Тема урока:
«Написание безударных суффиксов глагола в форме
прошедшего времени»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (на основе деятельностного подхода).
Цель урока: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов глагола прошедшего времени.
Задачи урока:
- формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени;
- развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;
- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.
Используемые педагогические технологии:
- технология деятельностного подхода;
- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;
- информационно - коммуникативные технологии
Ход урока.
I.Организация начала урока.
Цели:
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
-Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь!
- «Учитесь, смекайте, активными будьте!
И к знаниям вы откроете путь!» (Слайд 1)
-Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
II. Актуализация опорных знаний
Цели:
- организовать актуализацию знаний учащихся об особенностях степной зоны;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Гнал, кр…чать, в тетрад…, чист…л. ( Слайд 2)
-Посмотрите на экран и подумайте, какое задание можно предложить, используя эти слова.
(Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово).
-Найдите лишнее слов? Какое же? ( В тетради)
- Почему? Докажите.( В тетради- существительное, а остальные слова глаголы)
-Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. ( В тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)
Слово исчезает.
- Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)
- Почему? Ведь слово кричать - это глагол .( Кричать- это глагол в начальной форме, а начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола.)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик).
Слово исчезает.
-Какие слова остались? (Гнал, чистил.)
- Что общего в этих словах? (Это глаголы прошедшего времени.)
- По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?
( По вопросам и наличию суффикса - л.)
-Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)
- Есть ли орфограмма во втором слове? (Да.)
- Какая орфограмма? ( Безударный гласный.)
- В какой части слова ? ( В суффиксе.)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Запишите в тетрадь.
Ш.Открытие нового знания.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Дети объясняют какую букву они вставили.
- Объясните как проверить данную орфограмму. (Возникает затруднение.)
-Как вы думаете, какова тема урока? ( Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.)(Слайд 3)
- Какую цель поставим ? (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.) (Слайд 4)
- Проблема обозначена. Подскажите, что делать дальше? ( Понаблюдать за глаголами, исследовать.)
- У вас на парте лежит карточка. Значит, вам предстоит работа в парах.
-Наш девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!»
-Выполните задание. Понаблюдайте за данными глаголами. Может быть, вы установите закономерность, от чего зависит написание безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Работа в парах. Обучающиеся выполняют задание, устанавливают закономерность. Делают выводы. (Приложение 1)
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил – погладить
-Какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом - л- пишется тот же суффикс, что и перед - ть в начальной форме.)
-А надо ли определять спряжение у глаголов в начальной форме? (Нет. Достаточно ,только поставить глагол в начальную форму.)
Если дети не смогут сделать вывод , то учитель предлагает им:
- подчеркнуть орфограммы безударной гласной, находящиеся перед суффиксом - л- у глаголов прошедшего времени , и суффиксы , находящиеся перед - ть в начальной форме;
- сравнить в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой;
-сделать вывод о написании суффиксов глаголов прошедшего времени.
- Знания добыли . Как же мы будем рассуждать, чтобы применить их?( Составим пошаговый алгоритм.)
Обучающиеся составляют алгоритм. (Слайд 5)
- Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола прошедшего времени?( Надо поставить глагол в начальную форму.)
- Следующий шаг? ( Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.)
- Что надо сделать после этого? ( В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - написать тот же суффикс, который стоит в начальной форме.)(
-Где мы можем проверить свое предположение? ( В учебнике.)
-Откройте учебники и проверьте правильный ли мы сделали вывод.( Обучающиеся читают правило на стр. 23.)
- Давайте вернемся к глаголу чистил. Использую алгоритм, объясните написание орфограммы.( Чистил- орфограмма безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени. Чист_л -чистить- чистил.)
IV. Физминутка
.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
V. Первичное закрепление.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
- Сейчас используя новые знания, проверим себя.
Работа по учебнику (стр. 23, упр. 297)
Проверка с комментированием. (Обучающиеся объясняют написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени.)
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Перед вами лежит две карточки, выберите то задание, с которым вы считаете, что справитесь. (Приложение 2)
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис...л – зависеть,
Плак…л – плакать,
Ужал…л – ужалить.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес…л, выбеж…л, удар…л.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.
Взаимопроверка по эталону.
VI.Итог урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какими способами?
- А теперь мы все знаем о глаголе?
VII. Рефлексия.
- Запишите в тетради на каждой строчке буквы любые четыре буквы.
- Подберите глагол прошедшего времени на каждую букву, чтобы охарактеризовать наши действия на урок.( Например: с- слушал, р - рассуждал,
м - м, п - писал.)
- Скажите , пожалуйста, использовали ли вы новые знания?
- В каких словах?
Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что скрывается под словами «русский язык»
Оценивание.
- Спасибо за урок!
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил – погладить
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил – погладить
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил – погладить
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил – погладить
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.