«Слова из бабушкиного сундучка»
Урок русского языка во 2 классе
по теме «Устаревшие слова»
Степанян Гаяне Ишхановна
Тема урока «Устаревшие слова»
Цель урока: познакомить с устаревшими словами
Задачи урока:
Ø Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов.
Ø Развивающая: развивать речь уч-ся, умение работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.
Ø Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам
Оборудование:
· Компьютер, медиапроектор, ИД
· Карточки с заданием
I. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок проведём мы (представление учителей).
II.
Актуализация знаний, введение в
проблему.
Ребят, представьте себя в старинном
городе (Слайд 2).
Нас встречают люди (щелчок по картинке), они о чём-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).
Какие непонятные слова услышали? Почему мы их не понимаем? Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем. А почему мы не используем эти слова в речи? Куда они исчезли? Кольчуга, кафтан, боярин, десница – как узнать значение этих слов? (ответы детей)
Кольчуга – это старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (Слайд 3).
Кафтан – русская старинная мужская верхняя одежда. (Слайд 4).
Боярин- это землевладелец, принадлежащий к высшему слою населения. (Слайд 5).
Десница – в старину так называли руки человека. (Слайд 6).
Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы).
Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 7) Открываем тетради, число, классная работа и зелёной ручкой посередине напишем тему урока – Устаревшие слова (кто-то из учителей записывает тему на доске).
III.
Постановка темы и цели урока.
-Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из нашей жизни
какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно
забываются, устаревают.
-Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 8). А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова? Для чего нам надо знать их значение? (ответы детей).
-Ребят, сегодня мы примем участие в литературно-творческом проекте «За коньком-Горбунком по любимой сказке» (Слайд 9). Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке. ( Слайд 10)
-Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Сейчас мы поработаем над отрывками из этой сказки, найдём в них устаревшие слова и попытаемся объяснить их значение.
-Первый отрывок: ( Слайд 11)
1) Время
катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.
-В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град. (Слайд 12) Записываем в тетрадь эти слова. Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. Град (слайд 13)- так в старину называли город.
-Второй отрывок: (слайд 14)
2) Повели
коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами
-В этом отрывке мы встретили такие слова: Кушак, Сафьян. (Слайд 15) Записываем в тетрадь эти слова. Кушак – это широкий пояс. Сафьян (слайд 16).– это тонкая и мягкая козья шерсть.
-Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. (Слайд 17)
-Третий отрывок: (слайд 18)
Да еще
рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
-В этом отрывке мы встретили такие слова: Вершок, Аршин. (Слайд 19) Записываем в тетрадь эти слова – Вершок-старинная русская мера длины, равная 4,5 см. Аршин (слайд 20) – старинная русская мера длины, равная 71 см.
-Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще
открыть сундучок и узнать другие слова? (Слайд 21)
– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова? (ответы
детей). А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова –
родственники?
-Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас. Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст- перстень
IV. Проверка усвоенного, Итог урока.
-Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения. (Слайд 22). Задание – соединить стрелками устаревшее и современное слово. Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. (Слайд 23).
-Ну и в конце, ребят, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Конёк-горбунок».
-Дети, урок окончен.
-Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.