Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Оценка 4.7
docx
04.12.2019
Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."
простые и сложные предложения.docx

Тема урока: Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого.

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

образовательные:

·         познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

·         учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".

развивающие:

·         учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);

·         развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

·         развивать навык чёткого и красивого письма;

·         развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

·         формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

воспитательные:

·         расширять коммуникативные способности детей;

·         закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок развивающего обучения.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

Возраст учащихся: 4 класс.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и наглядные средства обучения:

1.Карточки с заданиями.

2.Компьютерная презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Слайд №1

1.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку "пять"!

- минутка настроения

- Дети, какое у вас настроение?

2. Каллиграфическая, орфографическая минутка.

Уд, ад, ед

- Написание, какой буквы в этих сочетаниях мы будем сегодня повторять?

Пруд, гладь, дует.

- Найдите лишнее слово, обоснуйте своё мнение в группе. Напишите это слово 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт групп.

Гладь - 5 букв, ь - показатель мягкости согласного.

Дует - нет парной согласной на конце корня, 5звуков.

II. Постановка учебной задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядка для глаз. Слайд №2

1. Актуализация знаний.

- =

- Дети, что обозначает эта схема?

- Ребята, расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения?

2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Прочитайте текст на доске.

Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.

- Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится" и "разгорается".

Слайд №3,4

 

 

- Придумайте заголовок к этому тексту.

 

- Найдите в каждом предложении грамматическую основу, запишите её в тетрадь и составьте её модель.

Работа в группе.

 

Отчёт групп.

- (приём 1) Что интересного заметили?

- (приём 2) О чём говорится во втором предложении? Что она делает? Ещё о чём?

 

- Это схема грамматической основы предложения.

- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

 

 

 

 

- "дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так как дымится пруд - пар поднимается, заря разгорается - ярко горит солнце.

- Утро. Утром на пруду.

1 -=

2 -=

3 =-, =-

- О заре. Разгорается О ветерке. Дует

- Две грамматические основы.

3 Формулирование проблемы.

- Что можете сказать о таком предложении?

- Какова цель нашего урока?

- Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.

II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и проверка их.

 

 

III.Открытие новых знаний.

 

 

 

Формулирование нового знания.

(Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог)

- Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать)

- Как можно проверить ваши предположения?

- На уроке обратимся к книге. Откройте с. 43. , прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным.

 

-Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке.

План:

- Научиться составлять схему сложного предложения.

- Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

- Научиться отличать сложное предложение от простого.

- Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

- Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения?

 

 

- Составное, сложное, т. к :

- Узнать у учителя, в справочнике, в книге.

- Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение.

- Тема урока "Простые и сложные предложения".

 

 

 

 

 

Предложения детей.

1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

2. Научиться составлять схему сложного предложения.

3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

4. Научиться отличать сложное предложение от простого.

IV. Первичное закрепление.

1. Закрепление во внешней речи.

- Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило.

 С. 36, 37

2. Приступаем к работе над второй задачей.

С.36, упр.№49

- Прочитайте строки Н. Некрасова. Сколько предложений в этом отрывке?

Какие это предложения? Сложные или простые? Докажите свое мнение.

С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение?

Задания группам.

- Спишите стихи. Подчеркните грамматическую основу и соствавьте её схему.

План:

1. Схема.

2. Простое или сложное.

3. Как соединяются простые предложения в составе сложного?

Итог. - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности?

- Как соединяются простые предложения в составе сложного?

- Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

 

Слайд №5

- Подберите к этому слову синонимы и антонимы.

Слайд №6

4. упражнения 50 с. 36

-Прочитайте текст и найдите предложение с новым словарным словом.

- Назовите сложные предложения, записывая схемы в тетрадь.

Итог.

- Что нового узнали по теме урока?

Слайд №7

 

Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе.

 

 

Отчёты групп

 

 

 

 

 

 Два

 

 

 

 

- С помощью союза и а но или без союза.)

- Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.

 

 

 

 

 

= -,- =, и - =

1. Содержит 2 или больше грамматических основ.

2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а ,но.

3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая

V. Вторичное закрепление.

Очень-очень странный вид:
Речка за окном,
Горит,
Чей-то дом,
Хвостом виляет,
Песик,
Из ружья стреляет,
Мальчик,
Чуть не слопал 
Мышку,
Кот, в очках читает книжку,
Старый дед,
Влетел в окно,
Воробей, схватил зерно,
Да как каркнет,
Улетая:
- Вот что значит
Запятая! 
Б. Заходер

-Сколько предложений в этом стихотворении?

У. -А какое оно?

-Что интересного в этом стихотворении?

-Что бы вы изменили?

 

 

 

 

 

 

 

- Одно.

- Сложное, т.к:.

- Путаница. Надо переставить запятые.

Работа в группах.

VI. Домашнее задание.

Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Еще придется потрудиться. 
Да, трудно все-таки учиться!

- Сможете ли вы в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу?

Тогда я задаю вам упр. № 51, но ели возникнут трудности, обратитесь к стр.36,37

 

VII. Рефлексия

Слайд №8,9

 

Самооценка. Используется метод незаконченного предложения.

Я научился:

Я хотел бы больше:

Оказывается, что:

Я хочу поблагодарить: за:(взаимооценка детей)

Оценивание учителем работы детей на уроке.

- Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми?

Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале.

Минутка настроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."

Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019