Самоанализ урока по русскому языку в 4 классе по теме «Род и число имён прилагательных»
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Дата: 16.01.2024
Цели: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, воспитывать любовь к предмету.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных.
Метапредметные УУД: познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.
Содержание урока соответствовало программным требованиям. Сложность учебного материала соответствовало возможностям учеников четвёртого класса. Структура урока была выбрана оптимальной. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена видов деятельности, объединённых одним сюжетом.
Основная технология, используемая на уроке - системно-деятельностная, которая включала: - использование различных методов и приёмов, повышающих степень активности детей в учебном процессе; - формирование контрольно- оценочной деятельности обучающихся самими обучающими.
Для активизации познавательной деятельности, повышение качества образования, использовалась презентация. На протяжении всего урока доминирующими средствами обучения были словесные и практические методы обучения. Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная.
Материал к уроку был подобран и выбран с учётом межпредметных связей – окружающий мир, что тоже способствовало положительной мотивации детей. Соблюдались принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.
Материал доступен для понимания, этапы урока взаимосвязаны и последовательны.
В ходе урока для формирования функциональная грамотность применялись различные приёмы и методы: игровая ситуация – загадка, работа с информацией, проблемные вопросы, упражнение по словообразованию, правила безопасности «Договори словечко» (межпредметные связи), работа с блок-схемой, ответ на поставленный проблемный вопрос через прослушанную сказку.
Учитывая санитарно-гигиенические требования, на протяжении урока следили за правильностью рабочей позы учащихся и для снятия утомления была проведена физминутка.
Достигнутый результат урока был виден путём самооценки обучающихся. Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребёнка на уроке, а обучающимся почувствовать свою значимость и успешность.
Ученики показали, что умеют работать с учебником, работать с информацией, вести самооценку своей деятельности.
Психологический климат на уроке был позитивный, на мой взгляд, урок целей достиг.
Содержание урока.
На организационном этапе урока я старалась снять напряжение у учащихся и дать положительный настрой на работу. Организационный этап был проведен в стихотворной форме. Это позволило учащимся эмоционально настроиться на работу.
На этапе мотивации учебной деятельности учащихся ребята настроились на работу.
На этапе цели и задачи определили тему самостоятельно, цели и задачи с помощью учителя.
На этапе актуализации знаний использовалась игровая ситуация - загадка, которая развивает познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. На мой взгляд, загадка необходима, ибо учит ребёнка познанию окружающего мира. При проведении словарной работы использовался приём работы с информацией, упражнение по словообразованию. Нахождение непроверяемой безударной гласной, морфемный разбор позволило учащимся обратиться к своим знаниям, заставило их мыслить, вспоминать изученный материал.
На этапе самоопределение к деятельности повторили правила безопасности «Договори словечко» с учётом межпредметных связей – окружающий мир, что тоже способствовало положительной мотивации детей. Перед учениками ставились посильные познавательные проблемы, что вызвало положительное отношение к процессу познания.
На этапе работа по теме урока повторили признаки имени прилагательного как части речи, провели наблюдение над изменением имён прилагательных (составляли словосочетания с данными прилагательными, выделяли окончания имён прилагательных; определяли род и число имён прилагательных по окончаниям и вопросам), получили ответ на поставленный проблемный вопрос через прослушанную сказку. Обучающиеся проявляли внимание, были нацелены на успешную работу и выполнили задание в соответствии с поставленной целью. Далее, опираясь на блок - схему, было проведено обобщение знаний о падежных окончаниях имён прилагательных и сопоставление окончаний имён прилагательных м., ср. и ж. родов.
На этапе закрепление изученного была проведена самостоятельная работа с целью оценки умения правильно писать окончания имён прилагательных, определять их род, число. Образовывали однокоренные прилагательные от существительных. Обучающиеся учились ориентироваться в своей системе знаний и умело применять их на практике. Они учились анализировать собственную работу, принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий
На этапе рефлексии и подведения итогов урока ребята сами оценили свою работу на уроке. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих учащихся. Приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Технологии, используемые на уроке:
1. Деятельностного метода: самоопределение к деятельности; актуализация знаний; самостоятельная работа; включение в систему знаний и повторения; рефлексия деятельности;
2. Личностное ориентирование: оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться; стимулирование учащихся: хвалю, показываю достижения, обращаюсь к самолюбию ученика.
3. Здоровьесберегающие технологии: состояние психологического микроклимата; учет социально-психологического развития детей.
4. Информационно – коммуникативная технология.
Система дидактических принципов:
o Принцип деятельности - ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности.
o Принцип целостности – изучать явления неразрозненно, а во взаимной связи.
o Принцип психологической комфортности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.