных его коллегами.
Читает ученик: В результате проверки письменных работ по русскому языку выявлено, что 15% учеников 4в класса допускают ошибки в написании окончаний имен существительных.
- Коллеги! Наша газета не может остаться в стороне, выявив такую проблему. Предлагаю выпустить специальный номер нашей газеты, посвятив его решению этой проблемы.
2. Постановка цели урока, мотивация к учебной деятельности.
- Заголовок на первой странице должен привлечь внимание читателей к проблеме. Обсудите в ваших отделах название заголовка. (В группах идет обсуждение, предлагается название темы урока)
На доске появляется запись: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
3. Первичное закрепление.
Учитель дает задание для каждой группы учащихся. Для их выполнения каждый ученик получает раздаточный материал- карточку с заданием.
ОТДЕЛ ПИСЕМ.
- На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые слова написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо. Выделите окончания у имен существительных, определите склонение и падеж.
«Здравствуйте, дорогая редакция! Я хочу рассказать о своей мам… . Мама умеет водить машин… , печь вкусные пироги с капуст… . Она любит работать в огород… .
А еще она заботится обо мне, своей дочер… . Она самая лучшая мама на свет… .»
ОТДЕЛ АНАЛИТИКОВ
- Вы должны заполнить таблицу «Падежные окончания имен существительных». Приведите примеры, выделите окончания.(Таблица расчерчена на листе ватмана)
|
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Родительный падеж |
|
|
|
Дательный падеж |
|
|
|
Предложный падеж |
|
|
|
ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ
- Ваш отдел должен составить инструкцию для ученика, как нужно писать падежные окончания имен существительных. И использовав вашу памятку, выполнить задания: вставить окончания, определить падеж.
Сердц… матери в детях.
Материнская забота в огн… не горит, в вод… не тонет.
На свет… все найдешь, кроме матер… .
От матушк… тапочки и то почти за подарочк… .
ОТДЕЛ КОРРЕКТОРОВ
- Вашему отделу нужно проверить работу, подготовленную к печати. Если найдете опечатки, исправьте их.(Текст дан с ошибками)
Разные дети жывут на планети,
Но мам сваих любят все дети на свети,
Мамы все могут, мамы помогут, мамы умеют все понимать!
Как я люблю ее теплые руки
Тихого голаса нежные звуки
С мамой и сонце нам светит сильней
Холодно в мири без мамы моей.
- Сейчас начнется проверка, выполненных заданий. Задание сотрудникам всех отделов: в проверяемых материалах найти общее.
Далее выполняется проверка. Дети заслушивают выступление одного ученика от каждой группы.
- Что было общего в текстах заданий? (Они были о маме)
- Почему именно сегодня мы говорим о маме? (Скоро праздник - День матери.)
- Наш корреспондент приготовил материал о празднике.(Ученик читает текст.)
4. Творческое применение знаний.
- Для читателей нашей газеты подготовлен тест. Попробуйте решить его.
1 В окончаниях каких слов пишется буква И?
А) на палтус… г) к барышн…
Б) по кабин… д) в опис…
В) в вертолет… е) о дроб…
2 В окончаниях каких слов пишется буква Е?
А) в задач… г) о кадрил…
Б) по верб… д) о бинокл…
В) вокруг насып… е) об олов…
3 Укажите имена существительные, стоящие в родительном падеже?
А) на гранит… г) у дын…
Б) с елк… д) с ежевик…
В) по ветош… е) по местност…
4 В окончаниях каких слов пишется буква Е?
А) со свеч…й г) за пыльц…й
Б) перед смерч…м д) под кож…й
В) над ларц…м е) за зайц…м
5 Какую букву, которую вы вставите в слова: около постел…, от ленточк…, о жизн… .
А) Е
Б) И
Проверка теста. Ответ выводится на интерактивную доску.
5. Рефлексия.
Новый номер газеты «Имя существительное» подготовлен к выпуску. Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим рекламу. Пользуясь планом, записанным на доске, составляем рекламу.
План:
- Кому адресована газета?
- Почему ее необходимо прочитать?
- О чем вы узнаете, прочитав новый выпуск газеты?
- Наш материал для праздничного выпуска газеты готов. В конце номера мы поместим стихотворение Р.Гамзатова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей белее мела выбелила косы до бела,
Даже если сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.
Если стали сердцем вы суровы
Будьте, дети, ласковее к ней,
Берегите мать от злого слова
Знайте, дети ранят всех больней.
Если ваши матери устали
Отдохнуть им очень надо дать
Вам наказ даю, напоминаю
Дети, дети, берегите мать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.