Дата: 05.04.2017 г.
Место проведения: ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани
Класс: 2А
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Вид урока: путешествие
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Цели урока:
1. Образовательные:
- формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
- умения распознавать орфограммы в тексте.
2. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;
- развитие умения находить проверочное слово;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие речи детей.
3. Воспитательные:
- воспитание любви к русской поэзии;
- воспитание аккуратности у учащихся;
- воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности,
уверенности в своих силах.
Планируемые образовательные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
- проектор, интерактивная доска;
- костюм для Весны;
- индивидуальная доска – мольберт
Музыкальное оформление:
- музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года»;
- голоса грача и скворца из сборника «Звуки природы»
Демонстрационный материал:
- презентация.
- этимологический словарь русского языка для школьников/ сост. М.Э.Рут -Екатеринбург: У - Фатория, 2007-427с.
Раздаточный материал для детей:
- задания для групп;
- круги (зеленый, красный, желтый для самооценки);
- иллюстрации «цветочек» и «тучка»;
- сигнальные карточки с гласными буквами;
План урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока.
1. Постановка проблемы урока.
2. Определение темы и цели урока.
3. Чистописание.
III. Актуализация изученного материала:
1. Словарно-этимологическая работа.
2. Поиск информации в тексте. Работа в парах.
3. Этимологическая справка.
Физкультминутка.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Закончи стихотворение».
2. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).
Пальчиковая гимнастика.
V. Развитие речи и обобщение ранее пройденного материала.
1. Творческая работа (составление рассказа по картинке).
2. Выделяют орфограммы в предложении.
VI. Релаксация (психогимнастика).
VII. Обобщение изученного материала (тест).
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание (дифференцированно по уровню трудности и объёму).
Ход урока.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент Учитель:
«Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»
Учитель: Сегодня пришла к нам необычная гостья. Отгадайте, кто она? Ученик: Она
приходит с ласкою Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года» Входит Весна.
II. Мотивация учебной деятельности 1.Постановка проблемы урока
Весна: Здравствуйте! Я хочу рассказать вам историю. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет Колька принесет»,- сказал товарищам Дима. Пришел Коля, а в руках у него… меч. Почему так получилось? Дети: - Потому что Дима неправильно написал слово. - У Димы получилось вместо «мяч» «меч». - Наверное, Дима не знал правила о безударных гласных. - Нужно было написать «мячом», потому что проверочное слово «мяч».
2.Определение темы и цели урока. Учитель: Как выдумаете, что станет темой нашего урока? Дети: - Написание безударных гласных. - Безударные гласные в корне слова.
Учитель: Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».
Учитель: Какую цель можно поставить перед собой? Дети: Научиться правильно писать слова с безударным гласным в корне слова. Учитель: Помогать нам в этом будет Весна. Она покажет нам, как встречают весну жители нашей планеты. А вот и ворота правил. На какие вопросы будем учиться отвечать в ходе урока? Ответы детей появляются на слайде. Учитель: Ответим на первый вопрос: что надо проверять? Дети: Проверять надо гласные буквы, на которые не падает ударение. Учитель: Какие гласные буквы? Дети: Безударные а, о, и, е, я. Учитель: Где безударные гласные буквы? Дети: В корне слова. Учитель: Как нам выбрать букву гласного? Дети: - Надо поменять форму слова. Если не получается, то подобрать однокоренные слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Что безударные
гласные а, о, е, я, и Где надо
в корне Как проверять изменить форму слова
или подбирать
однокоренные
слова с ударным проверяемым
гласным
3.ЧистописаниеУчитель: Весной люди украшают свой дом. Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – ворота. Давайте покрасим их движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания. Записываем сегодняшнее число: Классная работа. Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы о, р, л -Какое соединение о с р? (верхнее соединение) -Какое соединение о с л? (нижние соединение) оро оло Дети произносят хором: Я
тетрадь свою открою Сяду
прямо, не согнусь, Учитель: Народ сложил много пословиц о первом месяце весны. Но теплый весенний ветерок перепутал слова пословицы о первом месяце весны. Соберите пословицу. Весну, прогоняет, начинает, зиму, март. Дети: Март зиму прогоняет, весну начинает.Учитель: Что означает эта пословица? Дети: С марта начинается весна. Учитель: Объясните написание подчеркнутых гласных Дети: Прогоняет - гонит. Весну - весны. Начинает - зачин Учитель: Запишите правильно и красиво пословицу. III. Актуализация изученного материала. 1. Словарно-этимологическая работа. Учитель: Ребята, знаете ли вы, почему месяц март так назвали? Послушайте Диану, она прочитает нам в этимологическом словаре статью. Ученик: В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался этот месяц Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали.
2. Поиск необходимой информации в тексте. Работа в парах. Учитель: А как встречают птицы весну? Прочитайте текст, лежащий у вас на парте. Выпишите из него все названия птиц. Работаем парами.
Текст: Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся воробьи. На заборе вертят головами, качают хвостами и трещат длиннохвостые сороки. Потрещат, пострекочут, встретят начало весны и отправятся в лес заниматься своими гнездовыми делами. На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-черные с белыми носами грачи. Около старого скворечника, трепеща черными крылышками, распевают свою звонкую песенку скворцы. Учитель: Какие слова выписали? Дети: Воробьи, грачи, сороки, скворцы. 3. Фронтальная проверка. Открываются на доске картинки с изображением этих птиц. Учитель: Выберите из названий птиц слова, в которых написание безударной гласной не проверяется ударением? (Воробей, сорока.) Учитель: Чаще всего мы называем эти слова словарными. А теперь прочитайте слова, в которых безударную гласную можно проверить. Докажите, что эту гласную вы написали верно. Дети: В слове грачи пишу гласную а, потому что в слове грач пишется гласная а. В слове скворцы пишу гласную о, потому что есть проверочное слово скворушка. 4. Этимологическая справка. Учитель: А знаете ли вы, почему грач и скворец получили такое название? Вслушайтесь: слова [грачи], [скворцы] составлены из звуков, которые издают эти птицы: «Гра-гра!» — кричат грачи. «Сквор-сквор!» — поют скворцы. Думаю, теперь вы не допустите ошибок в написании данных слов. (Включает диск с голосами) Учитель: А почему грачей и скворцов называют первыми вестниками весны? Дети: Грачи и скворцы прилетают первыми весной. Физкультминутка Учитель: А вот проснулся и медведь… Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, Потянулся он со сна: К нам опять пришла весна, Что б скорей набраться сил, Головой медведь крутил. Наклонился взад – вперед, Мишка по лесу идёт? Где здесь пчёлы, где здесь мёд? Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. И вокруг запели птицы! Ну, а нам пора учиться! IV. Закрепление изученного материала 1. Игра «Закончи стихотворение».Учитель: Весна вдохновляет многих писателей и поэтов. Я прочитаю вам отрывки из стихотворений о весне известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Запишите слова в соответствующий столбик, устно подбирая проверочные. Подчеркните орфограмму. Учитель читает стихотворения, не договаривая последнее слово. Дети выполняют задание, записывая слова с безударной гласной и в 1-й столбик, с гласной о – во 2-й столбик, с е – в 3-й столбик.
Учитель: Стихотворения каких поэтов прозвучали? Дети отвечают. Учитель дополняет их ответы. Учитель: Проверим работу, взаимопроверка. Запись в тетради:
Учитель: Для проверки какого слова требуется два проверочных слова? Дети: Полоса. Учитель: Почему? Докажите. Дети: Две безударные гласные в корне. Проверочные слова – полосы, полоска. 2. Дифференцированная работа.Разноуровневые задания для индивидуальной работы. Учитель: А теперь Весна вам предлагает три варианта работы: синий, зеленый, красный листочки. Каждый выбирает для себя. Карточка 1. (1 уровень - красный) Соединить слово с нужной буквой: Р..КА А ДР..ЗДЫ О П..ТНО Е ТР..ВА И Ч..СЛО Я ЗМ..Я Е Карточка 2. (2 уровень - зеленый) Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. • Цв…ты- … • Сп…на- … • Сл …ны … • Дв…ры - … • Гр …чи -… • Ст …на -…. Карточка 3. (3 уровень - синий) Вставь буквы, добавляя противоположные по значению слова (антонимы) С…деть - … Г…рячий - … Л…мать - … Б…льшой - … Б..льной - … Учитель: А теперь проверим индивидуальную работу с помощью сигнальных карточек. Показываем букву и говорим проверочное слово. Карточка 1. (1 уровень - красный) Соединить слово с нужной буквой:
Ч..СЛО Я
Карточка 2. (2 уровень - зеленый) Вставить пропущенные буквы подобрать проверочные слова. • Цветы - цвет • Спина - спины • Слоны - слон • Дворы - двор • Грачи - грач • Стена - стены Карточка 3. (3 уровень - синий) Вставь буквы, добавляя противоположные по значению слова (антонимы) Сидеть - стоять Горячий - холодный Ломать - строить Большой - маленький Больной - здоровый Пальчиковая гимнастика От сосулек – звон, звон! Просыпайся – клён, клён! Растопился снег, снег. Ручейки – в бег, в бег. Гром шагает: топ, топ. Почки слышно: хлоп, хлоп V. Развитие речи и обобщение ранее изученного материала. 1. Творческая работа (составление рассказа по картине). Учитель: У всех зверей весной появляются малыши. Откройте учебник на странице 81. Найдите упражнение 39. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Дети: На рисунке мы видим поляну, сосну, лису с лисятами. Используя опорные слова и словосочетания, составьте рассказ по рисунку.
На слайде:
Учитель: Каким словом можно заменить слово малыши? Дети: Лисята. Учитель: Как можно озаглавить рассказ? Дети: Лисья семья. Учитель: -Где происходит событие? Где находится нора? Кто играет на полянке? С чем играют лисята? Что делает лиса? Какое у них настроение? ЛИСЬЯ СЕМЬЯ На зеленой полянке растет ветвистая сосна. У сосны лисья нора. Мама-лиса следит за малышами. Лисята играют мячом. Весело малышам! Учитель: Письменно ответьте на вопрос: где живет лиса с лисятами? Дети: Лиса с лисятами живет в норе. 2. Выделяют орфограммы в предложении. Учитель: Подчеркните в предложении однокоренные слова. Дети: Лиса, лисятами. Учитель: Нужно ли в этих словах проверять гласные корня? Дети: Да. Лиса, лисятами - лисы. Учитель: Какие еще слова с данной орфограммой есть в предложении? Дети: Живет - жизнь, норе - норы. Учитель: Какие еще орфограммы есть в этом предложении? Дети: Правописание предлогов со словами: Жи-ши пиши с гласной и. Учитель: Укажите над словами предложения части речи. Выполняется взаимная проверка написанного. Дети: Лиса с лисятами живет в норе. VI. Релаксация (психогимнаситика) «Солнышко и тучка». Учитель: Ребята, представьте: ласковое весеннее солнышко заглядывает к нам в окно, но вдруг тучка закрыла солнышко, стало свежо. Неуютно (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание) -Весеннее солнышко вышло из-за тучки, светит пригревает. Оно целует наше лицо, руки, ноги, все тело. Нам приятно греться на солнышке (расслабиться, выдохнуть). Мы нежимся под его теплыми лучами.
VII. Обобщение изученного материала (тест). Учитель: Подошло время подвести итоги. По этому тесту я узнаю, помогло ли нам путешествие с Весной, узнать больше о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. 1. Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? А. а,о Б. у, ы, ё, ю, э В. е, и, я 2. В каком слоге гласная является орфограммой? А. В безударном. Б. В ударном. 3. Укажи номера слов, в которых пропущена буква О. 1. сл...ва 4. с...довник 2. ж...рища 5. набр...сать 3. пл...довый 6. стр...итель 4. Укажите номер буквы, которую надо вставить в слова: Гн...лой, в...згливый, м...гание, в...сюлька 1. Я 2. Е 3. И 5.Укажите номера слов, в которых допущена ошибка. 1. пистреет 4. канец 2. талкать 5. размягчить 3. кислица 6. кротёнок Учитель: Ребята, оценки за тест вы узнаете на следующем уроке. VIII. Итог урока Учитель: А вот и ворота. Мы без дела не сидели Сделать многое успели. Что успели за урок? Подведите-ка итог. Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Какое время года у нас было в гостях? Дети: У нас в гостях была Весна. Учитель: Мы путешествовали и закрепляли знания, по какой теме? Дети: Безударные гласные в корне слова. -Учитель: Какова была цель вашей деятельности? (Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения…). Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова? Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. IX. Рефлексия Учитель: Оцените свою работу на уроке, подняв один из кругов. (Зеленый – все понял, могу объяснить, желтый – понял, но надо потренироваться, красный – остались затруднения, нужна консультация). Учитель: Весна, тебе понравилось у нас на уроке? Весна: Да. Вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте поблагодарим аплодисментами друг друга за хорошую работу. Учитель: Весна у каждого из вас разная: у одного теплая, лучистая, а другого пасмурная и хмурая. У каждого из вас на парте лежит «цветочек» и «тучка». Составим с вами коллаж. Если вам понравилось на уроке – прикрепите к доске солнышко, а если что- то было не так - тучку. Учитель: Какая у нас получилась красивая полянка!
X. Домашнее задание. По своим наблюдениям составить и записать небольшой текст - описание весенних изменений в природе или выполнить упражнение 42 стр. 83 |
Эмоциональный настрой на урок
Ученик читает загадку
Дети отгадывают загадку.
Ученик играет роль Весны
«Весна» рассказывает историю.
Дети анализируют историю.
Определяют тему и цель урока.
Слайд 1
Актуализация опорных знаний
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Выполняют гимнастику для кисти руки Слайд 5
Анализируют соединение букв, прописывают буквы в тетради. Следят за посадкой.
Хором читают стихотворение.
Составляют пословицу и объясняют ее значение и написание подчеркнутых орфограмм
Слайд 6
Комментированное письмо пословицы.
Ученица читает из этимологического словаря.
Разбиваются на пары, ищут необходимую информацию, выписывают слова – названия птиц. Слайд 7
Слайд 7 Фронтальная проверка.
Анализ слов.
Слайд 8
Называют слова, подбирают проверочные слова.
Слушают голоса птиц.
Слайд 9
Слайд 10
Повороты влево, вправо. Потягивание руки вверх. Вращение головой. Наклоны назад – вперед. Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.
Дети восстанавливают текст стихотворения. Распределяют слова в три столбика.
Слайд 11 Взаимопроверка в парах.
Выполняют самостоятельную работу по разноуровневым карточкам. Предварительно выбрав уровень задания.
Фронтальная самопроверка.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Дети хлопают в ладоши. Машут руками Трут ладошки. Топают ногами. Хлопают в ладоши.
Слайд 16
Дети составляют устный рассказ под руководством учителя.
Дети находят слова с орфограммами в предложении, объясняют и выделяют их. Слайд 17
Взаимопроверка. Слайд 18
Расслабление и напряжение мышц корпуса, чередуют вдох-выдох.
Дети выполняют тест.
Дети формируют правило о правописании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Дети оценивая свою работу на уроке, поднимают карточки с определенным цветом.
Дети выходят к доске, прикрепляют к мольберту иллюстрации в соответствии со своим настроением.
Дети выбирают для себя задание.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.