Конспект урока по русскому языку: "Позиционное и непозиционное чередование звуков в корне"

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 04.04. Русский язык.docx

Конспект

База практики: г. Великий Устюг МБОУ «СОШ №4»

Класс: 2 «В»

Тема: Позиционное и непозиционное чередование звуков в корне.

Цель: научиться определять позиционное и непозиционное чередование звуков в корне.

Задачи:

Планируемые предметные результаты:

- закрепить умение правильно определять позиционное и непозиционное чередование звуков в корне;

- развивать умение правильно списывать слова.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

-воспитание ответственности, умения оценивать ответы своих одноклассников;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

- организовывать рабочее место, свою деятельность;

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- представлять информацию в виде схемы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

 

Оценка______________

Подпись учителя ______________

 

 

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка темы и цели урока

 

 

 

 

 

Закрепление новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Итог урока. Рефлексия.

 

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Алексеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Урок мы с вами начнем со словарной работы.

(Небольшая физминутка на пальчики, посадка, тетради, ручки)

- Откройте тетрадь, подпишите число, классная работа, сегодня 4 апреля.

Прописываем буквы гэ и жэ.

1 строка: г ….ж….

2 строка:  снег, снежок

-Составьте предложение со словом снег (устно)

- Молодцы! Итак, ребята, мы с вами прописали буквы гэ и жэ, прописали словаснег и снежок, и устно придумали предложение со словом снег.

На доске слова Снеговой, снеговик

-И тема нашего сегодняшнего урока: Позиционное и непозиционное чередование звуков в корне.

-Какую мы с вами поставим цель?(научиться определять позиционное и непозиционное чередование звуков в корне)

 

-Ребята, сейчас я зачитаю спор между учениками, вы внимательно послушайте и попробуем им помочь. (читаю спор ребят на с. 79).Давайте разберемся кто прав.

Работа с текстом.

-Кот считает, что в словах снеговой и снеговик корень –снегов- (выделяю корень).

-Маша считает, что все слова образовались от слова снег (пишется слово снег между словами и от него стрелочки к словам) и поэтому корень у этих слов будет –снег- (выделяется корень снег).

Снеговой                снег                 снеговик

-Сам Самыч утверждает, что Маша ошиблась, т.к. от слова снег образовались не только слова снеговой и снеговик, но и еще снежок и подснежник (пишутся на строчке ниже слова снег), а в этих словах звука [г] нет. Общая часть во всех словах -сне- это и будет корень.

-Алеша согласился с Машей, т.к. слово снег ни от какого другого слова не образовалось, значит, его основа и будет корнем всех образованных от него слов, а в словах снежок и подснежник просто чередуются звуки [г] и [ж] (ставятся стрелочки к остальным словам, подчеркиваются г и ж, пишется между словами чередование [г]//[ж]).

-Ребята, как вы считаете, кто прав? (Прав Алеша и Маша).

-Правильно, ребята, в этой ситуации правы Маша и Алеша, все слова действительно образовались от одного слова снег, и поэтому у всех этих слов будет корень –снег-. И в этих словах просто звуки [г] и [ж] по очереди выходят на работу.

-Ребята, одинаковы ли последние согласные звуки в корне слов снег и снеговой? (слова на доске с выделением согласного звука в корне)

-Чтобы это понять давайте запишем эти слова звуками и посмотрим какие звуки в конце корня ([сн’эк] – [сн’игавой’] выделяю корень).

-Какие звуки стоят в конце корня у слов? ([к] и [г]).

-С чем связана замена одного звука другим? (сменилась позиция у звуков, была слабая позиция, стала сильная).

-Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (буквой –гэ-).

-Так вот, ребята, такое чередование в корнях называется позиционным. Это когда разные звуки в корнях на письме обозначаются одной буквой, но есть еще непозиционное чередование звуков, прочитаем определение на стр. 80.

Определение: При изменении слов и при образовании родственных слов в их корнях может происходить не только позиционное, но и непозиционное чередование звуков.

ФИЗМИНУТКА

-А теперь посмотрим, какие согласные в конце корня в словах снежок и снеговой.

-Для этого так же запишем эти слова звуками ([сн’ижок] [сн’игавой’] ,так же выделим корень

-Какие звуки стоят в конце корня у этих слов? ([ж] и [г]). Отличаются ли позиции звуков в обоих словах? (нет, везде сильная позиция).

-Какими буквами обозначаются на письме эти звуки? (разными буквами –ж- и –г-).

-Можно ли считать такое чередование звуков позиционным? (нет, т.к. здесь оба звука находятся в сильной позиции и на письме они обозначаются разными буквами).

Верно, ребята! Такое чередование звуков в корне слова называетсянепозиционным.

-При позиционном чередовании звуков на письме они обозначаются одинаково, а непозиционное чередование звуков на письме обозначаются разными буквами. Еще раз самостоятельно прочитаем правило Дедушки Уса на с.80. (спрашиваю нескольких человек).

Проверка.

-Как обозначаются на письме позиционные чередующиеся звуки – одной и той же буквой или разными буквами? (одной и той же буквой)

- А непозиционные чередующиеся звуки? (разными буквами)

- Смотрим на упражнение 299. Прочитайте задание. (про себя)

-Что необходимо выполнить?

-Давайте сначала устно.

Однокоренные: рука-ручонка; ножонка-нога; смех-смешить; коса-кошу; высота-выше.

Не однокоренные: ручонка-ручей и т.д.

-А теперь в тетради записываем упр. 299 и начинаем выполнять. Не забываем выделять корни слов, выделить чередующиеся звуки и сверху подписать П. или Н. чередования.

Домашнее задание. Учеб-к с. 81, упр. 300.

- Ребята, какая тема была сегодня на уроке?

- Какая цель? Мы ее достигли?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

Рефлексия. На слайде даны пары слов, какие относятся к позиционным, а какие к непозиционным (презентация, слайд)

Позиционные чередования звуков

Непозиционные чередования звуков

 

 

Светит-свеча, дружный-друг, кошу-кошачий, носить-ноша, воздушный-воздух, вышивка-выше

- Проверка.

- Спасибо за урок! Урок окончен.