Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное.Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное.Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
19.10.2020
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное.Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.
Цели:показать роль прилагательных в речи,тексте;повторить морфологические признаки,синтаксическую роль имен прилагательных
Конспект урока русского языка по теме имя прилагательное.docx

Разработка урока по теме «Имя прилагательное. Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.»

5класс

  Цели: показать роль прилагательного  в речи, в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль, правильно употреблять имя прилагательное в речи.

Задачи урока:

-развивать умение формулировать определение понятий;

- развивать умение находить имена прилагательные в тексте;

-формировать умение использовать имена прилагательные в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения;

-развивать умения формулировать и  доказывать свою точку зрения;

-развивать умения анализировать, сравнивать ,обобщать;

- развивать умения применять новые знания;

- развивать умение формулировать проблему;

-развивать умения групповой работы.;

- воспитывать интерес и уважение к языку;

- воспитывать ценностное отношение к слову;

- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения  и сотрудничества.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник

                            доска

                            раздаточный материал по теме урока

 

                            

  ХОД УРОКА

                                                          

                            С малой удачи начинается 

                                                                    начинается большой успех.

 

1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение структуры урока.

2.Повторение.

Мотивация: повторить ранее полученную информацию, так как ранее  полученные знания станут основой для освоения новой темы. Проверить качество выполнения домашнего задания.

   Работа с карточками по методу «2-4-6 вместе» (учащиеся получают карточки с яблоками разными по цвету, необходимо ответить на вопрос: КАКОЕ яблоко?)

   Работа у доски с таблицей «Имя прилагательное»(объяснить таблицу)

  Подведение итогов: какая цель преследовалась данным видом работы.

3.Работа над темой урока

Мотивация: подготовить учащихся к усвоению темы  и мотивировать на осознание взаимосвязи изучаемых явлений.

            а) Сообщение темы урока. Формулирование ключевого вопроса (по проектной технологии) :каково общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.

        Предложить учащимся самостоятельно сформулировать цели урока, сопоставить со своей целью -это будут тематические вопросы по проектной технологии.

      Учащиеся объединяются в группы (в зависимости кому какое яблоко досталось) ,которые понаблюдают над следующими вопросами

Из  слов,  записанных  на доске: сладкий,  шерстяной, голубой,  кирпичный,            круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, низкий, красный, железный

 

Выписать:

1 команда -имена прилагательные, обозначающие цвет предмета;

2 команда - имена прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет;

3 команда - имена прилагательные, обозначающие форму предмета.

 

Учащиеся по группам зачитывают свои задания.

Ребята самостоятельно делают вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, помогают нам описать предмет более точно, образно, указать на признаки предмета.

                  б) Комментирование эпиграфа, какое отношение имеет к теме урока и изучаемой теме вообще.

Задание по карточкам:

Списать словосочетания,определить  и указать род имен прилагательных:

1 команда - ясный день, ясная погода, ясное небо

2 команда - ранняя прогулка, раннее утро, ранний час

3 команда - хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Делаем вывод: Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имен прилагательных зависит от рода имен существительных, к которым они относятся.

4.Физкультминутка.

      а) Массаж рук

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так-

Не  обидятся никак.

    б) Игра «Найди лишнее»

 

 Представьте, что мы приходим во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, то есть, не является прилагательным.

Начинаем: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

5.Работа с текстом. Прочитать текст, найти в нем имена существительные во множественном числе, выписать их вместе с именами прилагательными, которые к ним относятся. Определить падеж имен прилагательных.

    Стояла ясная погода. Потом подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зазеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

 Учащиеся находят имена существительные во множественном числе и делают вывод: Имена прилагательные, как и имена существительные, имеют число, то есть, изменяются по числам. Имеют тот же падеж ,что и имя существительное, к которому оно относится.

Обобщаем выводы, сделанные на предыдущих этапах.

6.Подведение к постановке и осознанию учебной задачи-проблемы, которая ждет своего решения: Зачем нам нужны имена прилагательные?

Чтение фрагментов из стихотворений.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

                 С.А.. Есенин

Найдите имена прилагательные, для чего они нужны автору?

(Прилагательные являются образными определениями - эпитетами, одновременно эпитеты играют роль олицетворений(сонные), метафор(шелковые, серебряные)

Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега.

                  Дон-Аминадо

В чем особенность прилагательных в стихотворении  Дон-Аминадо?

(Если убрать прилагательные, потеряется не только красота и выразительность эпитетов, но и смысл стихотворения, утратится чувство любви поэта к потерянной Родине, чувство тоски по ней)

Работа с фрагментом сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Сначала читаем без прилагательных:

Это были отряды войска королевы. Одни напоминали собой ежей, другие-змей, третьи- медвежат с шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были хлопьями.

 

Это были передовые войска королевы. Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие - стоголовых змеев, третьи- толстых медвежат со взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Сравним фрагменты и сделаем вывод.

Мы видим, что образность художественной речи как поэтической, так и прозаической – во многом складывается благодаря  прилагательным, эпитетам. Точные, образные прилагательные помогают проникнуть в мир   поэзии, в мир сказки, ощутить красоту этого мира.

7.Закрепление знаний.(15 мин.)

Выполнение упражнений

Упр.571-чтение, беседа по вопросам

Упр.572-выполнение заданий (устно)

Упр.575-письменно. Выполнение морфемного и морфологического разбора слов на доске и в тетрадях.

8.Работа по теме урока.

Прямое и переносное значение прилагательных.

Задание: подберите к данным прилагательным существительные,

проясните прямое и переносное значение прилагательных.

1 команда – острый (острый нож, острый взгляд, острый язык и т.д.)

 

2 команда – строгий (строгий учитель, строгий ошейник, строгие правила и т.д.)

3 команда – черный (черные волосы, черный ход, черная работа и т.д.)

9.Домашнее задание:Чтение и ознакомление с теорией параграфа 101;

1.Описать весенний пасмурный день.

2.Подготовить сообщение о роли прилагательных в художественных произведениях на одном-двух примерах.

10.Рефлексия.

-Что было новым?

-С чем справились более успешно?

-В чем испытали затруднения?

 -Чего не знали и как будете  ликвидировать  пробелы в знаниях?

-Дали ли ответ на ключевой вопрос?

11.Итоги.

Выставьте себе объективную,на ваш взгляд, оценку:

1)    Повторение

2)    Наблюдение за новым материалом

3)    Выполнение заданий по карточкам (количество допущенных ошибок и неточностей)

4)    Участие в работе команды

5)    Самооценка

Всем спасибо за урок! Вы сегодня активно работали!Молодцы!

Раздаточный материал к уроку. Катрочки для трех команд с изображением яблок

39i594ec1e056e333.43723021.jpg

 

400-04402608en.jpg2f6af9a45d.jpg

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета(какой? какая? какие? чей?)

Морфологические признаки

Число (ед.ч., мн.ч.) хороший- хорошие

Род (ж.р. ,м. р. ,с. р.) хорошая, хороший, хорошее

Падеж (н.ф. -И, п. ,м. р. ,ед. ч.)

 

Карточка №1 ( для 1 команды) Списать словосочетания, определить  и указать род имен прилагательных

Ясный день, ясная погода, ясное небо

Карточка №2 (для 2 команды) Списать словосочетания ,определить и указать род имен прилагательных

Ранняя прогулка ,раннее утро, ранний час

Карточка №3 ( для 3 команды)Списать словосочетания , определить и указать род имен прилагательных

Хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Карточка№4( для каждого ученика)

Прочитайте текст, найдите в нем имена существительные во множественном числе, выписать их вместе с именами прилагательными, которые относятся к ним. Определить падеж имен существительных и прилагательных.

Стояла ясная погода. Потом подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зазеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Карточка №5 Фрагменты стихотворений (для каждого ученика)

       Улыбнулись сонные березки,

        Растрепали шелковые косы.

        Шелестят зеленые сережки,

        И горят серебряные росы.

                        С.А.Есенин

    Но один есть в мире запах,

    И одна есть в мире нега;

    Это русский зимний полдень,

    Это русский запах снега.

                       Дон- Аминадо

Карточка №6 Фрагмент из сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»

(для каждого ученика)

 

   Это были отряды  войска  королевы. Одни напоминали собой ежей, другие- змей, третьи- медвежат с шерстью. Все они одинаково сверкали белизной,все были хлопьями.

   Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоголовых змей , третьи- толстых медвежат со взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Карточка №7 (для 1 команды)

Подберите к прилагательному существительное; поясните прямое и переносное значение прилагательных

Острый

Карточка №8 (для 2 команды)

Подберите к прилагательному существительное; поясните прямое и переносное значение прилагательных

Строгий

Карточка№9  (для 3 команды)

Подберите к прилагательному существительное; поясните прямое и переносное значение прилагательных

Черный

 Список литературы и электронных носителей информации:

1.Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении// Школьные технологии,2001,№2

2.Джонсон Дж. К. Методы проектирования .М.,1986.-326с.

3.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ под редакцией В.В.Рубцова.-Мозырь: РИФ «Белый ветер»,2000.-285 с.


 

Разработка урока по теме «Имя прилагательное

Разработка урока по теме «Имя прилагательное

ХОД УРОКА

ХОД УРОКА

Выписать: 1 команда -имена прилагательные, обозначающие цвет предмета; 2 команда - имена прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет; 3 команда - имена прилагательные, обозначающие…

Выписать: 1 команда -имена прилагательные, обозначающие цвет предмета; 2 команда - имена прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет; 3 команда - имена прилагательные, обозначающие…

Представьте, что мы приходим во дворец прилагательных и видим множество признаков

Представьте, что мы приходим во дворец прилагательных и видим множество признаков

И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень,

И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень,

Работа по теме урока. Прямое и переносное значение прилагательных

Работа по теме урока. Прямое и переносное значение прилагательных

Раздаточный материал к уроку.

Раздаточный материал к уроку.

Имя прилагательное Обозначает признак предмета(какой? какая? какие? чей?)

Имя прилагательное Обозначает признак предмета(какой? какая? какие? чей?)

Карточка №2 (для 2 команды) Списать словосочетания ,определить и указать род имен прилагательных

Карточка №2 (для 2 команды) Списать словосочетания ,определить и указать род имен прилагательных

Это были отряды войска королевы

Это были отряды войска королевы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020