Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова", 2 класс.
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова", 2 класс.

Оценка 4.7
doc
19.11.2023
Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова", 2 класс.
Сценарий урока по русскому языку на тему _Устаревшие слова_ (2 класс)..doc

 

 

 

 

 

 

«Слова из бабушкиного сундучка»

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе

по теме «Устаревшие слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степанян Гаяне Ишхановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока «Устаревшие слова»

 

Цель урока: познакомить с устаревшими словами

 

Задачи урока:

Ø Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов.

Ø Развивающая: развивать  речь уч-ся, умение работать в группах,  развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.

Ø Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам

 

Оборудование:

· Компьютер, медиапроектор, ИД

· Карточки с заданием

 

            I.      Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок проведём мы (представление учителей).

          II.      Актуализация знаний, введение в проблему.
Ребят, представьте себя в старинном городе (Слайд 2).

Нас встречают люди (щелчок по картинке), они о чём-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).

Какие непонятные слова услышали? Почему мы их не понимаем? Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем. А почему мы не используем эти слова в речи? Куда они исчезли? Кольчуга, кафтан, боярин, десница – как узнать значение этих слов? (ответы детей)

Кольчуга – это старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (Слайд 3).

Кафтан – русская старинная мужская верхняя одежда. (Слайд 4).

Боярин- это землевладелец, принадлежащий к высшему слою населения. (Слайд 5).

Десница – в старину так называли руки человека. (Слайд 6).

Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы).

Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 7)  Открываем тетради, число, классная работа и зелёной ручкой посередине напишем тему урока – Устаревшие слова (кто-то из учителей записывает тему на доске).

 

 

       III.      Постановка темы и цели урока. 
-Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из нашей жизни какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

-Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 8). А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова? Для чего нам надо знать их значение? (ответы детей).

-Ребят, сегодня мы примем участие в литературно-творческом  проекте «За коньком-Горбунком по любимой сказке» (Слайд 9).  Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке. ( Слайд 10)

-Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Сейчас мы поработаем над отрывками из этой сказки, найдём в них устаревшие слова и попытаемся объяснить их значение.

-Первый отрывок: ( Слайд 11)

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.

-В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град. (Слайд 12) Записываем в тетрадь эти слова. Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. Град (слайд 13)- так в старину называли  город.

-Второй отрывок: (слайд 14)

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

 

-В этом отрывке мы  встретили такие слова: Кушак, Сафьян.  (Слайд 15) Записываем в тетрадь эти слова. Кушак – это широкий пояс. Сафьян (слайд 16).– это тонкая и мягкая козья шерсть.

-Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из  нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. (Слайд 17)

 

-Третий отрывок: (слайд 18)

Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

-В этом отрывке мы  встретили такие слова: Вершок, Аршин. (Слайд 19) Записываем в тетрадь эти слова – Вершок-старинная русская мера длины, равная 4,5 см. Аршин (слайд 20) – старинная русская мера длины, равная 71 см.

-Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? (Слайд 21)
Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова? (ответы детей). А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?

-Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова  мы используем и сейчас. Попробуем подобрать  эти однокоренные слова.

Чело – чёлка

Очи – очевидный, очки

Уста – устный

Перст- перстень

 

IV.  Проверка усвоенного, Итог урока.

-Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения. (Слайд 22). Задание – соединить стрелками устаревшее и современное слово. Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. (Слайд 23).

-Ну и в конце, ребят, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Конёк-горбунок».

 

-Дети, урок окончен.

-Спасибо за внимание.

 


Слова из бабушкиного сундучка»

Слова из бабушкиного сундучка»

Тема урока «Устаревшие слова»

Тема урока «Устаревшие слова»

I. нашей жизни какие то предметы, явления

I. нашей жизни какие то предметы, явления

Да еще рожу конька Ростом только в тори вершка

Да еще рожу конька Ростом только в тори вершка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023