Дидактические игры на уроках в начальной школе.
Автор: Биляк Лариса Михайловна
МБОУ «Новогригорьеаская СОШДС»
Современная начальная школа ориентирована на использование таких педагогических технологий, которые предвидят обучение и воспитание активной, высокообразованной, творческой личности. Использование дидактических игр способствует достижению цели обучения в начальной школе, удовлетворению потребностей и интересов младших школьников. Поэтому в младших классах начальной школы одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к учебному предмету, коррекции познавательных процессов. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, способствует повышению мотивации у младших школьников, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, помогает легче усвоить учебный материал, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Кроме этого, дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры и подчинять свои интересы интересам коллектива.
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задаче и даёт младшим школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Без игрового замысла, игровых действий и правил дидактическая игра или невозможна вообще, или утрачивает свою специфическую форму, превращаясь на выполнение упражнений и указаний. Поэтому во время подготовки дидактической игры необходимо составить сценарий или план действий, определив временные границы игры, отдельно каждого ее этапа. Объединение всех элементов игры и их взаимодействие повышает эффективность игрового урока.
Проведение дидактической игры требует выполнения таких этапов: выбор темы игры; определение цели и заданий игры; подготовка и проведение игры. Чтобы игровая деятельность на уроке была эффективной и давала желательные результаты, необходимо руководить ею, обеспечивая использование таких требований: игры должны соответствовать обучающей программе; игровые задания должны быть посильными для учащихся, но одновременно и развивать их творчество и находчивость; соответствие игры возрастным особенностям детей; разнообразность игр; привлечение к игре всего класса.
Требования к проведению игр.
1. Готовность учащихся к участию в игре. Каждый ученик должен усвоить правило игры, четко уяснить цель, конечный результат, последовательность действий, иметь необходимый запас знаний для участия в игре.
2. Четкая постановка заданий игры. Объяснение заданий учителем должно быть понятным и четким.
3. Сложную игру следует проводить поэтапно. Сначала учащиеся должны усвоить отдельные действия, а потом можно предлагать игру в целом.
4. Действия учащихся следует контролировать, своевременно исправлять, направлять, оценивать.
5. Нельзя допускать унижения достоинства детей (обидные сравнения, плохая оценка за поражение в игре и т.д.).
6. Игры важно проводить систематически и целенаправленно, начиная с элементарных игровых ситуаций, постепенно усложнять и разнообразить их в меру накопления у обучающихся знаний, приобретенных умений и навыков, усвоения правил игры, развития памяти, воспитания находчивости, самостоятельности, целеустремленности.
Дидактическую игру использую на всех этапах урока. В начале урока игра помогает организовать и заинтересовать учащихся, облегчает процесс усвоения темы; в середине урока игра нацеливает на усвоение темы; в конце урока игра носит поисковый и рефлексивный характер. Но на любом этапе урока она интересная, доступная, включающая разные виды деятельности учащихся, позволяющая снять напряжение.
Однако, не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. В силу этого, игру заранее планируют, продумывают её место в структуре урока, определяют форму её проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.
Рассмотрим примеры дидактических игр, нацеленных на развитие логической памяти младших школьников на уроках русского языка.
Дидактическая игра «Образные сравнения»
Учащиеся должны вспомнить существительные-сравнения к данным прилагательным, объяснить значение образных сравнений.
смелый
как ...,
коварная как ...,
трусливый как ...,
хитрый как ...,
злой как ...,
голодный как ...,
трудолюбивый как ...,
верный как ...,
упрямый как ...,
неуклюжий как ...,
тихий как ...,
вольный как ...,
чистый как…,
холодный как…
Дидактическая игра «Замени одним словом»
Капля в море - …
всей душой – ….
как дома –…
битый час - …
без сучка и задоринки - …
рукой подать - …
как по маслу - …
шаг за шагом - …
Кот наплакал - …
Обвести вокруг пальца -...
Зарубить на носу - …
Ломать голову - ..
Перегнуть палку - …
Пальцем в небо - …
Как по маслу - легко.
Дидактическая игра « Пословица спряталась»
Все за одного - … за всех.
Не всё то золото, что ...
Не боялся браться, так и не страшись ...
Виноватый винится, а правый ничего не ….
Слово не воробей, вылетит – не ...
Человек без друзей – что… без корней
Волка бояться – в… не ходить
Крутится, как … в колесе.
Без труда не …
Под лежачий … вода не течет.
Дидактическая игра «Исправь ошибку поэта»
Исправьте предложение:
У вратаря большой улов - влетело в сетку пять волов.
Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки.
Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл.
Над тихим озером росла пышноголовая метла.
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах.
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку и т.д.
Рассмотрим примеры дидактических игр, нацеленных на развитие внимания младших школьников на уроках русского языка.
Дидактическая игра «Отыщи слово»
Нужно написать на бумаге набор букв, среди которых «затеряно» слово, и предложить ребенку за определенное время найти и подчеркнуть его. Сделать задание более сложным можно, увеличив объем текста и количество слов. Например:
ВПЫЛОАВРДВЕРЬЕЛОЖУКФНАЖАБАЖЭВАДАРВАЛДР
Дидактическая игра «Китайская грамота»
Педагог записывает случайный набор букв и предлагает ребенку за короткое время переписать этот текст. Цель упражнения заключается в том, чтобы сделать как можно меньше ошибок. Можно использовать, например, следующие тексты:
· аполдвокаториванирпаемсапуныесуцири
· юопавиленмисыбудапярол
· наоярротмонвастинпынугболитою
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.