Тема: «Имя прилагательное – часть речи.»
Цель:
Познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
2. формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
3. совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
4. стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
5. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Тип урока.
Изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
II. Минутка чистописания.
На доске запись
Оо Олег (почему с заглавной буквы- имя собственное), очки, олень, обувь(+3 слова придумать. Кто со всем справится – придумайте предложение) проверка придуманных слов.
II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
Повторить: имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопрос кто ? или что? Обозначает предметы.
Глагол:
часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? Обозначает
действие предмета.
- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- - А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
-
- Прочитайте, что же у вас получилось? А у меня получилось так
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод:
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
III. Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)
- Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Прочитаем еще раз правила
IV. Исследование данной проблемы.
Работа по теме
- Посмотрите на карточку, перед вами 2 текста.
- Прочитайте.
Наступила весна.
Тает снег.
Журчат ручьи.
Светит солнце.
Летят птицы.
- О чем этот текст? (О весне)
- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его
прочитайте.
---Наступила ранняя весна.
Тает последний снег.
Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце.
Летят голосистые птицы.
- А этот текст о чём? (О весне)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
- Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? Более красочно, понятно.
Вывод:
Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Давайте запишем этот текст
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
Игра
«Назови признаки».
По вкусу: лимон, сахар.
По цвету: ромашка, колокольчик.
По форме: мяч, стол.
По размеру: слон, муравей.
- А теперь обратите внимание на предложение.
Тает последний снег.
- Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
- Как вы думаете, можно ли было взять, например, слова:
пушистый, серебристый, искристый?
- Давайте устно подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
Тает серебристый снег.
- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Сделайте вывод.
Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Вывод:
Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
VI. Игра. Отгадай кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Широкая, глубокая …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная …… берёза
- Давайте проверим, что же у вас получилось?
- Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
***Составить предложение:
С наступлением, летят, весны, перелётные, к нам, птицы.
- Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
- Понравился ли вам наш урок? Чем?
- А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
VII. Итог урока.
- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
VIII Рефлексия.
*** Сегодня я понял…
***Мне было трудно…
***Хочу продолжить работу по теме…
***Я хочу оценить свою работу на уроке…
ДОМА:
Написать 3 предложения про лису, используя прилагательные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.