Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное. Значение имени существительного в речи. Толерантное отношение к людям – инвалидам и людям с ограниченными возможностями".

  • docx
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коспект урока по русскому языку.docx

Конспект урока по русскому языку в 7/9 классе (вариант 1)

Грамматическая тема урока:«Имя существительное.

Значение существительного в речи»

Лексическая тема урока: «Толерантное отношение к людям – инвалидам и людям с ограниченными возможностями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Имя существительное. Значение существительного в речи.

Лексическая тема: Толерантное отношение к людям – инвалидам и людям с ограниченными возможностями»

Цель урока: формирование знаний учащихся о значении в речи существительных (содействие вопределении значения в речи существительных учащимися)и воспитание толерантного отношения к людям-инвалидам.

Задачи:

Образовательная: закрепить теоретических знаний о грамматических признаках существительных и умений определять эти признаки.

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы с деформированным предложением, формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать свои мысли.

Воспитательная: воспитывать чувство сострадания и милосердия, способствовать формированию толерантного отношения к людям- инвалидам и людям с ограниченными возможностями;

 

Тип урока: комбинированный нетрадиционный.

Вид урока: урок – практикум.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, в группах, коллективная, ролевая игра, самостоятельные работы, работа в тетрадях, работа со слайдами.

Методы и методические приемы: 1) общедидактические: проблемное изложение, частично-поисковый. 2) частично – дидактические: целеполагание, “мозговой штурм”, составление кластера, рефлексия.

Оборудование:  слайды, карточки со словами, индивидуальные карточки, цветик-семицветик, цветные квадраты.

 

Ход урока

1.      Организационный момент.

По цепочки подойти к доске и убрать карточки со словами, которые не являются именами существительными.

(Врач, больница, сердечный, доброта, инвалид, милосердие, помогать, любовь, слепой, больной, сострадание, глухой, великодушие)

2.      Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Вывод:

-Слова какой части речи я просила оставить на доске?( существительные)

-Как вы выбирали имена существительные?

-Как вы думаете, почему я попросила оставить именно имена существительные?

-А какой темой обьеденены слова? ( доброе отношение к инвалидам, толерантность)

-А что означают выбранные существительные? ( людей, качества и черты характера)

-А что еще могут означать существительные?

3.      Целеполагание.

-Давайте вместе поставим цели нашего урока и определим тему.

Задание: составить предложение, используя его начало и наводящий вопрос.

-Повторить грамматические признаки  ( какой части речи?)……..

-Определить значение в речи ( какой части речи?)…..

-Воспитывать чувство сострадания и милосердия  ( к каким людям?)…..

Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.

4.      Словарно-орфографическая работа.

Я попрошу вас назвать одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Дети записывают слово в тетрадь. Фронтально выделяют и обозначают орфограммы.

Задание: составить разрезанное предложение, в котором обьясняется значение слова.

«Толерантность -это терпимость к другим людям.»

Закрепление грамматических признаков существительных. Игра «Одень слово».

-Давайте вспомним грамматические признаки существительного и поиграем в игру «Одень слово» ( толерантность).

Дети определяют грамматические признаки.

5.      Физкультминутка.

Игра «Белая ворона».

1.    Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.

2.    Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.

3.    Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.

4.    После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого».

Спрашиваем его, что он чувствует:

·         Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

·         Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

·         Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Спрашиваем ребят из других групп:

·         Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?

·         Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

·         Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

— Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

 

6.      Введение в тему, изучение нового материала.

Учитель объясняет более развернуто значение слова толерантность.

Толерантность – (от лат. Слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

На доске: «Толерантность -это терпимость к другим людям.»

Учитель убирает слово толерантность и терпимость.

-Скажите, можем мы понять о чем речь?

-Каких слов нам не хватает, какой частью речи они являются? Возможно без существительных выразить свои мысли?

-А теперь давайте определим какими качествами должен обладать толерантный человек, а какими нет. Для этого нам помогут существительные, которые размещены на стенах класса.

Учащиеся первого ряда соберут, прикрепят на доску и запишут существительные, которые относятся к толерантному человеку, учащиеся второго ряда -которые не относятся ( работа в группах)

 

·         терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

·         справедливость

·         совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

·         сострадание

·         агрессия

·         равнодушие

·         уважение особенностей, мнений и поступков других людей

·         сдержанность

·         прощение

·         принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

·         милосердие (учитывать настроение окружающих)

·         неуважение прав другого человека

·         великодушие

·         примирение со сложившимися ситуациями

·         оскорбление

·         призрение

·         доброта

·         ненависть

·         унижение по отношению к другим

·         понимание

-Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

7.      Физминутка.

-Ребята, давайте сейчас на себе попробуем, каково быть человеком с ограниченными возможностями.

Учащиеся первого ряда представят, что они очень плохо видят (им завяжут глаза) и попробуют нарисовать сердце на доске. Учащиеся второго ряда представят, что у них очень болят руки и ноги и он передвигается на коляске и попробуют без рук нарисовать сердце.

-А теперь давайте представим, что ваш сосед по парте слабослышащий и попробуем ему сказать что мы его любим, что бы он нас понял.

8.      Закрепление знаний.

Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

- Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

-Скажите , без каких существительных невозможно было бы понять значение этих строк?

-Спишите эти строки и подчеркните существительные.

-Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик с использованием существительных)

-Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков -УВАЖЕНИЕ

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями. -СОЧУВСТВИЕ

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.-ПОНИМАНИЕ

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.-ПРИНЯТИЕ

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.-ДОБРОТА

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.-ВЕЛИКОДУШИЕ

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.-МИЛОСЕРДИЕ

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

9.    Итог урока.

- Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

-Скажите, Какие грамматические признаки имен существительных вы знаете?

-Какое новое словарное слово учились писать?

-Какое значение существительных в речи?

10. Рефлексия.

-Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше всего?

-Какое задание вызывало затруднения?