Конспект урока по русскому языку по теме"Фразеологизмы"6класс
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку по теме"Фразеологизмы"6класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
19.10.2020
Конспект урока по русскому языку по теме"Фразеологизмы"6класс
Данный урок является заключительным в изучении темы "Фразеологизмы" и проходит в виде игры.Дети проходят разные этапы: от пантомимы до математических действий.Урок проходит очень интересно и запоминается надолго.
6класс Фразеологизмы.docx

 

 

Подготовила:

  учитель русского языка

Крайнюкова  Н.П.

 

 

 

 

МОУ «Новоивановская школа»

 

 

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
Данный урок является заключительным в изучении темы «Фразеологизмы» и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до математических действий. Урок проходит очень интересно и запоминается надолго.

Предмет: русский язык

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

         Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеология»

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Задачи:

1.Обучающие: развить умение формулировать определение понятий;  формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

2.Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и индивидуальной  работе; развитие уважения друг к другу.

Ход урока

I этап. Организационный момент, приветствие.

  Пальчиковое приветствие.

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

Учитель:

Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

 

IIэтап. Целеполагание и мотивирование.

Сегодня у нас необычный урок. Нам пришло  письмо. Открываем.

«Дорогие ребята.

Если вы будете использовать полученные на уроках знания и свою смекалку, то сможете прочитать таинственную запись»(слайд  )

 

2

6

1

13

8

12

9

5

11

7

4

10

3

Р

О

Ф

Ы

О

М

Г

Е

З

Л

З

И

А

 

Что означает эта запись?(фразеологизм). Как вы думаете, какая тема нашего урока? Правильно, о фразеологизмах. Чтобы найти фразеологизмы, нам нужно вспомнить, что же такое фразеологизмы.(ответы учащихся).

Открываем тетради, записываем число, тему урока. Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масла в огонь, работать бок обок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададим всем жару. Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмем любые геркулесовы столбы, преодолеем любые преграды, чтобы все от нас были без ума и мы оказались на седьмом небе от счастья. Я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс. Итак, мы начинаем.

III этап Актуализация опорных знаний.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).

Конечно, в нашем теремке живут слова.

Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика).

В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.

Что это за слова? (СИНОНИМЫ)

Одного брата зовут Смелый.

А как зовут других братьев? Запишите (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).

Жильцов квартиры № 2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый. (АНТОНИМЫ)

Что же такое антонимы?

А кто живет в квартире №3, догодайтесь.(ОМОНИМЫ).

IVэтап. Повторение и закрепление.

Мы разделимся на 2 команды .

1 конкурс «Лицедеи». При помощи пантомимы два участника от каждой команды изображают фразеологизмы, а остальные учащиеся должны угадать, что это за фразеологизм.

1)ломать голову                         1)зарубить на носу

2)намылить шею                        2)прикусить язык

3)в рот воды набрал                  3)попасть не в бровь, а в глаз

Учитель: «Молодцы.Следующий конкурс называется «Болото».

Один представитель от каждой команды по очереди должны перепрыгнуть болото по кочкам. На каждой кочке есть фразеологизм, чье значение нужно назвать одним словом.

Сломя голову(быстро), как сельдь в бочке(тесно), ни свет ни заря (рано), звезд с неба не хватает (умный), одним махом(сразу), точить лясы(болтать), зимой снега не выпросишь(жадный), верста коломенская (высокий).

Учитель: «Молодцы, мы прошли болото. Но нас ждет новое препятствие, нам надо текст на слайде переписать и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение (слайд    ).

Болд торопился. Ему тоже хотелось самому вытащить из сети немного рыбы, но Саня работал не разгибая спины, и угнаться за ним не было возможности.

Весь улов вытащили на берег. Старый Джордж  на все лады расхваливал ребят. Те помалкивали, но от удовольствия покраснели до корней волос. Столько рыбы наловили! А разговоров теперь среди ребят будет! Но Саня и Болд не собирались задирать нос перед ними! (по Т.Бембееву «Граница детства»).

Учитель: «Вы успешно справились с заданием. Ребята, вам нужно выписать фразеологизм из первого столбика и подобрать к нему синонимичный фразеологизм из второго столбика  карточки №1, то же самое только с антонимами на карточке №2 (учащимся даны карточки с заданием).

карточка №1

1)хоть пруд пруди                         1)куда глаза глядят

2)с пустыми руками                      2)денег куры не клюют.

3)как снег на голову                      3)кто в лес, кто по дрова

4)куда ноги несут                           4)несолоно хлебавши

5)кто во что горазд                         5)как гром среди ясного неба

 

карточка №2

1)рукой подать                                 1)хоть кол на голове чеши

2)на вес золота                                 2)душа в душу

3)семь пядей во лбу                         3)на всех парах

4)как кошка с собакой                       4)грош цена

5)в час по чайной ложке                    5)у черта на куличках

 

Физминутка:

Встанем как аршин проглотили.

Проголосуем обеими руками.

Согнемся в три погибели.

Попрыгаем, как заяц.

Дадим задний ход.

Посмотрим друг другу в глаза.

Побъем друг другу челом.

Разведем руками.

А теперь руки в брюки.

Подержим нос по ветру.

Но в ногах правды нет.

Занимайте свои места.

Учитель: «Дорогие ребята, я бы хотела проверить быстроту вашей реакции.И следующее задание называется «Я начну, а ты продолжи».

Участникам раздаются  сигнальные флажки. Я называю первую часть фразеологизма, а вы должны назвать вторую часть. Кто быстрее поднимет флажок и правильно ответит, той команде начисляется балл.

На все руки (мастер), выносить (сор из избы), держать ухо (востро), как корова (языком слизала), смотреть правде (в глаза), бросать(слова на ветер),попасть (впросак), всыпать по первое(число).

Учитель: «Отлично, вы все показали быструю реакцию. Вам дома надо былообъяснить значение следующих  фразеологизмов:

1.                Знать на ять

2.                Альма матер

3.                Прописать ижицу

4.                Альфа и омега

5.                Без руля и без ветрил

6.                Бить челом

7.                Брить лбы

8.                В цейтнот попасть

9.                Вешать собак

10.           Властитель дум

11.           Все свое ношу с собой

12.           Дежурная фраза

13.           Драконовские законы

14.           Затрапезный вид

15.           Камень преткновения

16.           Камо грядеши

17.           Кисейная барышня

18.           Мартышкин труд

19.           Медвежья услуга

20.На блюдечке с золотой каемочкой

 

«Ромашка».На доске два цветка со значением «много» и «мало». Ученикам розданы лепестки от цветов с фразеологизмами. Вам надо выбрать и прикрепить к цветку лепестки с фразеологизмами с соответствующим значением.

Много: хоть лопатой греби, сколько душе угодно, видимо-невидимо, через край, непочатый край как собак нерезаных, выше крыши.

Мало: с гулькин нос, кот наплакал, негусто, раз-два и обчелся, воробью по колено, в обрез, самая малость.

Учитель: «Молодцы! Следующее задание,которое требует от вас выполнения математических действий, называется «Шифровка».

 Каждому участнику дается листок с заданием. Вам нужно путем математических решений вычислить какой фразеологизм зашифрован.

1) крит — р + айс + края — р

граф — ф + мрот — р + а = китайская грамота

1.                 нево — во

ротб — т + крого — р

депся — п + тарк — ар + а = не робкого десятка

2.                 всти — с + рад — д + сть — с

очр — р + вит — т =втирать очки

3.                 год — д + вор + жить — ж

зала -ла

игло- ио +а + за= говорить за глаза

4.                 мо + кот — от + ра + я

ку+ ру-у+мир-мр+ца=мокрая курица

5.                 за +мороз-оз+шить-ш

черт-т+воз-оз+ярч-р+ка= заморить червячка

 

«Помоги Незнайке»

 

Замени фразеологизмы словами

 

Я проснулся ни свет ни заря. (_____________)На душе   кошки скребли. (______________) Пошёл  к Винтику, долго  бил баклуши, тянул кота за хвост. (______________) Вернулся  ни жив ни мёртв. (________________) Съел с горем пополам суп.  (________________________) Тут как снег на голову

свалился Пилюлькин. (__________________) Он метал гром и молнии. (__________________)  Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой.  (___________________) А мне  хоть кол на голове теши. (___________________)

    Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал,скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап Рефлексия

 

 

Домашнее задание:

1.                     п. 31 Фразеологизмы

2.                     Упражнения: 351 (достаточный уровень), 354 (высокий уровень)

3.Собрать фразеологизмы со словами ухо,  нос,   язык,  зуб.

 

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.   Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!   Молодцы, ребята!   Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Подготовила: учитель русского языка

Подготовила: учитель русского языка

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

Воспитательные : воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных

Воспитательные : воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных

Итак, мы начинаем. III этап

Итак, мы начинаем. III этап

Болд торопился. Ему тоже хотелось самому вытащить из сети немного рыбы, но

Болд торопился. Ему тоже хотелось самому вытащить из сети немного рыбы, но

На все руки (мастер), выносить (сор из избы), держать ухо (востро), как корова (языком слизала), смотреть правде (в глаза), бросать(слова на ветер),попасть (впросак), всыпать по…

На все руки (мастер), выносить (сор из избы), держать ухо (востро), как корова (языком слизала), смотреть правде (в глаза), бросать(слова на ветер),попасть (впросак), всыпать по…

Помоги Незнайке» Замени фразеологизмы словами

Помоги Незнайке» Замени фразеологизмы словами

V этап Рефлексия Домашнее задание: 1

V этап Рефлексия Домашнее задание: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020