Конспект
База практики: г. Великий Устюг МБОУ «СОШ №4»
Класс: 2 «В»
Тема: Позиционное и непозиционное чередование звуков в корне.
Цель: научиться определять позиционное и непозиционное чередование звуков в корне.
Задачи:
Планируемые предметные результаты:
- закрепить умение правильно определять позиционное и непозиционное чередование звуков в корне;
- развивать умение правильно списывать слова.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
-воспитание ответственности, умения оценивать ответы своих одноклассников;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
- организовывать рабочее место, свою деятельность;
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- представлять информацию в виде схемы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Оценка______________
Подпись учителя ______________
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
||||
Организационный момент
Постановка темы и цели урока
Закрепление новой темы
Домашнее задание
Итог урока. Рефлексия.
|
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Алексеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. - Урок мы с вами начнем со словарной работы. (Небольшая физминутка на пальчики, посадка, тетради, ручки) - Откройте тетрадь, подпишите число, классная работа, сегодня 4 апреля. Прописываем буквы гэ и жэ. 1 строка: г ….ж…. 2 строка: снег, снежок -Составьте предложение со словом снег (устно) - Молодцы! Итак, ребята, мы с вами прописали буквы гэ и жэ, прописали словаснег и снежок, и устно придумали предложение со словом снег. На доске слова Снеговой, снеговик -И тема нашего сегодняшнего урока: Позиционное и непозиционное чередование звуков в корне. -Какую мы с вами поставим цель?(научиться определять позиционное и непозиционное чередование звуков в корне)
-Ребята, сейчас я зачитаю спор между учениками, вы внимательно послушайте и попробуем им помочь. (читаю спор ребят на с. 79).Давайте разберемся кто прав. Работа с текстом. -Кот считает, что в словах снеговой и снеговик корень –снегов- (выделяю корень). -Маша считает, что все слова образовались от слова снег (пишется слово снег между словами и от него стрелочки к словам) и поэтому корень у этих слов будет –снег- (выделяется корень снег).
-Сам Самыч утверждает, что Маша ошиблась, т.к. от слова снег образовались не только слова снеговой и снеговик, но и еще снежок и подснежник (пишутся на строчке ниже слова снег), а в этих словах звука [г] нет. Общая часть во всех словах -сне- это и будет корень. -Алеша согласился с Машей, т.к. слово снег ни от какого другого слова не образовалось, значит, его основа и будет корнем всех образованных от него слов, а в словах снежок и подснежник просто чередуются звуки [г] и [ж] (ставятся стрелочки к остальным словам, подчеркиваются г и ж, пишется между словами чередование [г]//[ж]). -Ребята, как вы считаете, кто прав? (Прав Алеша и Маша). -Правильно, ребята, в этой ситуации правы Маша и Алеша, все слова действительно образовались от одного слова снег, и поэтому у всех этих слов будет корень –снег-. И в этих словах просто звуки [г] и [ж] по очереди выходят на работу. -Ребята, одинаковы ли последние согласные звуки в корне слов снег и снеговой? (слова на доске с выделением согласного звука в корне) -Чтобы это понять давайте запишем эти слова звуками и посмотрим какие звуки в конце корня ([сн’эк] – [сн’игавой’] выделяю корень). -Какие звуки стоят в конце корня у слов? ([к] и [г]). -С чем связана замена одного звука другим? (сменилась позиция у звуков, была слабая позиция, стала сильная). -Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (буквой –гэ-). -Так вот, ребята, такое чередование в корнях называется позиционным. Это когда разные звуки в корнях на письме обозначаются одной буквой, но есть еще непозиционное чередование звуков, прочитаем определение на стр. 80. Определение: При изменении слов и при образовании родственных слов в их корнях может происходить не только позиционное, но и непозиционное чередование звуков. ФИЗМИНУТКА -А теперь посмотрим, какие согласные в конце корня в словах снежок и снеговой. -Для этого так же запишем эти слова звуками ([сн’ижок] [сн’игавой’] ,так же выделим корень -Какие звуки стоят в конце корня у этих слов? ([ж] и [г]). Отличаются ли позиции звуков в обоих словах? (нет, везде сильная позиция). -Какими буквами обозначаются на письме эти звуки? (разными буквами –ж- и –г-). -Можно ли считать такое чередование звуков позиционным? (нет, т.к. здесь оба звука находятся в сильной позиции и на письме они обозначаются разными буквами). Верно, ребята! Такое чередование звуков в корне слова называетсянепозиционным. -При позиционном чередовании звуков на письме они обозначаются одинаково, а непозиционное чередование звуков на письме обозначаются разными буквами. Еще раз самостоятельно прочитаем правило Дедушки Уса на с.80. (спрашиваю нескольких человек). Проверка. -Как обозначаются на письме позиционные чередующиеся звуки – одной и той же буквой или разными буквами? (одной и той же буквой) - А непозиционные чередующиеся звуки? (разными буквами) - Смотрим на упражнение 299. Прочитайте задание. (про себя) -Что необходимо выполнить? -Давайте сначала устно. Однокоренные: рука-ручонка; ножонка-нога; смех-смешить; коса-кошу; высота-выше. Не однокоренные: ручонка-ручей и т.д. -А теперь в тетради записываем упр. 299 и начинаем выполнять. Не забываем выделять корни слов, выделить чередующиеся звуки и сверху подписать П. или Н. чередования. Домашнее задание. Учеб-к с. 81, упр. 300. - Ребята, какая тема была сегодня на уроке? - Какая цель? Мы ее достигли? - Чему научились? - Что нового узнали? Рефлексия. На слайде даны пары слов, какие относятся к позиционным, а какие к непозиционным (презентация, слайд)
Светит-свеча, дружный-друг, кошу-кошачий, носить-ноша, воздушный-воздух, вышивка-выше - Проверка. - Спасибо за урок! Урок окончен.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.