Конспект урока по русскому языку. Тема:Одушевленные и неодушевленные имена существительное

  • docx
  • 15.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_uroka_russkiy_yazyk_Aygul (1).docx

Дата: 22.03.2024

Школа:

Класс: 3 б

Учитель: Аблаева А.И.

Предмет: Русский язык

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительное

Цель:  продолжить знакомство обучающихся с именем существительным как части речи; развивать умение распознавать в речи имена существительные. Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Задача:

- учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- развивать наблюдательность, внимание, память, расширять и активизировать словарный запас детей;

- воспитывать ответственность, интерес к изучению русского языка самостоятельно парной, групповой работы.

 

Оборудования: презентация к уроку, учебник «Русский язык»

План урока:

1.     Организационный момент

2.     Подведение к теме

3.     Формулировка темы

4.     Работа по учебнику

5.     Физминутка

6.     Закрепление пройденного материала

7.     Рефлексия

8.     Домашнее задание

 

Ход урока:

1.     Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут  Айгуль Ильфаковна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

– Долгожданный дан звонок. 
Начинается урок.
Посмотри скорей дружок
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!

–  Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

 

2.                 Подведение к теме

-Ребята, к вам на урок заглянул в гости незнайка(на слайде ). И он хочет, чтобы вы ему рассказали правило об одушевлённых и неодушевлённых существительных. На какой вопрос отвечает существительное? Как вы думаете, почему ему дали название незнайка?

-А, теперь, давайте перед тем как начнем писать сделаем гимнастику для пальцев.

   

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)

 

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

-Открываем тетради, записываем число 22 марта , Классная работа.

-И начнем мы с минутки чистописания.

-На доске: Клё_, сло_, г_ёзда  (клён, слон, гнёзда)

-Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания..(Сегодня на уроке мы будем писать букву Нн)

Составьте слово, в котором буква Н будет стоять в начале, запишите его, теперь составьте слово, в котором буква Н будет стоять в середине, и теперь, придумайте такое слово, чтобы буква Н оказалась в конце, запишите его.

-Проверьте, правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы?

-Обведите в кружок ту букву, которая самая красивая.

 

3.                 Формулировка темы

 

-А, сейчас мы с вами  разгадаем ребусы, обратите внимание на слайд,  вы  должны будите отгадки написать  в тетрадь через запятую.

-Поднимите руку, кто отгадал и записал 4 слова? (Молодцы).

- Перечислите их (сорока, коньки, корова, мороз).

hello_html_9a58e9.jpgimage036_11.jpghello_html_62a59525.jpg66728742.png

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?  

-На какие две группы разделим существительные?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Давайте, поставим цель на сегодняшний урок.  (На слайде слова-опоры: продолжим, выполним).

- Сегодня мы продолжим изучать одушевлённые и неодушевлённые существительные, выполним упражнения.\

-Прочитайте ещё раз слова в тетради, которые отвечают на вопрос что? кто?

 -Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

-Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)

-Сформулируем вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.

Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.

Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлёнными.

4.     Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник на стр. 86. Упр.12 (устно) . Подбери слова, которое обобщают значения имен существительных. На какой вопрос они отвечают? Дуб, липа, береза, сосна- это (что ?) деревья

Ромашки, незабудки, астры- это ( что ?)цветы

Морковь, капуста, огурцы- это  (что ?) овощи

-Молодцы ребята!

 

Упражнение 14 Запиши слова, распределяя их по группам (у доски) и в тетради .

 

Кто?                 Что?

Человек          лестница

Хозяин           автобус

Обезьяна        рюкзак

Ученик           бассейн

Синица           календарь

Пассажир       телеграмма

Спортсмен     овощи

Мужчина       благодарность

Женщина       щека

 

Упражнение 17

 

Март – третий месяц года. С его наступлением начинается календарная весна. Название месяца имеет латинские корни и получено в честь римского бога войны – Марса. В народе его еще именуют как протальник, капельник, грачевник, зимобор.

Про это время года составлено множество произведений народного творчества. Особой популярностью в повседневной жизни людей пользуются старинные русские поговорки и пословицы про март.

·         В марте день с ночью меняется, равняется.

·         В марте и сзади и спереди зима.

·         В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

·         В марте щука хвостом лёд разбивает.

·         И в марте мороз на нос садится.

·         Иногда и март морозом хвалится.

·         Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

·         Март и снегом сеет, и солнцем греет.

·         Март морозом на нос садится.

·         Март неверен: то плачет, то смеется.

·         Март — не весна, а предвесенье.

·         Март зиму кончает, весну начинает.

·         Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

·         Придет март-капельник - и зима заплачет.

·         Пришел марток— надевай семеро порток.

·         Февраль силён метелью, а март – капелью.

 

Чем примечательный месяц апрель для моей местности?

 

Апрель - удивительный месяц, когда с улиц окончательно уходит вода. Народная примета гласит: " Апрель воду подбирает, цветы раскрывает". С приходом этого месяца, наступает настоящее тепло. Начинают цвести деревья, кустарники, появляется зеленая травка.

 

"Апрель землю красит", - говорят в народе. И это действительно так. Если еще в марте все вокруг было серым и унылым, то апрель украсил землю своей яркостью и свежестью. Но "апрельское тепло ненадейчиво". Не стоит сразу снимать куртки и облачаться в летнюю одежду - тепло обманчиво. Вот такой интересный месяц апрель.

 

5.     Физминутка

-А теперь проведем музыкальную физминутку! (видео)

6.     Закрепление пройденного

- Итак, ребята, я вам приготовила карточки, и там даны слова эта работа в парах.  Давайте прочитаем слова  на слайде. Значение, каких слов вы бы хотели уточнить?

Норка          

Свинка

Шах

Галочка

Ласка

Собачка

Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями.

7.     Рефлексия

-Что вы сегодня нового узнали?

-Чему научились? Как различаем одушевленные и неодушевленные?

-Молодцы!!!

-Всем спасибо за урок! До свидания!

8.     Домашнее задание

Упражнение 16 страница 87 ( Здесь вам нужно прочитать текст. Определить какова его тема? И  озаглавить его ).