Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова", 2 класс.

  • doc
  • 19.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий урока по русскому языку на тему _Устаревшие слова_ (2 класс)..doc

 

 

 

 

 

 

«Слова из бабушкиного сундучка»

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе

по теме «Устаревшие слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степанян Гаяне Ишхановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока «Устаревшие слова»

 

Цель урока: познакомить с устаревшими словами

 

Задачи урока:

Ø Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов.

Ø Развивающая: развивать  речь уч-ся, умение работать в группах,  развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.

Ø Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам

 

Оборудование:

· Компьютер, медиапроектор, ИД

· Карточки с заданием

 

            I.      Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок проведём мы (представление учителей).

          II.      Актуализация знаний, введение в проблему.
Ребят, представьте себя в старинном городе (Слайд 2).

Нас встречают люди (щелчок по картинке), они о чём-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).

Какие непонятные слова услышали? Почему мы их не понимаем? Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем. А почему мы не используем эти слова в речи? Куда они исчезли? Кольчуга, кафтан, боярин, десница – как узнать значение этих слов? (ответы детей)

Кольчуга – это старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (Слайд 3).

Кафтан – русская старинная мужская верхняя одежда. (Слайд 4).

Боярин- это землевладелец, принадлежащий к высшему слою населения. (Слайд 5).

Десница – в старину так называли руки человека. (Слайд 6).

Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы).

Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 7)  Открываем тетради, число, классная работа и зелёной ручкой посередине напишем тему урока – Устаревшие слова (кто-то из учителей записывает тему на доске).

 

 

       III.      Постановка темы и цели урока. 
-Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из нашей жизни какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

-Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 8). А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова? Для чего нам надо знать их значение? (ответы детей).

-Ребят, сегодня мы примем участие в литературно-творческом  проекте «За коньком-Горбунком по любимой сказке» (Слайд 9).  Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке. ( Слайд 10)

-Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Сейчас мы поработаем над отрывками из этой сказки, найдём в них устаревшие слова и попытаемся объяснить их значение.

-Первый отрывок: ( Слайд 11)

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.

-В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град. (Слайд 12) Записываем в тетрадь эти слова. Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. Град (слайд 13)- так в старину называли  город.

-Второй отрывок: (слайд 14)

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

 

-В этом отрывке мы  встретили такие слова: Кушак, Сафьян.  (Слайд 15) Записываем в тетрадь эти слова. Кушак – это широкий пояс. Сафьян (слайд 16).– это тонкая и мягкая козья шерсть.

-Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из  нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. (Слайд 17)

 

-Третий отрывок: (слайд 18)

Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

-В этом отрывке мы  встретили такие слова: Вершок, Аршин. (Слайд 19) Записываем в тетрадь эти слова – Вершок-старинная русская мера длины, равная 4,5 см. Аршин (слайд 20) – старинная русская мера длины, равная 71 см.

-Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? (Слайд 21)
Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова? (ответы детей). А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?

-Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова  мы используем и сейчас. Попробуем подобрать  эти однокоренные слова.

Чело – чёлка

Очи – очевидный, очки

Уста – устный

Перст- перстень

 

IV.  Проверка усвоенного, Итог урока.

-Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения. (Слайд 22). Задание – соединить стрелками устаревшее и современное слово. Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. (Слайд 23).

-Ну и в конце, ребят, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Конёк-горбунок».

 

-Дети, урок окончен.

-Спасибо за внимание.