Методическая
разработка урока по русскому языку в 3 «б» классе
11 ноября 2020 год
Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Красновосходская СОШ» Магомедова Марина Магомедовна.
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Цели: Создать условия для формирования умения проверять безударные гласные в корне двумя способами: изменяя форму слова или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
Результаты:Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала
Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Осуществлять само- и взаимопроверку работ
Оценивать собственную успешность в выполнении заданий
Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.).
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения ;
Оборудование: учебник 3 класса (1 часть) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний.
Форма проведения урока: комбинированный.
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3класса, авторы Канакина, листок настроения, индивидуальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь. Посмотрите на меня.
Улыбнёмся друг другу. Я рада
видеть ваши улыбки и хочу,
чтобы хорошее настроение не
покидало нас.
– Тихонько сядьте, возьмите листок настроения.
– Поставьте цифру 1 около лица , которое соответствует вашему настроению перед уроком.
1. Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.
И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
II. Запись числа, классной работы.
– Давайте запишем дату и место нашего путешествия.
Пока, мы будем проверять домашнее задание у нас несколько человек, поработает индивидуально, разберут слова по составу.
1 карточка.
Разбери слова по составу.
Звёздочка, зёрнышко, заморозки, дочка, кормушка.
2 карточка
Разбери слова по составу.
Подсвечник, пришкольный, подорожник, поездка, осенние.
3 карточка
Разбери слова по составу.
Сторожка, перелесок, подосиновик, подберёзовик, водолаз.
Проверка дом задания
-Сейчас мы проверим домашнее задание.
- Что было задано на дом?
Ответ детей: Выполнить проект на тему «Семья слов», то есть надо было образовать слова от одного корня?
-Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?
Однокоренные___
- Вижу, большинство из вас справились с заданием, МОЛОДЦЫ!
- После урока, оформим выставку ваших работ.
- Посмотрите внимательно на свои однокоренные слова и выберите те, которые подходят к схемам.
ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ (СХЕМЫ НАРИСОВАНЫ НА ДОСКЕ)
- Какие значимые части входят в состав слов? (приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое корень?
Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Что такое приставка?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Что такое суффикс?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Что такое окончание?
Ответы детей: Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.
III. Словарная работа (слайд )
1. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. А открыть их нам помогут ваши знания. Слова у нас на экране.
· Прочитайте слова.
· Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать)
ВЕТ.Р |
Ж.ЛТЫЙ |
П.ГОДА |
УЖ.Н |
ОБЛ.КО |
ЗА.Ц |
Ø Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву, подчеркните ее и поставьте ударение.
Ø Проверим. (Спросить 1 ученика)
- Какие гласные вставили? (называют)
Ø Проверьте получившийся ряд букв: е, о, а, ё, и, я
- Пропишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку.
IV. Сообщение темы урока.
– Прочитайте еще раз буквы.
– Чем они интересны? ( В безударном положении требуют проверки.)
– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
– Как вы думаете какая тема нашего урока (Безударные гласные в корне слова. )
– Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. Ну, вот ворота и открылись, перед нами владения дедушки Корня.
V. Актуализация знаний.
1. Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем.
СНАЧАЛО НАЗЫВАЮТ ДЕТИ (приклеен на парту)
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Подчеркни безударные гласные в корне.
5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
6. Обозначь орфограмму.
2. Комментированное письмо.
- Откройте учебник на с. 104 упр.194
- Прочитайте.
- Почему написание выделенных букв надо проверять?
Ответ: Чтобы не допустить ошибки.
Как это сделать? Надо подобрать проверочные слова.
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне и образец в учебнике выполним упражнение с комментированием (1 строчку)
(Двор, дворик) дворы, (стрелы, стрелка) стрела, (воды, водный) вода, (травы, травушка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жарко) жара, (свечи, свечка) свеча,
(пчёлы, пчёлка) пчела, (гнёзда, гнёздышко) гнездо, (чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы.
- Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?
Ответ детей: Нужно подобрать однокоренное слово так чтобы безударный гласный стал ударным, или изменить форму слова?
- Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. (читает ученик)
VI. Физминутка.
Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко!
А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу и укажет путь к дедушке Корню.
VII. Самостоятельная работа в парах.
– Теперь для вас следующее испытание. Работаем самостоятельно по вариантам. Задание: -вставьте пропущенные буквы, переписав слова в тетрадь, помогая друг другу в парах:
- Задание выполняем по образцу: (Соль) солить, солёный;
1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.
2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.
??? Фронтальная проверка (по одному ученику с каждого варианта)
ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями , сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.
Вывод: – Молодцы! Быстро, оперативно справились с работой.
VIII. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).
А) – И вот, тропинка привела нас дальше. Ребята, дедушка Корень приготовил для вас задания разные, выберите задание по силам (каждый уровень на листах разного цвета).
- Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради.
Карточка (жёлтого цвета)
Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной , укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.
пож.лтели • корень
к.ренья • лебедь, лебедушка
выгл.нул • желтый
л.б.диный • молот, молотит
м.л.ток • взгляд
г.л.ва • головы, головка
Карточка (зелёного цвета)
Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.
Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, к…л …сок – ….., ……, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……
Карточка (розового цвета).
Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.
На лесных полянах показались золотые лисички.
- Итак, проверим.
- Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
IX. Выборочный диктант.
– Идём дальше.Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.
- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
· Какие ошибки вы здесь встретили?
· Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
· А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”. – Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
????– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
X. Итог урока.
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной.
– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне?
1) Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
2) Знать алгоритм написания слов с безударной гласной в корне.
XI. Рефлексия.
- Вот наше путешествие и закончилось! Вы дружно поработали. Корень вами очень доволен.
Он хочет увидеть ваше настроение
– Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно?
Вывод: я думаю, кто не испытывал затруднений у него настроение хорошее. Но, а кто испытывал трудности, не успевал не огорчайтесь мы ещё будем работать над этой темой.
XII. Оценивание.
- Спасибо за работу на уроке
За работу на уроке получили следующие оценки:
XIII. Домашнее задание.
С. 104- правило, упр. 199 к словам подберёте проверочные и запишите по образцу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.