Конспект урока по русскому языку тема широкая и узкая с применением матетиала из творчества М.М.Пришвина
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку тема широкая и узкая с применением матетиала из творчества М.М.Пришвина

Оценка 5
docx
15.12.2022
Конспект урока по русскому языку тема широкая и узкая с применением матетиала из творчества М.М.Пришвина
конспект урока в 5 классе тема широкая и узкая с применением материала из творчества М.М. Пришвина
тема широкая и узкая.docx

Конспект урока русского языка  в 5 классе.

 

 

 

 

ТЕМА ШИРОКАЯ И УЗКАЯ.

 

 

 

 

Составитель: учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 г.Сердобска Гладкова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА урока. Развитие речи. Темы широкие и узкие. Работа с текстом. (Приёмы смыслового чтения)

ЦЕЛЬ урока: повторить признаки текста; учить анализировать текст, создавать текст.

Формирование УУД:

Личностные: положительное отношение к учению, способность к  нравственно-этическому оцениванию.

Регулятивные: понимание цели работы и её поэтапное достижение, умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: анализ художественных текстов с целью выделения признаков, понимание специальных терминов, умение отличать художественный текст от текстов других стилей.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, владение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование: презентация, тексты.

 

Структура урока.

 

1.      Речевая разминка.

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите…                                        

                                                                                                        (М.Дудин)

-  Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Выделите интонационно  в каждой строке слово, на которое падает логическое ударение.

- Объясните значение слов «зенит», «повилика»,  «жито» (Зенит – часть небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя. Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения. Жито – всякий хлеб в зерне или на корню).

- Какой теме посвящено это стихотворение? (Охрана природы).

- Какие чувства оно вызывает у вас?

- Кто из вас знает, что такое «Красная книга»? (Это книга, куда занесены вымирающие животные и растения).

- Назовите авторов, которые пишут о природе? ( М.Пришвин, К.Паустовский, Н.Чарушин, Н.Сладков).

 

2.      Актуализация  темы

  - Вспомните, что называется текстом? (Текст – несколько предложений, объединенных  смысловой структурой,  грамматической и интонационной целостностью).

 - А теперь вспомните, что такое тема текста? (Тема – это то, о чем или о ком говорится  в тексте).

- Послушайте стихотворение одного школьника. Подумайте, раскрыта ли здесь тема?

 

Стихи умею сочинять!
Читает папа мой газету,
Диктант написан мной на «пять»,
Собака молча ест котлету.
Строители возводят дом, брат с папой в шахматы играет,
На удочку попался сом, на небе солнышко сияет.

 

- У этого стихотворения нет определенной темы. Мальчик пишет обо всем. Вывод: это не текст, а просто рифмованные предложения.

- В тексте же каждое предложение должно соотноситься с темой и друг с другом. Именно этим текст и отличается от набора предложений.

- Во время разминки мы познакомились со стихотворением М.Дудина «Берегите землю», посвященное охран природы. Очень много книг написал о природе М.М.Пришвин, творчество которого мы будем изучать в этом году.

-  Попробуем определить тему его миниатюр из книги «Глаза земли».

Сегодня пришел настоящий апрель. Поле озими еще не омылось и желтое, а лужица на поле ясно-голубая, а самый лес вдали подчеркнут белой полоской. Вдоль реки лежит цепь оставленных водой льдин. Одна особенно большая лежит на другой и сверху на нее капает, капает. Мелкие льдины от толчка распадаются на длинные чистые кристаллы, похожие на хрустальные подвески от люстры.

В лесу пестро: где белое, где черное, на черном виднеются зеленые листики перезимовавшей земляники, а земля под ней еще не оттаяла. Зяблики поют везде, и начинают оживать лягушки. Одна скакнула в ручей и понеслась вниз.

 

- Ребята, о чем этот текст? Какова его тема? (Это текст о пробуждении природы после зимы).

- А как бы вы его озаглавили?  (Весна в лесу. Апрель. Весна пришла).

- Правильно. Заголовок обязательно должен отразить тему. Он как бы приглашает читать текст дальше и узнать, как раскроется главная мысль текста. Иногда заголовок играет роль первого предложения.

- А теперь придумайте заголовок к другой миниатюре М.Пришвина. Какова основная тема этой миниатюры?

Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу.

(варианты названия: Чудесная осень. Чудесная погода).

- А вот автор назвал эту миниатюру «Осень улыбается».

3. Новый материал.

- Ребята, темы (текстов, сочинений, устных выступлений) бывают общими или широкими и узкими или конкретными.

- Широкая – общая, она как бы вбирает в себя ряд узких тем; узкая – это конкретная, она относится к широкой как часть к целому.

- Давайте вновь обратимся к миниатюре М.Пришвина. Вам необходимо озаглавить текст, определить широкую и узкую тему.

 

Капитан-паук.

Еще с вечера при луне между березами поднялся туман. Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туман.

Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее, и вот вижу: спешит-спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего-то дожидаться.

Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свертываясь, понеслась. На малюсеньком листочке, прикрепленном к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.

 

- Какие вы придумали заголовки? (Паук-путешественник)

 _ А сам автор назвал ее «Капитан – паук».  Почему? (Паучок ведет себя как настоящий капитан)

 

Физкутминутка.

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

-  А теперь давайте вспомним, что такое опорные слова? (Это самые главные слова текста. Они помогают вспомнить события и героев. Эти слова служат опорой текста, поэтому их называют опорными).

- Выполним новое задание. Кто быстрее назовет опорные слова к русской  народной сказке «Лиса и журавль»? (Лиса, журавль, гости, каша, тарелка, кувшин, окрошка).

- Последнее, что мы должны вспомнить: что такое идея, основная мысль текста?

 Основная мысль текста – это то, к чему этот текст нас призывает, чему учит, для чего он написан.

- Определите основную мысль в миниатюре М.Пришвина «Поздняя осень».

 

Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками: как обмёрзла, так и осталась, и больше уже ветер с неё не может сорвать последних листов, — всё, что можно было, сорвал.

Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаёшь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь».

 

- Какова идея этого текста? («Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь»).

 

4.Закрепление.

- А теперь повторим все, о чем говорили на уроке.

И поможет нам в этом волшебное слово «ТОЗИ»:

Т  - тема

О – опорные слова

З – заголовок

И - идея

 

 

Это отличительные признаки текста.

 

5.Итог урока.

Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова и огромную любовь к родной природе.

6.Рефлексия.

-Какую цель ставили на урок?

-Достигли цели?

-Чему научились сегодня на уроке?

            -Какое новое знание открыли для себя?

Домашнее задание.

Определите тему, идею миниатюры М.Пришвина «Неведомому другу». Придумайте свой вариант заголовка. Выпишите опорные слова и по ним составьте рассказ.

 


 

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе

ТЕМА урока. Развитие речи. Темы широкие и узкие

ТЕМА урока. Развитие речи. Темы широкие и узкие

Стихи умею сочинять! Читает папа мой газету,

Стихи умею сочинять! Читает папа мой газету,

Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее, и вот вижу: спешит-спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину

Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее, и вот вижу: спешит-спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину

Это отличительные признаки текста

Это отличительные признаки текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022