Предмет: Русский язык Класс: 4.
Тема урока: Местоимение. Личные местоимения
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, учить определять их лицо и число.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учить распознавать местоимения среди других частей речи, правильно употреблять их; познакомить обучающихся грамматическими признаками личных местоимений, с ролью местоимений в речи, их особенностями.
Личностные.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе
знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные
признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем внимательно.
Запоминаем все старательно.
II. Самоопределение к деятельности.
1) Чтение стихотворения-загадки с последующим обсуждением.
Утром-
Так заведено-
Разомкнешь ресницы, и к тебе идет оно
Розовой жар-птицей…
А стемнеет-он придет:
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел-плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Е.Кай.
- Кто такие оно, он, она? (Солнце, месяц и луна)
- К какой части речи относятся слова солнце, месяц и луна? А слова оно, он, она?
- Какие из этих слов называют предметы, а какие – только указывают на них?
- Слова оно, он, она – местоимения. Подумайте, почему эта часть речи так называется. (Слова этой части речи употребляются вместо имен существительных). В этом и заключается особенность местоимений.
-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?
- О части речи - местоимении
2) Работа с учебником
- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?
- Местоимение
- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
- Открываем с. 52, прочитайте тему урока
-Роль местоимений в речи (открывается тема на доске)
- Сформулируем цели урока:
- Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться отличить местоимение от других частей речи, распознавать личные местоимения, уточнить о роли местоимений в речи.
III. Изучение нового материала
1. Работа с правилом.
- Прочитайте правило, которое приготовила нам в учебнике Сова на с 52.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
- В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами. (Таблица с.54)
1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.
Ед.ч. я ты он она оно
Мн.ч. мы вы они
- Личные местоимения – это местоимения – существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.
- Давайте прочитаем местоимения.
Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
2. Работа по учебнику
Упр.110 (с.53)
- Прочитайте первое предложение.
- Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он-сом.)
- Прочитайте второе предложение.
- Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она-ящерица.)
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Итак, чем отличаются местоимения от имен существительных?
(Имена существительные называют предметы, а местоимения только указывают на них.)
Физминутка
3. Работа по карточкам.
- Вставьте подходящие по смыслу местоимения.
У сапожника на рынке
Видел … вчера ботинки.
По ноге … вполне,
Только … не по цене. (Дж.Родари)
…, пожарные, сильны.
…огонь послушен.
Но еще огонь войны
… не потушен. (Дж.Родари)
V. Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось, понравилось?
- Испытывали ли вы трудности? В чём?
- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?
- Как называются эти местоимения?
- Почему это удивительная, необычная часть речи?
- Какого лица бывают местоимения?
-Каким членом предложения бывают местоимения?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.