Приёмы смыслового чтения на уроках музыки

  • docx
  • 19.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приёмы смыслового чтения на уроках музыки Гаврилова Э. И..docx

Учитель музыки Гаврилова Э. И.

Приёмы смыслового чтения на уроках музыки

Урок музыки, построенный  с позиции формирования  смыслового чтения, помогает обучающимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются  не чем-то отстранённым, что надо выучить на отметку, а тем, во что вложены собственные силы. А зна-чит, повышается интерес к предмету и мотивация обучающихся, при изучении предмета «Музыка».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обяза-тельно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними обра-зами, что очень важно на уроках музыки. Человек сам устанавливает соотношение между собой, ин-формацией и окружающим миром.

Виды смыслового чтения:

ознакомительное  чтение, изучающее  (аналитическое) чтение, поисковое  чтение

 Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме». 5 класс

Составить два суждения «Верно ли, что…»

1) хоровая музыка – мир особых музыкальных образов?

2)народная хоровая музыка произросла из жизни?

 

 «Музыкальный текст, с пропусками слов» обучающимися составляются  тексты и даются  слова для справок  для индивидуальной  работы.

В основе оперы Н. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» лежат …………………….. о чудесном спасении града………….. от нашествия татар – погружении его под воды…………………………………………..

В музыке оперы слышны интонации……………………………….., молитв, слышен перезвон …………колоколов

Слова для справок: озеро Светлояр, Китеж, древние сказания, церковные песнопения, церковных

 

 Тема: «Что может изображать хоровая музыка» 5 класс

« Путаница»

В эту путаницу букв попали музыкальные термины, слова, являющиеся понятиями и относящимися к музыке. Помоги их найти. ( напиши правильные слова).

анропос /тьал / рнеот / саб/аяровох /аузкым

(альт, музыка, бас, хоровая, сопрано, тенор)

Написание творческих заданий. продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке.

 

Тема:«Русские сезоны» в Париже. 5 класс

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет «Петрушка» И. Стравинского. Действие балета происходит……..

Приём «Дополни предложение»

А) МУЗЫКА + ЛИТЕРАТУРА = ?_________________. Музыка и литература _________ друг с другом.

(Сотрудничество, сотрудничают)

 

  Тема «Соло и тутти» 6 класс

«Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю)

4 группы инструментов

Мастера Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович

История насчитывает более трёх столетий

                                                                                        ( симфонический оркестр)

«Три чуда»

Царство Гвидона

Чудеса музыкальных тембров

                                                                 ( опера «Сказка о царе Салтане» Н. Римский – Корсаков»

 

Приём «Вопрос-ответ»   Тема: «Драматические образы в музыке», 7 класс

Вопрос

Ответ

Кто композитор песни – баллады «Лесной царь»?

На чьи стихи написана баллада?

Сколько персонажей в балладе?

Что выражают драматические образы?

Столкновения, противоречия, конфликты

Три и рассказчик

Гёте

Шуберт

Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная  или парная работа).

 

 Тема: «Такие разные песни, танцы, марши» 7 класс

Составить три суждения «Верно ли, что…»

1) П. Чайковский избрал темой финала 4 симфонии р.н.п. «Во поле берёза стояла»?

2) Марш может иметь сказочно – шутливый и серьёзный характер?

3) Вальсы Шопена звучат поэтично и нежно?

«Музыкальный текст, с пропусками слов» Обучающимися составляются  тексты и даются  слова для справок  для индивидуальной  работы..

 

Тема: Восточная тема у Н. Римского – Корсакова: «Шехерезада»

Симфоническая сюита «Шехерезада» написана по мотивам …………. сказок, главный рассказчик ………… Тема Шахриара – повелительный унисон деревянных …………инструментов. Тема Шехерезады – нежная и томная, исполненная певучей ……..      …….. 

В сюите есть и другие темы: мы слышим то рокот ……………..волн, то шумную суету многолюдного …………..      …………, то неторопливые ………….рассказчиков – самой Шехерезады и ……………       ………………

Слова для справок: арабских, Шехерезада, духовых , скрипка соло, морских, восточный город, интонации, царевич Календер

Написание творческих заданий. продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке.

Своё сочинение Римский – Корсаков предваряет небольшим программным вступлением: