Конспект урока русского языка в 5 классе.
ТЕМА ШИРОКАЯ И УЗКАЯ.
Составитель: учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г.Сердобска Гладкова Л.В.
ТЕМА урока. Развитие речи. Темы широкие и узкие. Работа с текстом. (Приёмы смыслового чтения)
ЦЕЛЬ урока: повторить признаки текста; учить анализировать текст, создавать текст.
Формирование УУД:
Личностные: положительное отношение к учению, способность к нравственно-этическому оцениванию.
Регулятивные: понимание цели работы и её поэтапное достижение, умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: анализ художественных текстов с целью выделения признаков, понимание специальных терминов, умение отличать художественный текст от текстов других стилей.
Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: презентация, тексты.
Структура урока.
1. Речевая разминка.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите…
(М.Дудин)
- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Выделите интонационно в каждой строке слово, на которое падает логическое ударение.
- Объясните значение слов «зенит», «повилика», «жито» (Зенит – часть небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя. Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения. Жито – всякий хлеб в зерне или на корню).
- Какой теме посвящено это стихотворение? (Охрана природы).
- Какие чувства оно вызывает у вас?
- Кто из вас знает, что такое «Красная книга»? (Это книга, куда занесены вымирающие животные и растения).
- Назовите авторов, которые пишут о природе? ( М.Пришвин, К.Паустовский, Н.Чарушин, Н.Сладков).
2. Актуализация темы
- Вспомните, что называется текстом? (Текст – несколько предложений, объединенных смысловой структурой, грамматической и интонационной целостностью).
- А теперь вспомните, что такое тема текста? (Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте).
- Послушайте стихотворение одного школьника. Подумайте, раскрыта ли здесь тема?
Стихи умею сочинять!
Читает папа мой газету,
Диктант написан мной на «пять»,
Собака молча ест котлету.
Строители возводят дом, брат с папой в шахматы
играет,
На удочку попался сом, на небе солнышко сияет.
- У этого стихотворения нет определенной темы. Мальчик пишет обо всем. Вывод: это не текст, а просто рифмованные предложения.
- В тексте же каждое предложение должно соотноситься с темой и друг с другом. Именно этим текст и отличается от набора предложений.
- Во время разминки мы познакомились со стихотворением М.Дудина «Берегите землю», посвященное охран природы. Очень много книг написал о природе М.М.Пришвин, творчество которого мы будем изучать в этом году.
- Попробуем определить тему его миниатюр из книги «Глаза земли».
Сегодня пришел настоящий апрель. Поле озими еще не омылось и желтое, а лужица на поле ясно-голубая, а самый лес вдали подчеркнут белой полоской. Вдоль реки лежит цепь оставленных водой льдин. Одна особенно большая лежит на другой и сверху на нее капает, капает. Мелкие льдины от толчка распадаются на длинные чистые кристаллы, похожие на хрустальные подвески от люстры.
В лесу пестро: где белое, где черное, на черном виднеются зеленые листики перезимовавшей земляники, а земля под ней еще не оттаяла. Зяблики поют везде, и начинают оживать лягушки. Одна скакнула в ручей и понеслась вниз.
- Ребята, о чем этот текст? Какова его тема? (Это текст о пробуждении природы после зимы).
- А как бы вы его озаглавили? (Весна в лесу. Апрель. Весна пришла).
- Правильно. Заголовок обязательно должен отразить тему. Он как бы приглашает читать текст дальше и узнать, как раскроется главная мысль текста. Иногда заголовок играет роль первого предложения.
- А теперь придумайте заголовок к другой миниатюре М.Пришвина. Какова основная тема этой миниатюры?
Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу.
(варианты названия: Чудесная осень. Чудесная погода).
- А вот автор назвал эту миниатюру «Осень улыбается».
3. Новый материал.
- Ребята, темы (текстов, сочинений, устных выступлений) бывают общими или широкими и узкими или конкретными.
- Широкая – общая, она как бы вбирает в себя ряд узких тем; узкая – это конкретная, она относится к широкой как часть к целому.
- Давайте вновь обратимся к миниатюре М.Пришвина. Вам необходимо озаглавить текст, определить широкую и узкую тему.
Капитан-паук.
Еще с вечера при луне между березами поднялся туман. Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туман.
Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее, и вот вижу: спешит-спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего-то дожидаться.
Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свертываясь, понеслась. На малюсеньком листочке, прикрепленном к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.
- Какие вы придумали заголовки? (Паук-путешественник)
_ А сам автор назвал ее «Капитан – паук». Почему? (Паучок ведет себя как настоящий капитан)
Физкутминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- А теперь давайте вспомним, что такое опорные слова? (Это самые главные слова текста. Они помогают вспомнить события и героев. Эти слова служат опорой текста, поэтому их называют опорными).
- Выполним новое задание. Кто быстрее назовет опорные слова к русской народной сказке «Лиса и журавль»? (Лиса, журавль, гости, каша, тарелка, кувшин, окрошка).
- Последнее, что мы должны вспомнить: что такое идея, основная мысль текста?
Основная мысль текста – это то, к чему этот текст нас призывает, чему учит, для чего он написан.
- Определите основную мысль в миниатюре М.Пришвина «Поздняя осень».
Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками: как обмёрзла, так и осталась, и больше уже ветер с неё не может сорвать последних листов, — всё, что можно было, сорвал.
Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаёшь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь».
- Какова идея этого текста? («Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь»).
4.Закрепление.
- А теперь повторим все, о чем говорили на уроке.
И поможет нам в этом волшебное слово «ТОЗИ»:
Т - тема
О – опорные слова
З – заголовок
И - идея
Это отличительные признаки текста.
5.Итог урока.
Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова и огромную любовь к родной природе.
6.Рефлексия.
-Какую цель ставили на урок?
-Достигли цели?
-Чему научились сегодня на уроке?
-Какое новое знание открыли для себя?
Домашнее задание.
Определите тему, идею миниатюры М.Пришвина «Неведомому другу». Придумайте свой вариант заголовка. Выпишите опорные слова и по ним составьте рассказ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.