Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" во 2 классе УМК " Школа России"

  • doc
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Правописание слов с безударным гласным звуком в корне во 2 классе .doc1.doc

 

Дата: 05.04.2017 г.

Место проведения: ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани

Класс:

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Вид урока: путешествие

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Цели урока:

1. Образовательные:

- формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова,        проверяемой ударением;

- умения распознавать орфограммы в тексте.

2. Развивающие:

- развитие  памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;

- развитие умения находить проверочное слово;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие речи детей.

3. Воспитательные:

- воспитание любви к русской поэзии;

- воспитание аккуратности у учащихся;

- воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности,  

  уверенности в своих силах.

 Планируемые образовательные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

- проектор, интерактивная доска;

- костюм для Весны;

- индивидуальная доска – мольберт

Музыкальное оформление:

- музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года»;

- голоса грача и скворца из сборника «Звуки природы»

Демонстрационный материал:

- презентация.

- этимологический словарь русского языка для школьников/ сост. М.Э.Рут -Екатеринбург: У - Фатория, 2007-427с.

Раздаточный материал для детей:

- задания для групп;

- круги (зеленый, красный, желтый для самооценки);

- иллюстрации  «цветочек» и «тучка»;

- сигнальные карточки с гласными буквами;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  урока.

 

I. Организационный момент.

II.  Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока.

          1. Постановка проблемы урока.

          2. Определение темы и цели урока.

     3. Чистописание.

III. Актуализация изученного материала:

            1. Словарно-этимологическая работа.

            2. Поиск информации в тексте. Работа в парах.

            3. Этимологическая справка.

 Физкультминутка.

IV. Закрепление изученного материала.

             1. Игра «Закончи стихотворение».

             2. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

Пальчиковая гимнастика.

V. Развитие  речи и обобщение ранее пройденного материала.

             1. Творческая работа (составление рассказа по картинке).

             2. Выделяют орфограммы в предложении.

VI. Релаксация (психогимнастика).

VII. Обобщение изученного материала (тест).

VIII. Итог урока.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание (дифференцированно по уровню трудности и объёму).

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

Деятельность  учителя

 

 

Деятельность ученика

I.Организационный  момент

Учитель: «Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у нас на уроке гости.
Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами

 

Учитель: Сегодня пришла к нам необычная гостья. Отгадайте, кто она?

Ученик:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
взмахнет -
В лесу подснежник
расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
 Дети: Весна.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года» Входит Весна.

 

II. Мотивация учебной деятельности

 1.Постановка проблемы урока

 

Весна: Здравствуйте! Я хочу рассказать вам историю. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет Колька принесет»,- сказал товарищам Дима. Пришел Коля, а в руках у него… меч.

Почему так получилось?

Дети:

   - Потому что Дима неправильно написал слово.

   - У Димы получилось вместо «мяч» «меч».

   - Наверное, Дима не знал правила о безударных гласных.

   - Нужно было написать «мячом», потому что проверочное слово «мяч».

 

2.Определение темы и цели урока.

Учитель: Как выдумаете, что станет темой нашего урока?

Дети: - Написание безударных гласных.

- Безударные гласные в корне слова.

 

Учитель: Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».

 

Учитель: Какую цель можно поставить перед собой?

Дети: Научиться правильно писать слова с безударным гласным  в корне слова.

Учитель: Помогать нам в этом будет Весна. Она покажет нам, как встречают весну жители нашей планеты. А вот и ворота правил.

На какие вопросы будем учиться отвечать в ходе урока?

Ответы детей появляются на слайде.

Учитель: Ответим на первый вопрос: что надо проверять?

Дети: Проверять надо гласные буквы, на которые не падает ударение.

Учитель: Какие гласные буквы?

Дети: Безударные а, о, и, е, я.

Учитель: Где безударные гласные буквы?

Дети: В корне слова.

Учитель: Как нам выбрать букву гласного?

Дети: - Надо поменять форму слова. Если не получается, то подобрать однокоренные слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

 Что                  безударные гласные а, о, е, я, и

Где        надо            в корне

Как       проверять    изменить форму слова

                                        или

                                    подбирать однокоренные

                                                  слова

                                             с ударным

                              проверяемым гласным                                          

 

 
Появляется слайд с алгоритмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 3.Чистописание

Учитель: Весной люди украшают свой дом. Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – ворота. Давайте покрасим их движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

Записываем сегодняшнее число:

Классная работа.

Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы о, р, л

-Какое соединение о с р? (верхнее соединение)

 -Какое соединение о с л? (нижние  соединение)

 оро оло

 Дети произносят хором:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Учитель:   Народ сложил много пословиц  о первом месяце весны. Но теплый весенний ветерок перепутал слова пословицы о первом месяце весны. Соберите пословицу.

Весну, прогоняет, начинает, зиму, март.

 Дети: Март зиму прогоняет, весну начинает.

Учитель: Что означает эта пословица?

Дети: С марта начинается весна.

Учитель: Объясните написание  подчеркнутых гласных

Дети:

Прогоняет - гонит.

Весну - весны.

Начинает - зачин

Учитель: Запишите правильно и красиво пословицу.

III.  Актуализация изученного материала.

1. Словарно-этимологическая работа.

Учитель: Ребята, знаете ли вы, почему месяц март так назвали? Послушай­те Диану, она прочитает нам в этимологическом словаре статью.

Ученик: В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался этот месяц Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали.

 

2. Поиск необходимой информации в тексте. Работа в парах.

Учитель:   А как  встречают птицы весну? Прочитайте текст, лежащий  у вас на парте. Выпишите из него все названия птиц. Работаем парами.

 

Текст:

 Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетят­ся, дерутся воробьи. На заборе вертят головами, качают хвостами и трещат длиннохвостые сороки. Потрещат, постре­кочут, встретят начало весны и отправятся в лес заниматься своими гнездовыми делами. На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-черные с белыми носами грачи. Около старого скворечника, трепеща черными кры­лышками, распевают свою звонкую песенку скворцы.

Учитель: Какие слова выписали?

Дети: Воробьи, грачи, сороки, скворцы.

3. Фронтальная проверка.

Открываются на доске картинки с изображением этих птиц.

Учитель: Выберите из названий птиц  слова, в которых написание безударной глас­ной не проверяется ударением? (Воробей, сорока.)

Учитель: Чаще всего мы называем эти слова словарными. А теперь прочитайте слова, в которых безударную гласную можно проверить. Докажите, что эту гласную вы написали верно.

Дети: В слове грачи пишу гласную а, потому что в слове грач пишется гласная а.

В слове скворцы пишу гласную о, потому что есть проверочное слово скворушка.

4. Этимологическая справка.

 Учитель: А знаете ли вы, почему грач и скворец получили такое название? Вслушайтесь: слова [грачи], [скворцы] составлены из звуков, которые издают эти птицы: «Гра-гра!» — кричат грачи. «Сквор-сквор!» — поют скворцы. Думаю, теперь вы не допустите ошибок в написании данных слов. (Включает диск с голосами)

Учитель: А почему грачей и скворцов называют первыми вестника­ми весны?

Дети: Грачи и скворцы прилетают первыми весной.

Физкультминутка

Учитель:  А вот проснулся и медведь…

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна,

Что б скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

Наклонился взад – вперед,

Мишка по лесу идёт?

Где здесь пчёлы, где здесь мёд?

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.

И вокруг запели птицы!

Ну, а нам пора учиться!

IV.  Закрепление изученного материала

  1. Игра «Закончи стихотворение».

Учитель: Весна вдохновляет многих писателей и поэтов.

Я прочитаю вам отрывки из стихотворений  о весне известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом.

Запишите слова в соответствующий столбик, устно подбирая проверочные. Подчеркните орфограмму.

Учитель читает стихотворения, не договаривая последнее слово. Дети выполняют задание, записывая слова с безударной гласной и в 1-й столбик, с гласной о – во 2-й столбик, с е – в 3-й столбик.

Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля...
В море солнечного света
Погружается (земля).

(А. Алексин)

Зима недаром злится –
Прошла ее пора:
Весна в окно стучится
И гонит со (двора).

(Ф. Тютчев)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется (листвою).

(А. Плещеев)

 

Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне (полоса).

(А. Блок)

Иду по тропинке.
У самой сосны
Синеет подснежник –
Фонарик (весны).

(А. Чепурнов)

Ледоход. Тает лед.
Он по речке плывет.
Он от солнышка бежит.
Он ныряет и (дрожит).

(Е. Аксельрод)

Вьюга по полю не скачет,
У ворот не вьется.
Под окном сосулька плачет –
Солнышко (смеется).

(А. Чепурнов)

 

Учитель: Стихотворения каких поэтов прозвучали?

Дети отвечают.

 Учитель дополняет их ответы.

Учитель: Проверим работу, взаимопроверка.

Запись в тетради:

и
листвою

о
полоса
двора
дрожит

е

земля
весны
смеется

 

  Учитель: Для проверки какого слова требуется два проверочных слова?

Дети: Полоса.

Учитель: Почему? Докажите.

Дети: Две безударные гласные в корне. Проверочные слова – полосы, полоска.

   2. Дифференцированная  работа.

Разноуровневые задания для  индивидуальной работы.

Учитель: А теперь Весна вам предлагает три варианта работы: синий, зеленый, красный листочки. Каждый выбирает для себя.

Карточка  1.  (1 уровень - красный)

Соединить слово с нужной буквой:

Р..КА                 А

ДР..ЗДЫ           О

П..ТНО             Е

ТР..ВА              И

Ч..СЛО             Я

ЗМ..Я                Е

Карточка  2. (2 уровень - зеленый)

  Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

  Цв…ты-  …

  Сп…на-  …

  Сл …ны …

  Дв…ры - …

  Гр …чи -…

  Ст …на -….

Карточка  3. (3 уровень - синий)

Вставь буквы, добавляя противоположные по значению слова (антонимы)

       С…деть - …

            Г…рячий - …

                 Л…мать - …

                       Б…льшой - …

                             Б..льной - …                                  

Учитель: А теперь проверим индивидуальную работу  с помощью сигнальных карточек. Показываем букву и говорим проверочное слово.

Карточка  1.  (1 уровень - красный)

Соединить слово с нужной буквой:

Р..КА                      А

ДР..ЗДЫ                О

П..ТНО                  Е

ТР..ВА                   И

Ч..СЛО                  Я

ЗМ..Я                    Е

Карточка  2. (2 уровень - зеленый)

  Вставить пропущенные буквы подобрать проверочные слова.

  Цветы - цвет

  Спина -  спины

  Слоны - слон

  Дворы - двор

  Грачи - грач

  Стена - стены

Карточка  3. (3 уровень - синий)

Вставь буквы, добавляя противоположные по значению слова (антонимы)

       Сидеть - стоять

            Горячий - холодный

                 Ломать - строить

                       Большой - маленький

                             Больной - здоровый

Пальчиковая гимнастика

 От сосулек – звон, звон!

Просыпайся – клён, клён!

Растопился снег, снег.

Ручейки – в бег, в бег.

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп

V. Развитие речи и обобщение ранее изученного материала.

1. Творческая работа (составление рассказа по картине).

  Учитель: У всех зверей весной появляются малыши. Откройте учебник на странице 81. Найдите упражнение 39. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

Дети: На рисунке мы видим поляну, сосну, лису с лисятами.

 Используя опорные слова и словосочетания, составьте рассказ по рисунку.

зеленая полянка
ветвистая сосна
лисья нора
следит

малыши

весело

 

 
 


На слайде:

 

 

 

 

Учитель: Каким словом можно заменить слово малыши?

Дети: Лисята.

Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

Дети: Лисья семья.
 Веселая игра.
 Забавы лисят.

Учитель:

-Где происходит событие?

Где находится нора?

Кто играет на полянке?

С чем играют лисята?

Что делает лиса?

Какое у них настроение?

                   ЛИСЬЯ СЕМЬЯ

На зеленой полянке растет ветвистая сосна. У сосны лисья нора. Мама-лиса следит за малышами. Лисята играют мячом. Весело малышам!

Учитель: Письменно ответьте на вопрос: где живет лиса с лисятами?

Дети: Лиса с лисятами живет в норе.

2. Выделяют орфограммы в предложении.

Учитель: Подчеркните в предложении однокоренные слова.

Дети: Лиса, лисятами.

Учитель: Нужно ли в этих словах проверять гласные корня?

 Дети:  Да. Лиса, лисятами - лисы.

 Учитель: Какие еще слова с данной орфограммой есть в предложении?

Дети:  Живет - жизнь, норе - норы.

 Учитель: Какие еще орфограммы есть в этом предложении?

 Дети: Правописание предлогов со словами:

Жи-ши пиши с гласной и.

Учитель: Укажите над словами предложения части речи.

Выполняется взаимная проверка написанного.

Дети: Лиса с лисятами живет в норе.

VI. Релаксация (психогимнаситика) «Солнышко и тучка».

Учитель: Ребята, представьте: ласковое весеннее солнышко заглядывает к нам в окно, но вдруг тучка закрыла солнышко, стало свежо. Неуютно (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание)

-Весеннее солнышко вышло из-за тучки, светит пригревает. Оно целует наше лицо, руки, ноги, все тело. Нам приятно греться на солнышке (расслабиться, выдохнуть). Мы нежимся под его теплыми лучами.

 

VII. Обобщение изученного материала (тест).

Учитель: Подошло время подвести итоги. По этому тесту я узнаю, помогло ли нам  путешествие с Весной, узнать больше о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

1. Какие безударные гласные в корне слова надо проверять?

А. а,о

Б. у, ы, ё, ю, э

В. е, и, я

2. В каком слоге гласная является орфограммой?

А. В безударном.

Б. В ударном.

3. Укажи номера слов, в которых пропущена буква О.

1. сл...ва                  4. с...довник

2. ж...рища               5. набр...сать

3. пл...довый           6. стр...итель

4. Укажите номер буквы, которую надо вставить в слова:

Гн...лой, в...згливый, м...гание, в...сюлька

1.                     Я

2.                     Е

3.                     И

5.Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. пистреет       4. канец

2. талкать         5. размягчить

3. кислица        6. кротёнок

Учитель: Ребята, оценки за тест вы узнаете на следующем уроке.

VIII. Итог урока

Учитель: А вот и ворота.

Мы без дела не сидели

Сделать многое успели.

Что успели за урок?

Подведите-ка итог.

Учитель:  Наше путешествие подходит к концу. Какое время года у нас было в гостях?

 Дети:  У нас в гостях была Весна.

  Учитель: Мы путешествовали и закрепляли знания, по какой теме?

Дети:  Безударные гласные в корне слова.

-Учитель: Какова была цель вашей деятельности? (Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения…).

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова?

Дети: Чтобы проверить  безударную гласную в корне слова нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

IX. Рефлексия

 Учитель: Оцените свою работу на уроке, подняв один из кругов. (Зеленый – все понял, могу объяснить, желтый – понял, но надо потренироваться, красный – остались затруднения, нужна консультация).

Учитель: Весна, тебе понравилось у нас на уроке?

Весна:  Да. Вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте поблагодарим аплодисментами друг друга за хорошую работу.

Учитель: Весна у каждого из вас разная: у одного теплая, лучистая, а другого пасмурная и хмурая. У каждого из вас на парте лежит «цветочек» и «тучка». Составим с вами коллаж. Если вам понравилось на уроке – прикрепите  к доске солнышко, а если что- то было не так  - тучку. Учитель: Какая у нас получилась красивая полянка!

 

X. Домашнее задание.

По своим наблюдениям составить и записать небольшой текст - описание весенних изменений в природе или выполнить упражнение 42 стр. 83

 

Эмоциональный настрой на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик читает загадку

 

Дети отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

Ученик играет роль Весны

 

 

 

 

 «Весна» рассказывает историю.

 

 

 

 

Дети анализируют историю.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему и цель урока.

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют гимнастику для кисти руки

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Анализируют соединение букв, прописывают буквы в тетради.

 Следят за посадкой.

 

Хором читают  стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют пословицу и объясняют ее значение и написание подчеркнутых орфограмм

 

Слайд 6

 

 

Комментированное письмо пословицы.

 

Ученица читает из этимологического словаря.

 

 

 

 

 

 

 

Разбиваются на пары, ищут необходимую информацию, выписывают слова – названия птиц.

Слайд 7

 

 

 

 

 

Слайд 7

Фронтальная проверка.

 

 

 

Анализ слов.

 

 

Слайд 8

 

Называют слова, подбирают проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают голоса птиц.

 

Слайд 9

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

Повороты влево, вправо.

Потягивание   руки вверх.

Вращение головой.

Наклоны назад – вперед.

Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети восстанавливают текст стихотворения.

Распределяют слова в три столбика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

Взаимопроверка в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу по разноуровневым карточкам.

Предварительно выбрав уровень задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная самопроверка.

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  13

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

Дети хлопают в ладоши.

Машут руками

Трут ладошки.

Топают ногами.

Хлопают в ладоши.

 

 

Слайд 16

 

Дети составляют устный рассказ под руководством учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят слова с орфограммами в предложении, объясняют и выделяют их.

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Слайд 18

 

 

Расслабление  и напряжение мышц корпуса, чередуют вдох-выдох.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формируют правило  о правописании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивая свою работу на уроке, поднимают карточки с определенным цветом.

 

Дети выходят к доске, прикрепляют к мольберту иллюстрации в соответствии со своим настроением.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают для себя задание.