Тема урока: Правописание имен собственных.
Цель: обобщение знания учащихся о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
ü углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
ü Развитие аналитического мышления, памяти; расширение кругозора учащихся.
Ø Воспитывать у детей аккуратность, потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; любовь к родному краю, к животным. Формировать интерес к изучению родного языка. Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование и материалы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
Ход урока
1 Этап самоопределения к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Гульназ Венеровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
«Улыбнемся друг другу»
Поприветствуйте наших гостей доброй улыбкой, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую маленькую капельку, стала радостнее!
«Солнышко и туча»
Покажите с помощью карточек с каким настроением вы пришли на урок.
Солнышком и тучкой мы будем оценивать и наши успехи на уроке.
2 Актуализация знаний
Запись числа
Минутка чистописания
Почему слово роза можно писать и с маленькой, и с большой буквы?
Словарная работа (1 ученик пишет у доски)
Корова, Россия, медведь, Москва, заяц, столица. (запись под диктовку)
-Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова)
-На какие группы вы можете распределить эти слова? (Я могу распределить эти слова на две группы. Животные и названия городов, стран)
- Какое слово лишнее? Почему? (Здесь лишнее слово «столица».
Оно не относится к животным и названиям)
- Можем ли мы к этому слову подобрать пару из написанных в тетради?
(Да, можем. Столица – Москва)
- Как выдумаете, почему слово столица написано со строчной буквы, а слово Москва – с заглавной? (Москва – это название города, а столица нет)
- А какие еще слова мы пишем с заглавной буквы?
(Клички животных, имена людей, названия рек)
Ребята, как называются эти слова?
- Подчеркните имена собственные
3. Постановка учебной задачи.
Попробуйте предположить тему урока
Тема урока «Имена собственные и нарицательные»
- Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Повторить, что такое имена собственные и нарицательные. Учиться правильно писать имена собственные)
4. Обобшение знаний по теме
- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)
- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)
- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название.
- Назовите название нашего города, улиц, реки.
- А как пишутся собственные имена собственные. (ответы детей)
Остальные слова, обозначающие предметы (имена существительные)
-называются нарицательными.
Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
Составляется кластер
- Давайте составим кластер, который поможет вам проверить новое знание.
- На какие две группы мы сегодня поделили имена существительные?
(Имена собственные и нарицательные)
- Какие слова относятся к именам собственным?
(Имена людей, названия городов, рек, клички животных)
- Какие слова относим к именам нарицательным?
(Все остальные слова)
- Как будем писать имена собственные?
(Имена собственные будем писать с заглавной буквы)
Во время фронтального опроса на доске появляется кластер для закрепления нового знания.
Физминутка.
Сейчас я буду называть слова, если это имя собственное – поднимите руки вверх, если нарицательное – присядьте.
Анжелика, девочка, кукла, Ишимбай, Волга, море, Марс, книга.
- Молодцы.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Игра «Путаница»
- Ребята, перед вами карточки со словами. Вам надо, пользуясь кластером, распределить их в две группы. В первую группу – имена собственные, а во вторую группу – имена нарицательные. Задание выполняете в паре.
- Проверьте, пожалуйста, по образцу правильность выполнения задания.
кошка Жучка
собака Мурка
корова Горлач
конь Буренка
петух Ветерок
- Подберите животным клички.
-А как выбирают клички животным? (По характеру, по внешнему виду)
-Почему этим животным дали такие клички?
(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.
Петух громко кричит, поэтому Горлач.
Кошка громко мурлычет – Мурка.
Буренка – бурого цвета)
- Кто в паре не ошибся – улыбнитесь друг другу, кто допустил ошибки – пожмите друг другу руки.
Самооценка
Работа по учебнику
- На стр. 17 упр. 22.
Рассмотрите рисунки. Кто изображён на рисунках? Какие животные?
Придумайте животным такие клички, чтобы они отражали их характер или указывали на внешний вид.
Игра «Лови ошибку» (работа в парах)
- А сейчас мы проверим, умеем ли мы замечать ошибки в написании имён собственных и нарицательных.
- Из трёх вариантов выбираем предложение, которое записано верно и записываем в тетрадь.
1. Иван блинов съел много блинов.
2. Иван блинов съел много Блинов.
3. Иван Блинов съел много блинов.
1.Вася рыбаков был у Рыбаков.
2.Вася Рыбаков был у рыбаков.
3.вася Рыбаков был у рыбаков.
1.У Пастухов выступал Андрей пастухов.
2.У пастухов выступал андрей Пастухов.
3.У пастухов выступал Андрей Пастухов.
Проверка работы.
Самооценка
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую тему проходили на уроке?
- Какую цель вы ставили на уроке?
- Удалось ли вам достичь эту цель? (Да. Нет)
- А теперь с помощью солнышка и тучки оцените свои знания на уроке. Если вы хорошо умеете различать имена собственные и нарицательные, поднимите солнышки
Если остались вопросы, есть затруднения поднимите солнышко и тучку
Если совсем не поняли тему, поднимите тучку
- Вы хорошо поработали на уроке. Дружно работали в парах. Активно отвечали на вопросы. Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.