Тема урока: «Состав слова».
Тип урока: урок-закрепление знаний.
Вид урока: путешествие в город Здоровья.
Цели урока:
1. Образовательные:
- повторение изученных признаков родственных слов;
- проверка сформированности понятий: состав слова, приставка, суффикс,
корень, окончание, основа слова;
- повторение разбора по членам предложения.
2. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи учеников;
- развитие умения разбирать слова по составу;
- развитие умения образовывать новые слова;
3. Воспитательные:
- воспитание у учащихся стремления укреплять свое здоровье;
- воспитание активности и аккуратности у учащихся;
- воспитание умения работать в группе, паре;
- воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности,
уверенности в своих силах.
Демонстрационный материал:
- Презентация.
- Карточки с определениями корня, окончания, приставки, суффикса, основы слова.
- Карточка с алгоритмом нахождения окончания в слове.
Раздаточный материал для детей:
- задания для групп;
- альбомные листы для групп;
- маркеры для работы по группам;
- заповеди ЗОЖ;
- по три круга (зеленый, красный, желтый для самооценки).
План урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока.
III. Актуализация изученного материала:
1. Лексическая работа (работа с однокоренными словами).
2. Орфографическая работа (работа со словарными словами).
Физминутка для глаз.
3. Фронтальная работа (выделение частей слова).
4. Творческая работа (работа в парах).
5. Дифференцированная работа.
Физминутка для пальцев, спины.
6. Самостоятельная работа (работа в группах).
7. Развитие речи и обобщение ранее пройденного материала
- составление предложения и определение его грамматической основы;
- разбор слова по составу (самостоятельная работа)
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (работа с тестом).
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание (дифференцированно).
Ход урока.
Деятельность учителя. |
Деятельность учеников. |
I. Организационный момент. Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! Пожелайте успехов себе и мне на уроке, тогда занятие получится увлекательным и интересным. Буду рада вашим полным, доказательным ответам, проявите инициативу и творчество.
II. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока. - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодняшний урок хочется начать с пословицы. «Знание собирается по капле». – Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу). - Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Вагончики, на них изображена приставка, корень, суффикс, окончание, основа). - Вы работали с этими темами на прошлых уроках, собирали по капле знания одной большой темы. Как она называется? (Состав слова). - Все ли у вас получается или бывают ошибки, затруднения? (Бывают затруднения). - Что надо делать, чтобы преодолеть затруднения? (Тренироваться, закреплять). - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Повторению, закреплению). - Как бы вы сформулировали тему урока? ( «Закрепление знаний о составе слова».) (Тему урока, написанную на плакате вывешиваю на доску) - Верно. На уроке мы будем обобщать знания по теме «Состав слова», повторим, чему научились. - Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим? ( Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями). - А повторять мы будем, отправившись в путешествие в город Здоровья. Я вам желаю успехов. Итак, в путь.
III. Актуализация изученного материала: 1. Лексическая работа (работа с однокоренными словами). - Первая улица в городе Здоровья «Спортивная». - В домиках на этой улице живут слова, связанные со спортом. Давайте посмотрим, все ли слова поселились в своих домиках. 1-й дом: спортсмен, футбол, спортивный, спорт. - Что можете сказать о жильцах этого домика? (Слово «футбол» лишнее). - Почему это слово должно жить в другом домике? (Не однокоренное, не родственное). - Какие слова называют однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению). - Что такое корень слова? (Главная часть основы, одинаковая значимая часть родственных слов). (На доску вывешиваю таблицу с определением). - Какое слово еще может быть лишним по другому признаку? (Спортивный – прилагательное, остальные – им.сущ.). - Запишите в тетрадях однокоренные слова и выделите корень. - Какой корень выделили (Спорт).
2. Орфографическая работа (работа со словарными словами). – Следующая улица «Питательная» - На ней живут слова, связанные с питанием человека. Какие продукты человеку полезно есть? (Молочные, овощи, фрукты…). - Вспомните, какие словарные слова, связанные с питанием вы изучали? - Я буду загадывать загадки, а отгадки (словарные слова) запишем в тетради, выделяя орфограммы. Огурцы, морковка, арбуз, малина. (Появляются картинки с отгадками после отгадывания загадки детьми) На июньской грядке Все у нас в порядке! Строем, словно молодцы, Зеленеют... (Огурцы). Раскудрявая коса И блестит на ней роса! Чья коса лежит на грядке? Где оранжевые пятки? В землю спрятала плутовка, Витаминная... (Морковка). С виду он зеленый мячик, Но зовут его иначе, На нем бархатный картуз. Это сладкий наш... (Арбуз). Эта ягода лесная Нам лекарство заменяет - Если Вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с ...(Малиной).
Физминутка для глаз: «Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально «Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую «Радуга» - движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую «Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже. «Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).
3. Фронтальная работа (выделение частей слова). - Продолжим работать со словарными словами: - Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Нужно сравнить его начальную форму, форму множественного числа и данную форму). - Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении). - Что такое окончание? (Изменяемая часть слова). - А что такое основа слова? (Часть слова без окончания).
4. Творческая работа (работа в парах). - Следующая улица «Подвижная». На ней живут подвижные, динамичные слова: прыгать и ходить. - Есть пословица: Движение - это жизнь. Очень полезно быть активным, подвижным, гулять, заниматься спортом, а не сидеть дома перед компьютером или телевизором. - Ребята, о каких частях слова мы еще не говорили? (О приставке и суффиксе). - Задайте друг другу вопросы про эти части слова. - Что такое приставка? (Изменяемая часть слова перед корнем). - Что такое суффикс? (Изменяемая часть слова после корня перед окончанием). - Для чего нужны приставки и суффиксы? (Для образования новых слов). - Образуйте с помощью приставок (до-, при-, за-, по-) родственные слова к слову прыгать. Добавим жителей на эту улицу. - Запишите любые два слова, выделите приставку. Как пишутся приставки? (Слитно). Допрыгать, припрыгать, запрыгать, попрыгать. - А теперь поработайте в парах: по очереди проговорите друг другу, как вы образуете родственные слова с помощью этих приставок к слову ходить. - Были затруднения? (Нет).
5. Дифференцированная работа. - Следующая остановка проспект Чистоты. Как чистота связана со здоровьем? (Надо соблюдать правила гигиены, быть чисто одетым, аккуратным…). - Прочитайте текст на слайде. Мама называет Васю чистюлей он любит чистоту в школу Вася надел чистенькую форму. - Задание для ребят 1 ряда: обозначьте границы предложений. - Задание для ребят 2 ряда: найдите в тексте однокоренные слова (чистюлей, чистоту, чистенькую). - Какой корень в этих словах? (Чист). - Задание для ребят 3 ряда: найдите в однокоренных словах суффикс. - Можно ли сразу найти суффикс в словах? - Что сначала надо сделать, прежде чем найти суффикс? (Выделить окончание, основу, корень). - Запишите эти слова в тетрадь и разберите их по составу. Выполнив работу, обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. - Какие суффиксы помогли образовать новые слова? (- юл-, -от-, -еньк-).
Физминутка для пальцев, спины. (кулачки сжать – разжать, поиграть на пианино - по столу постучать пальчиками, помассировать каждый пальчик; потянуться вверх, наклониться вправо – влево, прогнуться назад – вперед)
6. Самостоятельная работа. - Название следующей остановки вы узнаете сами, выполнив работу в группах. Каждая группа получит лист с заданием и планом работы. - Чтобы работа протекала успешно, надо соблюдать правила работы в группе. Правила работы в группе: -В группе должен быть организатор обсуждения. -Каждый может высказать свою версию. -Один говорит, остальные слушают и пытаются понять. -Каждая версия обсуждается в группе. -В группе согласуется общее решение. -Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
I группа: 1. Выделите в словах приставку. 2. На альбомном листе выпишите найденную приставку. 3. Обозначьте ее знаком. перебежать переехать переболеть передумать II группа: 1. Выделите в словах корень. 2. На альбомном листе выпишите найденный корень. 3. Обозначьте его знаком. менять обмен меняю замена III группа: 1. Выделите в словах суффикс. 2. На альбомном листе выпишите найденный суффикс. 3. Обозначьте его знаком. сказка грибки книжка лодки IV группа: 1. Выделите в словах окончание. 2. На альбомном листе выпишите найденное окончание. 3. Обозначьте его знаком. лиса дома машина картина
- Каждая группа получила в результате своей работы часть одного слова. - Составь это слово из частей. (Переменка). - Вот вы и узнали название нашей остановки. Давайте проверим. - Почему именно так составили слово, а не «перекамен» или «каперемен»? (Есть порядок: приставка, корень, суффикс, окончание). - Какую еще часть слова мы выделяем при разборе слова по составу? (основу)
7. Развитие речи и обобщение ранее пройденного материала. - Составьте предложение со словом переменка. Запиши предложение в тетрадь. На переменке школьники отдыхают. - Давайте вспомним порядок разбора предложения. Найдем грамматическую основу предложения. (Вопрос, какой член предложения, как подчеркиваем, чем выражено) - Задайте вопрос к оставшемуся слову. (Отдыхают (где?) на переменке). - Обозначим связь слов стрелочкой и главное слово обозначим крестиком. - Каким еще словом можно заменить слово школьники? (Ученики, дети, ребята).
- Самостоятельно разберите слово школьники по составу. (В предложении, не выписывая отдельно). - Проверьте себя по образцу. - У кого верно – поставьте себе рядом плюс. У кого затруднение - знак вопроса. Значит надо задуматься. - У кого возникли затруднения при разборе слова по составу? В какой части слова? Почему? Все разобрались с затруднениями? Поставьте себе рядом со знаком вопроса звездочку, вы молодцы, справились с проблемой. - Кто выполнил без ошибок? Отлично.
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Наше путешествие подходит к концу. В каком городе мы побывали? (В городе Здоровья.) - Мы путешествовали и закрепляли знания, по какой теме? (Состав слова). - Какова была цель вашей деятельности? (Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения…). - А как достигли поставленной цели, мы узнаем после работы с тестом. (Работа по вариантам) - Обведите правильное высказывание. - А теперь сравните свои ответы с ответами на доске. - Достигли цели? (Да). - Какая пословица звучала на уроке? - Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (Да). - Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.
V. Подведение итогов урока. - Оцените свои знания по данной теме, подняв один из кругов. (Зеленый – все понял, могу объяснить, желтый – понял, но надо потренироваться, красный – остались затруднения, нужна консультация). - Вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте поблагодарим аплодисментами друг друга за хорошую работу. - Я благодарю вас! Желаю здоровья и успехов в учебе! - А на память о сегодняшнем уроке, о нашем путешествии в город Здоровья, я каждому подарю заповеди здорового образа жизни. Я надеюсь, что они вам помогут быть здоровыми.
VII. Домашнее задание. - Упражнение 46 стр.130 или составьте 5 предложений с однокоренными словами и разберите их по составу.
|
Произносят хором, настраиваются на урок.
Слайд 2
Дети читают пословицу и объясняют смысл.
Слайд 3
Слайд 4
Самостоятельно формулируют тему урока.
Ставят перед собой цель урока.
Слайд 5 Находят лишнее слово, объясняют по какому признаку оно является лишним. Фронтальный опрос детей.
Записывают в тетради, выделяют корень в словах.
Слайд 6
Дети вспоминают словарные слова.
Слайд 7 Отгадывают загадки.
Дети по цепочке выходят к доске, прописывают слова-отгадки, проговаривая орфограммы. Остальные учащиеся аналогичную работу выполняют в тетрадях.
Под музыку выполняют упражнения для глаз.
Дети выделяют окончание и основу слова, комментируя с места.
Слайд 9
Работают в парах, задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Слайд 10 Дети называют слова устно. Записывают слова в тетрадь.
Дети работают в парах, устно проговаривая слова: доходить, приходить, заходить, походить.
Слайд 11
Работа с текстом. Дети 1 ряда объясняют расстановку знаков препинания. Слайд 12 Дети 2 ряда устно ищут однокоренные слова.
Слайд 13 Дети 3 ряда выделяют в однокоренных словах суффикс.
Взаимопроверка в парах.
Под музыку выполняют упражнения.
Работа в группах.
Слайд 14 Вспоминают правила работы в группах и сравнивают со слайдом.
Дети разбиваются на группы (по 5-6 человек), получают листы с заданием и альбомный лист для ответа группы.
На доску представители групп вывешивают полученные результаты. Слайд 15 Проверяют, обсуждают, у всех ли групп получилось, есть ли ошибки.
Устно оставляют предложения. Записывают в тетрадь. Слайд 16
Работа над предложением.
Дети подбирают синонимы к слову школьники. Слайд 17 Дети самостоятельно разбирают слово по составу и проверяют себя по образцу.
Дети самостоятельно выявляют проблему. Вспоминают алгоритм разбора слова по составу. Фронтальный опрос класса.
Работа с тестом, с последующей проверкой.
Слайд 18 (тест )
Ответы детей. Слайд 19
Слайд 20 Ребята поднимают сигналики соответствующего цвета, и оценивают свои знания.
Дети получают буклеты с заповедями о здоровом образе жизни. Слайд 21 |
Приложение
Тест на тему «Состав слова».
Закончи предложение:
1. Корень – это…
А. Часть слова, которая является общей для родственных слов.
Б. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
предложении.
В. Часть слова, которая служит для образования новых слов.
2. Приставка – это…
А. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
предложении.
Б. Общая часть однокоренных слов.
В. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.
3. Суффикс – это…
А. Часть слова без окончания.
Б. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
предложении.
В. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов.
4. Окончание – это…
А. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов.
Б. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
предложении.
В. Часть слова, которая служит для образования новых слов.
5. Для образования новых слов служат…
А. Приставка и суффикс.
Б. Суффикс и окончание.
В. Приставка и корень.
Правильный ответ:
1А; 2В; 3В; 4Б; 5А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.